Программа развития классного коллектива
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа развития классного коллектива 1-4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 РАССМОТРЕНО                                                                     УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете                                                   директор МБОУ СОШ№1

«___»___________                                                              

                                                         «__» ____________

Воспитательная программа

«Единство»

1 – 4 класс

                                                Составитель:

    Косых Елена Николаевна,

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                   

Программа развития классного коллектива

                          Пояснительная записка.

В человеке, которого мы воспитываем,

должны сочетаться нравственная чистота,

духовное богатство, физическое совершенство.

В.А. Сухомлинский

       Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия:  «нравственность, «духовность»,          «патриотизм», « гражданственность».      

       Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

       Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

       В условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества социально значимые ценности отошли на задний план, стали преобладать сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием.

       Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил:     « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и всё совершенствовать».

       Воспитание - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

       Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия  классного  руководителя и ученика.

Цель: организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой           личностного становления каждого ребёнка.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья детей, обучение сохранению и совершенствованию   психического и физического здоровья.
  2. Воспитание сознательного отношения к учёбе, стремления самостоятельно получать знания.
  3. Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.
  4. Формирование положительной Я – концепции.
  5. Развитие умения общаться и сотрудничать.

      6.   Содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей.

Цели обучения и воспитания должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни.

Какие качества необходимо развивать у учащихся?

1. Интерес к самому себе.

2. Самопризнание себя как личности

3. Управление самим собой.

4. Уважение чужого мнения.

5. Любознательность и вовлечённость в деятельность.

6. Эмоциональная устойчивость.

7. Мотивация действий и поступков.      

                    Функции классного руководителя в начальной школе.

- Забота о развитии каждого ребёнка.

- Помощь в решении возникающих проблем.

- Организация разнообразной деятельности в классе.

        Круг функциональных обязанностей классного руководителя можно разделить на  группы:  

1 группа – Организация деятельности классного коллектива.

2 группа – Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.

3 группа – Организация жизни класса во внеурочное время.

4 группа – Изучение личности и коррекция в воспитании.

5 группа – Работа с родителями.

  Ученическое самоуправление в воспитательной системе класса.

           Главное внимание уделяется саморазвитию детей, проявление инициативы через    воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе. Ведётся работа по сплочению классного коллектива, формированию лидерских качеств. Дети учатся отвечать за свои поступки, видеть перспективу своих дел.

      Основная цель развития детей заключается в том, чтобы не давать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

      Самоуправление в классе осуществляется посредством деятельности звеньевых, работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования  поручений в звеньях.

                                         Наш класс – «Единство»

                                                   Наш девиз:

«Учимся,творим и радуемся вместе

Мы познаём себя и мир

Нам это интересно»

           

         

       Принципы построения воспитательной работы:

      Принцип открытости.

       Планирование школьниками жизни в классе совместно с классным руководителем с учётом своих интересов, потребностей и желаний.

      Принцип привлекательности будущего дела.

       Увлечение учащихся конечным результатом выполняемого дела.

      Принцип деятельности.

       Активное участие школьников во всех мероприятиях, которые проводятся в школе (конкурсах, праздниках, соревнованиях и т. д.). Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей.

      Принцип свободы участия.

       Предоставление детям  возможности выбора задания с учётом своих  интересов, личных качеств воспитание ответственности за выполнение порученного дела.

      Принцип обратной связи.

       Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждается, что получилось и что не получилось

      Принцип сотворчества.

       В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Предоставление учащимся права выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

      Принцип успешности.

       Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной.  

     Приоритетные направления воспитательной работы:

  1. «Здоровье»
  2. «Интеллект»
  3. «Общение»
  4. «Нравственность»
  5. «Досуг»
  6. «Гражданин»
  7. «Семья»

     Направление 1. «Здоровье»

      Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психичиского здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

      Задачи:

- Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

- Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.

-Формировать здоровьесберегающие навыки на основе валеологических знаний.    

      Формы работы:

- спортивные конкурсы, соревнования, спартакиады, турниры;

- встречи с выдающимися спортсменами, победителями спортивных соревнований;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- предметные утренники, спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике;

- беседы и дискуссии.

     Направление 2. «Интеллект»

      Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружаюшей жизни.

      Задачи:

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

-Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

      Формы работы:

-внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры;

- интеллектуальные бои;

- тренинги интеллектуальных умений.

   Направление 3. «Общение»

    Цель: передача учащимся навыков социального общения людей, опыта поколений.

    Задачи:

-Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

-Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок».

-Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

-Учить детей приёмам преодоления проблем в общении.

      Формы работы:

- интерактивные игры, тематические классные часы;

- тренинг общения детей;

- праздники, конкурсы, ролевые игры.

    Направление 4. «Нравственность»

     Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования.

     Задачи:

  1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
  2. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём.

Формы работы:

- тематические классные часы по нравственной тематике;

- дискуссии;

- помощь детям в детских домах;

- изучение нравственного наследия мира, своей страны:

- читательские конференции;

- праздники, сюрпризы, конкурсы;

- театральные и кинопремьеры;

- экскурсии, поездки;

      Направление 5. «Досуг»

       Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

       Задачи:

  1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
  2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
  3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
  4. Развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Формы работы:

- празднование памятных дат; посещение театров, музеев, выставок;

- театрализованные представления;

- фестивали, конкурсы талантов.

    Направление 6. «Гражданин»

     Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах.

     Задачи:

  1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
  2. Формирование у учащихся правовой культуры.
  3. Формирование гуманистического мировоззрения, способности к саморазвитию.

Формы работы:

- тематические классные часы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- конкурсы.

- викторины по правовой тематике.

     Направление 7. «Семья»

      Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

      Задачи:

  1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  3. Обучение родителей владению приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы работы:

- тематические классные часы;

- праздники семьи, спортивные состязания;

- праздники, посвящённые красным датам календаря и датам школы;

-походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-    ученических и семейных команд, брейн-ринги;

- дни творчества;

-индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы .

Приложение.              

          Диагностика изучения классного коллектива

Воспитание – это процесс жизни,

      а не подготовка к будущей жизни.                                                                                                                              Дж. Дьюи

         Психолого–педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика выполняет следующие функции:

  1. Информационную.
  2. Прогнозирующую.
  3. Оценочную.
  4. Развиваюшую.

Используемые методы диагностики:

- Беседа с учеником.

- Беседа с родителями.

- Беседа с педагогами.

- Наблюдение.

- Анкетирование.

- Тестирование.

- Сочинения.

- Социометрия.

- Ранжирование.

- Графический и рисуночный тест.

         Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

                                                  1-й класс.

     Диагностика №1. «Рисунок на школьную тему »

      Если ученик изображает учителя или себя у доски, процесс урока, учебный материал, то это говорит о том, что у него хорошая школьная мотивация. Изображение школьной, но не учебной ситуации, игровых сюжетов – низкая школьная мотивация. Изображение в тёмных красках – негативное отношение к школе.

     Диагностика №2 «Фотография»

      Детям предлагается выступить в роли «фотографов» - сделать снимок своего класса. На листе бумаги в квадратиках учащиеся размещают себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

                                                  2-й класс.

     Диагностическая методика № 1. «Настроение»

      Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во втором классе. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Детям предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего настроению при изучении этого предмета.

      Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это даёт возможность классному руководителю использовать её в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать своё взаимодействие с отдельными учениками.

     Диагностическая методика № 2. «Школа будущего»

      Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе и чегбыть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

 

                                                  3-й класс

      Диагностическая методика № 1. "Ранжирование".

     Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в третьем классс и обосновать значимость предметов одним - двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

        Диагностическая методика № 2. Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся.

Учащимся предлагают написанные па карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значение. Суждения могут быть такими:

- Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

- Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

- Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

- Я хочу окончить школу и учиться дальше.

- Я хочу иметь хорошую работу.

- Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

- Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

- Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

- Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

- Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

- Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.

- Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

- Я не хочу получать плохие отметки.

-  Мне нравится учиться.

-  Мне нравится делать домашние задания.

-  Мне нравится рассуждать на уроке.

-  Мне нравится решать трудные задачи.

   Суждения 1 - 3 - мотивы долга

                     4 - 6 - мотивы самосовершенствования

                     7 - 9 - мотивы благополучия.

                   10 - 12 - мотивы престижности.

                 13 - 15 - мотивы избегания.

                 16 - 18 - мотивация содержанием.

                 19 - 20 - мотивы познания

       Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

                                                 4 класс

      Диагностическая методика №1. «Сочинение»

       Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

- Мой самый любимый предмет.

- Моё самое любимое занятие.

- Мой самый грустный день в школе.

- Мой самый счастливый день в школе.

- Что я думаю о моей учёбе в школе.

- Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Можно выяснить, какая проблема доминирует над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации. По результатам работы над сочинением можно организовать индивидуальную консультацию с учащимися, учебную помощь, взаимопомощь.

      Диагностическая методика №2. Анкетирование.

       Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2.  Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3.  Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошел бы в школу

4.  Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5.  Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7.  Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8.  Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

- мало

- много друзей

- нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся

- не очень

- не нравятся

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

№ вопроса

Балл за 1-й ответ

Балл за 2-й ответ

Балл за 3-й ответ

      1

            1

             3

           0

      2

            0

             1

           3

      3

            1

             0

           3

      4

            3

             1

           0

      5

            0

             3

           1

      6

            1

             3

           0

      7

            3

             1

           0

      8

            1

             0

           3

      9

            1

             3

           0

     10

            3

             1

           0

       

  Вывод: на основе методики было выделено 5 уровней школьной мотивации.

Количество

 баллов

Уровень

Характеристика

Ведущий мотив

25 - 30

баллов

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.

Познавательный мотив.

20 – 24

балла

Хорошая школьная мотивация

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую  зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой

Социальный мотив

15 -19

баллов

Положи-

тельное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебны-

ми сторонами

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации

Позиционный мотив

10 – 14 баллов

Низкая школьная мотивация

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе

Игровой мотив

Ниже 10 баллов

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодействии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3 – 4- го классов это, прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учёбе

Игровой мотив

                           

            Формирование традиций в детском коллективе.

                     Законы жизни детского коллектива:

1. Каждый имеет право на ошибку и её исправление.

2. Не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3. Учиться признавать свою ошибку и отстаивать свою правоту.

4. Должен учиться дружить и иметь друзей.

5. Уметь помогать другому и не бояться просить помощи.

6. Учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

           Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.

             Принципы формирования традиций в детском коллективе.

Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность к оценке поступков учащихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Принцип четвёртый - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип пятый - исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

       Рассказ классного руководителя младших школьников своим ученикам о бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе, способствует тому, что младшие школьники желают подражать своим старшим товарищам, брать с них пример.

              Формы внеклассной работы с младшими школьниками.

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы:

- классный час;                            

-  классное собрание;

- час общения;

- информационный час;

- игры;

- праздники;

- викторины;

- конкурсы;

- марафоны;

- состязания;

- турниры

                                Примерная тематика собраний.

1-й класс

1. Права и обязанности школьника.

2. Что такое поручение?

3. как надо вести себя в библиотеке?

4. Как вести себя в столовой?

2-й класс

1. Школьный дневник. Как с ним работать?

2. Режим дня школьника.

3. Наш класс на перемене.

4. Как мы выполняем свои поручения?

3-й класс

1. Домашние задания и как мы к ним относимся.

2. Традиции класса.

3. Памятки для учащихся.

4. Ответственность к порученному делу.

4-й класс

1. Наши читательские умения.

2. Как мы дежурим в классе и в школе.

3. Наш класс в жизни школы.

4. Мы переходим в 5-ый класс.

                       Часы общения, праздники, марафоны.

                                             Формы часов общения:

- беседа (этическая, нравственная)

- дискуссия (в 4 классе)

- встречи с интересными людьми

- викторины по различным областям знаний

- КВНы

- театрализации

- интерактивные игры

- тренинги

- читательские конференции

                                      Тематика часов общения

1-й класс

1. Это – Я! (Самопредставление)

2. Моя любимая игрушка. (Игра)

3. Букварь! Я говорю тебе прощай! (Праздник)

2-й класс

1. От улыбки солнечной одной. (Игра)

2. Урок вежливости. (Театрализация)

3. По страницам любимых сказок. (Конференция)

4. Род, родные, Родина… (Семейный праздник)

3-й класс

1. Путешествие в страну рифмы. (Игра)

2. Жадность. Что это такое? (Беседа)

3. Я песню пою милой маме. (Праздник)

4. Путешествие в природу. (Путешествие)

4-й класс

1. Мир моих увлечений. (Час общения)

2. Мы – одна семья. (Праздник семьи)

3. Юмор в нашей жизни. (Игра)

4. Праздничный бал – прощание с начальной школой.

Роль родителей в жизни классного коллектива

                       Правила общения с семьями учащихся:

- Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

- Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;

- Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

- Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

        Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого - педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей.

                                   Методики диагностики:

- наблюдение

- беседа, тестирование

-  анкетирование

- деловые игры

- тренинги

- материалы детского творчества

 - интерактивные игр

                            Содержание и формы работы с родителями

Направления сотрудничества с родителями

Формы работы

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Конференции;

консультации;

родительские собрания;

тренинги;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Дни творчества детей и их родителей;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел;

укрепление материально-технической базы школы и класса.

Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета.

                                    Тематика родительских собраний

1-й класс

1.  Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.

2.  Леворукость и праворукость.

3.  Как развить у ребенка желание читать?

4. Подвижные и медлительные дети.

2-й класс

1. Особенности учебников, по которым учатся ваши дети.

2. Утомляемость ребенка и как с ней бороться.

3. Поощрение и наказание в семье.

4. Как научить ребенка говорить правду?

3-й класс

1. Семейные праздники и их значение для ребенка.

2. Если ваш ребенок часто болеет.

3. Как развивать память ребенка?

4. Домашние задания и их назначение.

4-й класс

 1.Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом     воспитании.

2.    2. О чем может рассказать школьный дневник.

3. Способности и прилежание - звенья одной цепи.

4. Нравственные уроки начальной школы.

5. Как научить дочь или сына говорить «нет».

6. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

В 1 - а классе   26 учащихся:

  • мальчиков  15 человек
  • девочек      11 человек

неполные семьи – 4

    3 многодетные семьи:

   Одна семья малообеспеченная: Федорченко Екатерина

               Возрастной состав: 2 человека – 2006 года рождения, 20 человек - 2007 года,  4 человека - 2008 года. Детский сад до школы посещало 23 человека.

             Ко второй группе здоровья относятся-21 человек,  к  1 группе - 5 человек. Основные заболевания: нарушение осанки, плоскостопие, кариес.

Класс работоспособный, дружный, веселый. Одиннадцать человек в классе посещали одну группу детского сада.

               Многие  ребята занимаются в кружках,   секциях учреждений дополнительного образования.

       Особое внимание уделяется следующим учащимся: Грянкину Данилу, Забуга  Владиславу, Федорченко  Екатерине, (гиперактивные). Эти ребята   часто вступают в конфликтные ситуации с детьми и между собой. С данными учащимися проводятся профилактические беседы и работа с  психологом.      

В классе избран  родительский комитет.  Отношение родителей к школе доброжелательное. Процент посещаемости родительских собраний составляет 100%. Все запланированные мероприятия в классе согласованы с родительским комитетом.

Список литературы.

1.Е.Н. Степанов « Педагогу о воспитательной  системе школы и класса»

2.Е.Н.Степанов « Воспитательная система класса, теория и практика»

3. Г.К. Селевко «Воспитательные технологии.»

4. М.П.Нечаев « Управление воспитательным процессом в классе»

5. Журнал « Справочник классного руководителя»

6. Журнал « Классный руководитель»

7. Журнал « Воспитательная  работа в школе»

8. Л.И.Божович « Личность и ее формирование в детском возрасте»

9. Н. И. Дереклеева « Справочник классного руководителя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива

  В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет: Систему базовых национальных ценностей...

программа развития классного коллектива

В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена  на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...

Программа развития классного коллектива

Формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива....

Программа развития классного коллектива

Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....

Программа развития классного коллектива 4 класса

Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...

Программа развития классного коллектива

В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...