Сценарий классного часа "Праздники на Руси. Масленица."
классный час (3 класс) на тему

Васюкова Таисия Анатольевна

Тема "Широкая Масленица"

Цели:

 -Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями.

- Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям

- Развитие творческого воображения.

Задачи:

- Познакомить с традициями празднования Масленицы.

- Воспитывать личностные качества: интернационализм, дружелюбие.

- Развивать познавательную активность, коммуникативность, творчество, воображение, мышление, активизировать словарный запас, расширять кругозор.

- Формировать чувство коллективизма, внимания и чуткости друг другу и окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий классного часа45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»»

СЦЕНАРИЙ

классного часа

для 3-4 классов

на тему:

«Праздники на Руси. Масленица»

Подготовила:

учитель нач. классов

Васюкова Т.А.

Тема "Широкая Масленица"

Цели:

 -Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями.

- Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям

- Развитие творческого воображения.

Задачи:

- Познакомить с традициями празднования Масленицы.

- Воспитывать личностные качества: интернационализм, дружелюбие.

- Развивать познавательную активность, коммуникативность, творчество, воображение, мышление, активизировать словарный запас, расширять кругозор.

- Формировать чувство коллективизма, внимания и чуткости друг другу и окружающим людям.

Оборудование: чучело Масленицы, стенд “Широкая Масленица”

Ход занятия

Ведущая (Учитель): У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, песни, обычаи и праздники.

Вбегают скоморохи.

1 скоморох: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!

2 скоморох: А чего они сошлись, сами поди не знают. Лучше бы дома сидели.

1 скоморох: Наверное, на блины набежали. Видел, какие столы в столовой?

2 скоморох: Да!!! Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь - лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?

1 скоморох: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?

Ведущая: Я отвечу на ваши вопросы – и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. И народ здесь собрался, чтоб зиму проводить и весну встретить. Весёлые русские песни попеть да в игры поиграть.

Звучит музыка зимы. Выходит Зима.

1 скоморох: Ой! Смотрите, сама Матушка Зима к нам в гости идёт.

Зима: Низкий поклон вам, добрые люди! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А может, на вас ещё морозца напустить?

Скоморохи хором: Нет, не надо, спасибо.

Зима: А раз нет, то порадуйте меня, повеселите. Покажите свою силу и ловкость, да удаль молодецкую!

2 скоморох:

А кто сильнее из ребят, 
А ну, берёмся за канат! 
Тот, кто перетянет, 
Самым сильным станет.

Перетягивание каната. 

Команды встают напротив друг друга. Игроки каждой из них строятся друг за другом, крепко держась за талию впередистоящего (как в сказке «Репка»). Первые участники команд берутся за обе руки. На земле между ними обозначают линию. По условному сигналу одна команда старается перетянуть другую через линию на свою сторону.

Ведущая: Матушка Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова.

1 скоморох: Даже за сильные морозы спасибо, на то ты и Матушка Зима.

2 скоморох: А теперь дозволь передать власть Весне-Красне. Она уж не за горами. Поможет нам в этом Масленица.

Ряженые вносят куклу-Масленицу (музыка).

1 скоморох:

Наша Масленица дорогая 
Ненадолго к нам пришла. 
Мы думали, на семь недель, 
Оказалось – на семь дней.

– Первый день - понедельник – встреча.

2 скоморох:

Спешите, спешите, спешите скорей! 
Нет праздника нашего веселей.

1 скоморох:

Масленицу встречаем – зиму провожаем.

(Провожают Зимушку).

Ведущая: Какие пословицы вы знаете про Масленицу?

(Ответы детей – домашнее задание)

2 скоморох: Вторник– заигрыш.

Ведущая: В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. 

Бег на трех ногах. Играющие разбиваются на команды, каждая команда — на пары. Им связывают ноги (правую ногу одного ребенка с левой ногой другого). Флажками отмечают дистанцию. Пара на трех ногах добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. И т.д. Чья команда скорее закончит соревнование?

                                                        Награда – угостить блинами.

1 скоморох:  Среда – лакомка.

Ведущая: Тут среда подходит – лакомкой зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи.

На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще.

Конкурс:  Требуется по 6 будущих зятей от классов.

                Задание- кто быстрее напечет блинов (вырезать из бумаги и перенести на другой конец зала).

2 скоморох:  Четверг – разгуляй

А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости, снежные бои…

Ведущая: Игра: Бой подушками

                                                                Награда – угостить блинами.

1 скоморох:  Пятница – тещины вечерки

Ведущая: Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки.

Мама вашей мамы для вашего папы – теща.

Игра “Собери блин” (На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце)

  • Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
  • Не житьё, а Масленица.
  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица объедуха, деньгам приберуха.
  • Блин не клин, живота не расколет.
  • Без блина не Масленица.
  • На горах покататься, в блинах поваляться.
  • Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

- Почему на Масленицу пекли именно блины? (символ солнца)

2 скоморох:  Суббота – золовкины посиделки

Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением являются блины.

2 скоморох:  Воскресенье – прощеный день

Ведущая: В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение.

- За обиды нас простите, зла на нас вы не держите.

Всем спасибо за внимание, 
За задор, веселье, смех. 
За огонь соревнованья, 
Созидающий успех. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Заступники Руси святой"

Материал содержит презентацию и сценарий внеклассного мероприятия к празднику 9 мая (можно и 23 февраля) в начальных классах - "Заступники Руси святой". В теме затрагиваются большинство защитников Рус...

Единый классный час "Крещение Руси"

Князь Владимир I Святославович (?-1015) – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Ревностный язычник имевший в своём гареме около 800 жён и образцовы...

Классный час "Крещение Руси"

Крещение Руси при князе Владимире....

Классный час "Крещение Руси -обретение истории!"

Разработка классного часа "Крещение Руси - обретение истории" нацелено на привлечение внимания учащихся к начальным событиям христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира, раскрыть исто...

Классный час "Крещение Руси"

В методической разработке содержится материал о Кркщении Руси князем Владимиром. В доступной форме учащиеся смогут усвоить о том как это случилось в те давние - давние времена....

Классный час «Крещение Руси. Князь Владимир».

Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней....