Работа с родителями
статья (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра начального общего образования
Родительский лекторий
Тема: «Особенности памяти и мышления второклассников и способы их развития»
Исполнитель:
Быкова Любовь Матвеевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №37
Кемерово 2014
Родительский лекторий
« От того, что мы выберем сегодня,
зависит наше завтра» П. Бошен.
Тема: « Особенности памяти и мышления второклассников и способы их
развития»
Цель: Дать родителям полную информацию об особенностях развития памяти
и мышления ребят в возрасте 8-9 лет.
Задачи: 1 Помочь родителям осознать важность развития памяти и мышления
именно в этом возрасте: 8-9 лет сензитивный период для развития .
2 Ознакомить родителей с практическими приёмами развития памяти и
мышления.
3 Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.
Ход собрания:
1 Сообщение темы и задач собрания
2 Анкетирование родителей
Вопросы анкеты:
- Умеет ли ваш ребёнок фантазировать и мечтать?
- Любит ли ваш ребёнок перевоплощаться?
- Может ли подробно пересказать то, что увидел и услышал?
- Легко ли заучивает наизусть заданный материал, стихи?
3 Обобщение результатов анкеты
Большинство ответов «ДА» на вопросы анкеты— у вашего ребёнка огромные потенциальные возможности развития хорошей памяти и высокого уровня мышления, главное-не упустить сейчас этот момент
Большинство ответов «НЕТ» или 2:2 на вопросы анкеты — у вашего ребёнка
может быть и нет такого огромного потенциала, но сейчас наступил самый благоприятный период развивать мышление и память вашего малыша и достичь высокого уровня. Всё в ваших руках!
4 Актуальность данной темы
Как мы видим из результатов анкеты, у наших ребят разные способности.
Но возможность развивать их есть и должна быть у каждого ребёнка, тем
более, что сейчас наступил благоприятный, или, как говорят психологи-
сензитивный период для развития памяти и мышления. Другого такого
периода, к сожалению, не будет. И важно именно сейчас не упустиь время,
приложить максимум усилий. Сегодня мы поговорим об этих мыслительных
процессах, а самое главное — вооружимся приёмами их развития и будем вместе помогать нашим детям.
5 Лекторий для родителей об особенностях памяти и мышления второклассников
(рассказ учителя или школьного психолога, просмотр презентации)
Мышление- это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообраз-
ные вспомогательные приёмы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний.
При поступлении ребят в школу их мышление носит эмоционально-образный характер, т.е это мышление, в котором на первый план выступают действия с
образами, а не с понятиями. И чем ярче, эмоциональнее этот образ тем лучше он запоминается, вызывает больший интерес к познанию. Этот вид мышления присущ и второклассникам. Но уже сейчас у ребят начинает формироваться
абстрактно- логическое (или словесно логическое) мышление. Это такой вид мышления, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материалом для них выступают понятия. Так-же в этом возрасте начинает развиваться практическое мышление — преобладание реальных практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.
С понятием «мышление» тесно связано понятие «интеллект». Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные и практические задачи.
Мышление непосредственно связано с речью, памятью, воображением.
Развивая речь, как инструмент мышления, память, воображение- мы развиваем мышление ребёнка.
Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграни-
чить. Обаэти прори поцесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество
всегда подчинено сознанию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже известными знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: «Круг замыкается, познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) проверяется и уточняется мышлением»- пишет академик А.Д. Дудицкий. У младших школьников в период 8-9 лет идёт интенсивное развитие воображения и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать творческое мышление.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, наме-
чать новые цели. Большое значение для развития творческого воображения имеют кружки: художественные, литературные, музыкальные, научно- исследовательские, технические. Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.
Память- это способность к получению, хранению и воспроизведению жизнен-
ного опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. В связи с временем сохранения материала выделяют следующие виды памяти:
-мгновенная (длительность от 0,1 до 0,5 секунд) это память-образ
-кратковременная (около 20 секунд), связана с актуальным сознанием
-оперативная- хранение информации в течение заданного срока
-долговременная- это память, способная хранить информацию в течение
практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться сколь угодно раз без утраты.
Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Ведь не зря в народе говорят
«Повторение- мать учения.» В возрасте 8-9 лет у ребёнка закладываются все предпосылки и наступает благоприятный период к развитию долговременной памяти. Систематически в разных формах повторяя материал, заучивая наизусть и переодически повторяя стихи, правила, таблицу умножения мы развиваем долговременную память.
По способу запоминания память может быть:
Зрительная — связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая — хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков.
Двигательная — понимание, сохранение, воспроизведение движений
Эмоциональная- память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.
У ребят-второклассников хорошо развита зрительная и эмоциональная память,
но открывается сензитивный период для развития слуховой и двигательной памяти. Это благоприятный период для начала занятий в спортивных секциях,
музыкальной школе.
Мозг ребёнка в этом возрасте обладает такой пластичностью, которая позволяет им справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием.
(например, игра «Снежный ком») Но всё таки нужно помнить, что память в этом возрасте носит преимущественно наглядно-образный характер. Поэтому ребята запоминают надолго и легко воспроизводят тот учебный материал,
который преподносится ярко, нестандартно, интересно и конкретно.
Запоминание бывает непроизвольное (происходит автоматически, без особых усилий, без постановки специальных задач) и произвольное (требует постановки задач на запоминание и воспроизведение, а сам процесс требует волевых усилий) . Постоянная тренировка памяти именно в этом возрасте при-
ведёт к расширению объёма памяти ребёнка, развитой ассоциативной памяти,
произвольному запоминанию учебного материала. Родители могут и должны стать серьёзными помощниками своему ребёнку в развитии памяти и мышления в целом. Я хочу предложить вам ряд упражнений и специальных игр, в которые можно играть с ребенком и всей семьёй для развития памяти , мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
6 Практикум по проигрыванию игр с родителями
( В конце практикума предлагается памятка-сборник игр)
Игра 1
Рассказы на тему «Что мог бы рассказать мой портфель»
«Разговор двух тетрадок»
«Что видел сегодня цветок на окне»
«Если бы я был волшебником» и.т.п.
Можно объявить семейный конкурс на самый интересный рассказ.
Игра 2
Нарисуй слово
Ребёнку предлагается рисовать при помощи рисунка то , что он услышит, а потом по рисункам воспроизвести слова: счастье, горе, доброта, обман, болезнь.
Богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота и.т.д.
Игра 3
Неполная фигура
На листе изображены круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, прямая и.т.д.
Нужно нарисовать предметы, либо целую картину.
Игра 4
«Что пропало?» или «Что появилось?»
На столе 10 предметов. Ребёнок смотрит 1-2 минуты. Отворачивается, 1-2 предмета убираются. Ребёнок должен назвать что пропало. В качестве водящего может быть и взрослый. Аналогично проводится игра «Что появилось?»
Игра 5
Что в коробке?
Взрослый прячет предмет в коробку и даёт его описание словесно. Ребёнок отгадывает. Потом можно поменяться ролями.
Игра 6
Я знаю 10 названий...
Водящий берёт мяч и говорит «Я знаю 10 названий деревьев — берёза — раз...»
и передаёт мяч другому. Кто не может продолжить- выбывает из игры. Аналогично берутся названия игр, машин, сказок, писателей и.т.д.
Игра 7
Игра с палочками. Водящий выкладывает фигурку из палочек. Ребёнок повторяет, можно на время, можно усложнить, закрыв фигурку и предложить выложить по памяти.
Игра 8
«Покупки в магазине»
На диване разложить несколько вещей. Попросить принести вещь не называя её, а по описанию. Потом поменяться ролями.
Игра 9
«Ассоциации»
Играют 2 и более человек. Первый говорит, напрмер « Я-гроза» второй и остальные называют ассоциации «А я- туча», «Я-зонтик», «А я лужа» и.т.д.
Можно усложнить, изображая эти предметы. Кто не находит ассоциацию- выбывает.
Игра 10
«Снежный ком»
Чем больше человек играют в эту игру, тем лучше.
Первый говорит, например «Меня зовут Ромашка, я умею прыгать», второй повторяет «Её зовут Ромашка, она умеет прыгать, а меня зовут Зайчик, я умею бояться» третиий повторяет то, что сказали два предыдущих игрока и говорит своё и. т. д.
Игра 11
Назови одним словом или назови слова на тему.
Например, водящий говорит «Маша, Катя, Оля — это..» а игрок продолжает.
Или «Назови 5 дом. Животных» и.т.д.
Игра 12
«Что следует»
Водящий говорит «Если светит солнце, то......» или «Если сегодня суббота, то завтра....» и.т.д.
7 Знакомство родителей с расписанием работы школьных и районных кружков,
спортивных секций.
8 Подведение итогов собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...