Воспитательное мероприятие "Ох уж эта старуха Шапокляк"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Данная разработка относится к внеурочной деятельности. Занятие адресовано младшим школьникам, а именно способствует развитию представлений учащихся о себе, а так же направлено на проработку в детском коллективе принципов толерантности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_vospitatelnogo_meropriyatiya.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект воспитательного мероприятия

«Ох уж эта Старуха Шапокляк»

«Через других мы становимся самими собой»
Л.С. Выгодский.

Цель мероприятия: развитие представлений учащихся о себе, а так же проработка в детском коллективе принципов толерантности.

Основные задачи мероприятия:

1. Осознание своих индивидуальных особенностей и способностей;

2. Формирование позитивного отношения к себе и другим;                                           3. Развитие конструктивных и новых форм сотрудничества;

4. Актуализация скрытых личностных ресурсов;

5. Приобретение навыков оценки собственной личности через конструктивное сравнение себя и окружающих;

6. Развитие способности видеть свои сильные и слабые стороны.

7. Демонстрация способов позитивного восприятия действительности.

Форма проведения:  развивающая игра с элементами тренинга.

Оборудование: листы бумаги формата А4, краски, кисточки, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, картинки (можно взять газеты, журналы, открытки), вырезанные заранее из журналов, музыка (ритмичная и релаксационная).

Возраст воспитанников: 9-11 лет.        

 Ход мероприятия

1. Вводная часть

1.1. Приветствие

Участники мероприятия садятся в общий круг (стулья расставлены кругом заранее, в центре стоит стол с заготовками). Учитель приветствует всех, рассказывает участникам, зачем они собрались (поиграть в одну интересную игру, вернуться в сказку, которую знает каждый ребёнок).

Время проведения – 2 минуты.

1.2. Разминка «Я и Мы»

Учитель предлагает участникам показать, используя только лишь большой палец правой руки, в каком настроении они пришли на занятие: «Если Вы пришли сегодня в хорошем, бодром настроении – поднимите палец вверх; если настроение нельзя назвать плохим, но и хорошим его не назовёшь – переведите палец в горизонтальное положение; ну а если настроение плохое, Вы подавлены,  или находитесь с нами не по своей воле -  опустите, пожалуйста, палец вниз».

После выполнения данного ритуала, учитель предлагает детям поиграть в игру «Расскажи мне о себе». Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге что-нибудь новое, так просто и не открывающееся в повседневной жизни. Назначается водящий. Далее убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре, не любит ссориться и т.п. После подвижного упражнения участников спрашивают о том, узнали ли они что-то новое друг о друге.

На этом этапе учителю необходимо спросить у учащихся, что они узнали нового о тех членах группы, которые являются не полностью принятыми и понятыми в коллективе. Здесь учитель акцентирует внимание участников на положительных сторонах и качествах слабо принятых членов группы.

Время проведения – 7 минут.

2. Основная часть занятия

Учитель начинает рассказ о хорошо известной детям старухе Шапокляк:  «Сегодня я хочу познакомить Вас со сказкой о Старухе Шапокляк.                                         Жила себе  сварливая, жадная, вредная старуха. Всё ей не нравилось, всего ей не хватало. Пойдет она по городу погулять и видит: звери дома свои обустраивают, природе и друг другу радуются, крокодил Гена и его друг Чебурашка песни поют. Красота!

А старушку злило это всё, да так сильно, что выпускает она из своей сумочки любимую подружку крысу Лариску, научает её гадостям, и пускает пакости делать другим зверям. Мешала она другим трудиться и веселиться. Ведь завистлива, выходит, была к тому же наша старушка. И вот так, злясь и пакостничая всем вокруг, ведь дожила она до старости.

Друзей у нее не было, в гости никто не приходил, да и к себе никто не приглашал. Хотя, впрочем, была у нее подружка одна  - крыса Лариска. Маленькая, хитренькая, такая же вредненькая, ну что с неё взять? Ни поговорить, ни чаю вместе испить, ничего. Вот и проводила старуха Шапокляк  все время свое в составлении коварных планов и гадких задумок…».

Далее детям предлагается ответить на несколько вопросов:

- Какие чувства Вы испытываете, слушая про старуху Шапокляк?

- Как Вы думаете, почему у неё нет друзей?

- Есть ли среди нас те, кому стало жалко старуху?

- Как Вы думаете, может ли она измениться, и что для этого нужно?

2.1. Игра «Портрет моих «минусов»

Далее учитель предлагает участникам подойти к столу(подходят дети по 5 человек по очереди), на котором имеется необходимое количество заготовок, и выполнить творческое задание: нарисовать или составить коллаж из картинок, используя вырезки из журналов, на тему: «Портрет моих «минусов», поясняется, что  при этом надо изобразить себя таким, каким Вы бываете, когда проявляете свои негативные качества.

Это упражнение позволяет увидеть свои негативные стороны с юмористической стороны: в таком виде дети легко воспринимают и анализируют свои негативные качества, сравнивают свои «минусы» с «минусами» своих товарищей, и, даже если ребёнок считает свои отрицательные черты (например, тревожность, вспыльчивость, агрессия)  угнетающими, видя их же у товарища, несколько переоценивает это, смотрит на это несколько с другой стороны. После выполнения коллажа, дети обмениваются (с подачи учителя) способами, как с этими проявлениями можно бороться, и как это делают они. Такой способ работы очень эффективен, так как здесь нет рекомендаций и научений взрослых, дети обмениваются собственных опытом, что очень действенно и важно.

Время для выполнения — 15 минут.        

Учитель вновь возвращается к рассказу сказки: «Но вот  однажды проснулась Баба-яга от громкого стука в дверь. «Кого это нелегкая принесла?-  подумала она. - В такой ранний час даже Лариска ещё спит». Закряхтела она, поднимаясь с постели, и пошла дверь открывать. Открыла, глядь - а на пороге крокодил Гена и Чебурашка стоят и улыбаются.

« Здравствуй, красавица, с добрым утром! Разреши в дом твой войти» - сказал Гена.

Посмотрела наша старушка по сторонам - нету нигде никакой красавицы, а они стоят да улыбается во весь рот, на нее смотрят. «Это вы что, меня красавицей назвали?»-  спросила она. «Тебя, милая, тебя, хорошая. Так пустишь ли ты нас?». Ну уж входите, раз пришли», -проворчала Шапокляк, но почему-то улыбнулась. Пропустила она гостей в дом, а сама ненароком в зеркало посмотрела. Вот чудеса,  как будто восьмидесяти лет как и не было! Смотрит на нее красавица, всего пятидесяти лет от роду да улыбается. Поставила она тут самовар, пригласила гостей, с Лариской, к столу, чай пить. Улыбается, всё чаю гостям подливает, рассказывает добрые истории из детства, расспрашивает друзей об их делах добрых. Глядь, а конфеты в вазе закончились, пошла она за ними в другую комнату, а на пути – зеркало. Заглянула в него она – а оттуда смотрит на нее краса - всего сорока лет, улыбается, довольная».

Далее идёт обсуждение услышанного по вопросам:

- Что помогла старухе Шапокляк преобразиться? Что стало поводом преображения (доброе отношение со стороны)?

- Как отреагировала наша старушка на это событие?

- Приложила ли какие-либо усилия Шапокляк?

- Как вы думаете, а имеет ли значение отношение и обращение людей к человеку, на то, как он себя ведёт и ощущает в обществе?

Время выполнения – 5 минут.

2.2. Упражнение "Подари себе ещё одно имя".

Цель этого упражнения состоит в достижении каждым ребёнком максимально благоприятного эмоционального состояния. Включается приятная расслабляющая музыка. Учитель предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться.        Далее говорит: «Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие». 
По прошествии достаточного для выполнения задания времени (5-7 минут) участникам предлагает обсудить результаты индивидуальной работы.  Каждый участник  (если пожелает) рассказывает группе об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии с обязательной рефлексией источника своего позитивного чувства. По окончании рассказа каждому участнику придумывается добавочное к имени «предложение - определение», определяющее его благоприятное состояние, в котором должна отражаться самая суть получения ресурсного эмоционального состояния: «Я тот, который ... (сохраняет спокойствие в сложных ситуациях)», или «Я уверен в себе, когда я ... (совершаю добрые дела)».                                                                         После выполнения упражнения проводится небольшое обсуждение.                     Время выполнения: 10 минут.                                                                                          
2.3. Упражнение «Я такой, какой я есть»

Учитель вновь приглашает участников обратиться к заготовкам – выполнить творческое задание: на этот раз дети рисуют или выполняют коллажи на тему «Я такой, какой я есть». Дети, стараясь, выполняют задание (свои работы они помечают, чтоб ведущий знал, кому принадлежит работа). После этого работы собираются вместе, и группой обсуждается, кто это изображён – на кого похоже изображение, чьи «плюсы» на нём представлены. Учитель задаёт группе наводящие вопросы, помогая узнать, чья это работа и какие достоинства имеет человек.

Время выполнения — 12 минут.

Ведущий продолжает сказку: « Покружилась у зеркала Шапокляк, а тут и гости с кухни выходят, довольные. Пригласила она их смотреть диафильмы на кинопроекторе. Все сели смотреть. Как первый фильм закончился, Шапокляк встала скорее другой включать, а Гена и говорит: «Сиди, Шапокляк, отдыхай, я все сделаю сам».

2.4. Упражнение “Подарок”

Учитель предлагает детям собраться в пары (по принципу ближайшего местонахождения – кто с кем рядом находится) и подарить друг другу в паре подарок. Для этого можно подойти к столу и нарисовать или выполнить коллажем тот подарок,  который, на их взгляд, необходим именно этому человеку. Учитель разъясняет, что дарить можно все что угодно: дворцы, виллы, картины великих художников, личностные качества или символы потребностей данного человека: счастье, удачу. Далее участники дарят друг другу подарки и рассказывают (если желают), почему именно это они дарят.

           Время выполнения: 10-12 минут.

Учитель продолжает сказку: «Посмотрели они диафильмы, а Чебурашка утомился - устал, спать захотел. Постелила ему Шапокляк постель, уложила,  а сама в другую комнату пошла – стихи сочинять, поняла, что именно этого ей и недостаёт. Сидит, сочиняет, смотрит в окно - воздух свежий вдыхает. Вокруг птички поют, цветы благоухают, зверюшки разные бегают. Красота! «Красота? Что это со мной?» - удивилась вдруг Шапокляк. А на улице детки гуляли в то время, машут ей руками, улыбаются. Она им отвечает тем же. Выпустила в окто тогда она несколько разноцветных шаров воздушных, а дети рады, смеются. «Спасибо, милая душа» - отозвались счастливые дети. «Милая душа», - это мне все, подумала она, и к зеркалу подошла. Посмотрела в него, а оттуда девица-красавица на нее смотрит. «Вот это да!» - удивилась Шапокляк и давай танцевать. И так разошлась она, что не заметила, как на подоконнике зрители появились — зверюшки да птички разные.

Смотрят они на неё и движения за ней повторяют».                                                  

2.5 Упражнение  “Повтори движение”

Для выполнения упражнения учащиеся берутся за руки и по предложению ведущего составляют различные фигуры: круг, квадрат, треугольник. Затем ведущий предлагает участникам по очереди показать любое свое движение или упражнение. Остальные члены группы показанное движение повторяют. Включается ритмичная музыка.

Время выполнения: 5 минут.

Ведущий продолжает сказку: «Тут и Чебурашка вскоре проснулся. Выспался, довольный. Успел даже посмотреть за упражнениями Шапокляк. «Знаю я эти упражнения, йога это. И много других знаю» - сказал он. И давай движения и приемы разные показывать. Ух и понравилось всё это нашей Шапокляк. «Я теперь каждое утро их делать буду», - сказала она и вдруг вспомнила про крокодила Гену, который в кресле с газетой в другой комнате один скучает, да к нему поспешила. Зашла в комнату, а узнать ее не может: чистота, красота, ремонт новый, светлый, радужный, все новое там».

Здесь можно провести релаксирующее упражнение «Дом моей души», если участники мероприятия ещё не устали и группа расположена на подобную работу. Это упражнение носит рекомендательный характер, выполнение его не обязательно.

2.6. Релаксационное упражнение “Дом моей души”

Учитель предлагает участникам группы сесть максимально удобно, закрыть глаза, глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, расслабиться. Затем он зачитывает текст (от ведущего требуется умение вести медитацию).

Учитель: «Представьте, что вы оказались в волшебном мире, где есть место, в котором вам хорошо. Ваше любимое место на земле… Где оно? Я не знаю, это выбираете вы. У кого-то это тихая лесная речка или поляна, где растет много разных цветов. Вы ложитесь в цветы, и какой-то цветок оказывается совсем близко от вашего лица. Вот он качнулся навстречу вам и открылся, и вы улыбнулись ему. У вас нет желания его срывать — вы просто поняли, что он почувствовал вас и передал вам свою красоту. Вы улыбнулись ему и поблагодарили. Вам хорошо. А кто-то, возможно, оказался в совершенно другом месте: высоко в горах, где прохладный туман и очень чистый воздух, где вы будете совершенно одни, где могут быть чудеса и волшебство. А может быть, вы находитесь на скале, с которой открывается вид на море. Я не знаю, где будете вы, но я знаю, что в этом мире — в вашем мире и на вашем месте — возможны чудеса.

И на этом месте, на месте, которое выбрали вы, вы построите свой дом. В вашем распоряжении — всё, что захотите. Пока дом существует только в вашем воображении. Его еще нет. Но контуры его вам уже немного видны. Каким он будет — именно в том месте, где вы собирались его построить? Он будет большой, высокий или он будет маленький, тихий, аккуратный? Вам нужно сделать разметку: здесь будут стены, тут возможен подвал. Какие будут закладываться стены у вашего дома? Это будут большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? А подвалы? Они будут глубокие, большие? Знаете ли вы, что в них находится?

Или это будет простой дом на сваях, с легкими летними стенами, потому что в вашем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза?

Вы начинаете возводить эти стены. Какие окна будут в вашем доме? Попробуйте представить их, увидеть. Это будут большие, легкие, всегда открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или небольшие, аккуратные, очень теплые окошки со ставнями. Каким будет вход в ваш дом, какая дверь? Попробуйте увидеть ее, представить. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважением к хозяину? Или это будут невесомые стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка? Будут ли замки на дверях вашего дома? Что человек увидит, когда он войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор? Сколько будет этажей в этом доме: два, три? Какая будет крыша у вашего дома — и что будет под ней? Будет ли там поэтическая мансарда, или это будет чердак для старых заброшенных вещей? На что будет похож ваш дом?

И какая комната в доме будет ваша самая любимая? Попробуйте сейчас увидеть ее. Где вы находитесь? В какой комнате? Что сейчас перед вами? Оглянитесь, почувствуйте. В этой комнате вы проводите основные часы, время своей жизни. Подойдите к окну: какое это окно? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые откидываются ветром, потому что окно ваше открыто, потому что за этим окном тепло и свет? Или окна закрыты тяжелыми плотными шторами, которые создают уют и дают возможность быть одному в этом царстве — вашей комнате?

Что стоит в комнате, какая мебель, где ваш рабочий стол? Какое место в ней самое уютное, самое красивое: где вы работаете или где отдыхаете? Это старый диван или легкая кровать? Много ли книг в вашей комнате? Много ли вещей в ней? Всё ли вы хорошо видите в своей комнате? Красива ли она? Это комната действительно для работы? Или она во многом для красоты? Или это комната для отдыха? Вы любите свою рабочую комнату? Какие у вас чувства ко всему, что вас окружает? А что лежит на вашем столе? Вы видите эти белые листы бумаги? Что пишете на них? Какая жизнь отражается в них? Красив ли ваш почерк, когда вы пишете свою жизнь на этих листах бумаги? Чувствуете ли, как невесомы листки этой бумаги, как они летают?

Прислушайтесь: есть ли какие-то звуки вокруг вас, есть ли люди в вашем доме? Если вы выйдете из комнаты, посмотрите, есть ли здесь еще кто-то: дети, друзья, родители… Они живут здесь постоянно или приходят в гости, когда вы их позовете? Что для них здесь сделано, что для них приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить?

А что вокруг вашего дома — посмотрите… Какой пейзаж вы видите вокруг? Много леса, или высокие горы, или синее море… Трава… Цветы… Это все сделано вашими руками или растет само? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у вас возникают ко всему, что вы видите? Посмотрите на то, что окружает ваш дом, посмотрите на свой дом со стороны: нравится ли он вам? Или в нем что-то не достроено?

Сохраните его в памяти: иногда он будет казаться вам другим, он может даже менять свои очертания. Запомните его и, главное, запомните свои чувства к нему, это важно для вас. В этом доме вы так часто бываете, в этом доме вы так много живете… и будете жить… Запомните этот мир, запомните это место и, если это хорошие чувства, знайте, что бы ни происходило вокруг вас, у вас всегда на земле есть место, куда вы можете прийти, где вы можете оказаться и где вам всегда будет так хорошо… Вы увидите то, что так любите видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги вам, и сюда приходят те люди, которые так близки вам. Здесь дует тот ветер, который радует вас, здесь случаются те чудеса, которые любите вы. Это ваш мир, никто не может отнять его у вас, только вы создаете его. Вы властелин этого мира, вы гость этого мира, вы центр этого мира, мир ваш — и вы часть этого мира.

А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь…».

После выхода из медитации  предлагается сохранить в душе все, что удалось увидеть, и постараться это понять.

Ключ к пониманию заключается в том, что увиденный дом — это метафорическое представление своего Я.

При желании участники могут нарисовать этот дом, а затем, разделившись на пары, рассказать друг другу, какой дом они увидели, как это понимают, как к этому относятся и какие чувства дом у них вызвал.

Заключение сказки: «Вот ведь как жизнь моя изменилась!», - подумала Шапокляк и в зеркало посмотрела, а там - молодая, красивая женщина с сияющими глазами смотрит на нее и улыбается. «Ух и жизнь у меня впереди -  новая, интересная!» - сказала она.

3. Заключительная часть

Учитель и учащиеся обсуждают сказку, а параллельно с событиями сказки, обсуждают упражнения, которые проводились совместно с ними – для активации тех или иных чувств и размышлений. Участники занятия обсуждают мероприятие, делятся своими впечатлениями. Говорят, какой вывод для себя сделали.

Учитель благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказкой. А учитель просит отозваться о настроении, после проведённого мероприятия: «Если Вам понравилось мероприятие, вы находитесь в хорошем, бодром настроении – поднимите большой палец вверх правой руки; если настроение нельзя назвать плохим, но и хорошим его не назовёшь – переведите палец в горизонтальное положение; ну а если настроение плохое, Вы подавлены,  или очень утомились -  опустите, пожалуйста, палец вниз».

Учитель благодарит участников за отзывы и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодние проказы Шапокляк и Бабы Яги.

Общешкольный новогодний праздник....

Изложение "Шапокляк". Урок развития речи

Урок развития речи в системе уроков русского языка с использованием презентации...

Методическая разработка праздника, посвящённого Дню знаний "Банда Шапокляк против Деда Мороза"

Сценарий разработан на основе музыкальной сказки А.Хайта и А.Левенбука "Происшествие в стране Мульти-Пульти"....

Сценарий новогоднего представления "Новогодние проказы Шапокляк и Бабы Яги"

Сценарий новогоднего представления "Новогодние проказы Шапокляк и Бабы Яги"...

«Чудеса в решете» или Новый год с Шапокляк.

laquo;Чудеса в решете» или Новый год с Шапокляк....