Родительское собрание "БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ"
статья на тему

Выскуб Светлана Николаевна

Вся старая российская литература свидетельствует – детей били, били жестоко, видя в этом если не благо, то освященную традицией неизбежность.

Как ни странно, но и сегодня проблема «силового воздействия» - бить или не бить – до конца в повседневной практике не решена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon родительское собрание41 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа № 31 августа 2000 г.

Родительское собрание

«Бить или не бить?»        

        Поднимите руку, те кого родители никогда, ни при каких обстоятельствах не били, не шлепали, пальцем не трогали… Как видим, таких -  единицы.

        Вся старая российская литература свидетельствует – детей били, били жестоко, видя в этом если не благо, то освященную традицией неизбежность.

Как ни странно, но и сегодня проблема «силового воздействия» - бить или не бить – до конца в повседневной практике не решена.

        Нам, учителям, особенно начальных классов, часто приходится видеть и слышать от детей, получивших за устный или письменный ответ оценку «2» или даже «3», слезы, страх и даже истерики. Когда пытаешься успокоить ребенка, сквозь рыдания слышишь: «Мама (папа) сказала, если получишь «2» - убью!»

        Воспитывали ремнем из вас очень многих. Став взрослыми, вы вольно или невольно продолжаете эту традицию. Почему? Первая причина. Многие родители действительно считают, что без ремня ничего хорошего из ребенка выйти не может. Порой это бывают и не очень злые, и достаточно уравновешенные люди, но и в сознании их прочно закрепилось: детей бить надо! Руководствуясь народной мудростью: «За одного битого двух небитых дают!» Как правило, такие родители не верят в своих детей, боятся прощать детям: «Он в другой раз что-нибудь еще похлеще выкинет, нельзя спускать».

        Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны  не промахами ребят, а посторонними причинами. Как  в жизни бывает? «На работе неприятности, домой пришел – супруг (супруга) с придирками, то да се, а тут еще сын (дочь) под руку попалась, ну и стукнул».

        Другая точка зрения «Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда им надоедает набрасываются на меня и всегда выискивают за что наказать».

        Это самая уродливая форма самоутверждения. Ответить обидчику не каждый может. А тут, дома, за плотно закрытой дверью, можно жать себе волю. Можно орать, все больше распаляя себя, и бить. Вот здесь бьют жестоко, чем попало.

        И третья причина, по которой бьют детей. Бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по другому разговаривать с детьми не умеют. Слов нужных не знают, может, и сами их не слышали.

        Часто можно наблюдать такую картину, как взрослые поддразнивают ребятишек. Так, не злобно, не очень всерьез, между прочим. Спросишь:

- Что вы делаете? Объясните, почему дразните маленького?

        - А знаете, очень смешно на них смотреть когда они злятся.

        Взрослые заведомо пользуются своей безнаказанностью, что может сказать тот малыш, которого доводят до слез. Ничего! Бить детей очень вредно и по медицинским показаниям. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам медики категорически бить запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу унизителен, он никогда не забывается и никогда не будет прощен.

Но дело ведь далеко не только в медицинских показаниях. Смелые и благородные люди вырастают только их небитых детей. Понимаю, это рискованное утверждение, вы можете со мной поспорить, и все-таки лишь человек, который не ждет удара, может быть смел не только с подчиненными, в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая голову в плечи. Не правда, что небитый, холеный и лелеянный ребенок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает, и бьет. Удары судьбы для него – это несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть, небитый ребенок не воспринимает их покорно, как должное, привычное. Давайте вспомним народную мудрость: «Кто не возьмет ласкою, не возьмет и строгостью…».

        Александр Иванович Герцен спрашивал у современников: «… не от того ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко?» Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?

        А что же испытывают дети во время наказания или как «силовое воздействие» в конце концов влияет на поведение ребенка?

        Писатель Анатолий Маркович Макруша приводит высказывания детей:

«Когда меня лупят, я рычу от злости и ненавижу их, потом мечтаю умереть, чтобы они поплакали и помучались».

«Пока бьют, соображаю, как улизнуть, и ору, чтобы они думали: вот сейчас он умрет… а потом, как вырвусь от них мечтаю навредить им еще хуже. Когда-нибудь я все-таки сожгу им дом».

«Ненавидел, ненавижу и буду ненавидеть всех, кто прикладывал ко мне руки. И вырасту  - не забуду» .

        Итак, если верить ребятам, от порок они делаются только злее, мечтают о мести, думают, как бы отвести душу на ком-то другом.

        Провели мы анкетирование и среди учеников младших классов нашей школы. Оказалось, что среди учеников 1/3 часть детей страдают от порок, шлепков, подзатыльников. Орудия «силового воздействия»: ремень, веник, рука, прыгалка.

        Другие наказания: ставят в угол, не пускают гулять, не разрешают смотреть телевизор, отправляют спать и даже, что совершенно недопустимо заставляют читать или переписывать два листа.

        За что же наказывают детей?

        Вот причины, которые назвали дети: за плохую оценку, впустил кошку, порезал клеенку, путался под ногами, поздно пришел домой, оговаривался, взял без спроса, дрался, курил, пришел грязный, не помыл посуду, намусорил и т.д.

        Итак, порки, подзатыльники ничего не улучшают, ничего не исправляют и не налаживают, а вызывают озлобление, нарушают естественный процесс формирования личности, словом, портят.

        Но бывают все-таки особые, из ряда вон выходящие обстоятельства когда слова бессильны!

        Если ребенок обрывает крылья бабочке, если истязает щенка, мучает котенка, не церемоньтесь, дайте по рукам мучителю как следует! Боль – за боль! Может, воспоминание о справедливом возмездии остановит, сдержит в другой раз маленького садиста и тем самым спасет его.

        А вообще  -  не бить! А какие все-таки наказания допустимы?

        Самая эффективная мера воздействия на провинившегося ребенка – это ваше временное пренебрежение общения с ним, лишение своего доверия: «Ты сделал то-то  и то-то, хотя прекрасно знал: так делать нельзя, и разговаривать мне с тобой не о чем».

Далее  следует полоса отчуждения. Будто его нет рядом. Его слова пропускаются мимо ушей. Его искательные улыбки не замечаются. Пусть попереживает. Иногда полезно сказать маленькому человеку так: «Ты меня разочаровал потому-то,  придется мне ехать в город одному». И выдержать характер, не брать с собой провинившегося. Весь фокус не в лишении ребенка чего-либо желанного, а в том, что вы отказываетесь разделить с ним радость.

Дети, особенно маленькие, очень быстро усваивают, что чем громче они кричат: «Мама, я больше не буду… Прости меня, мамочка, я никогда так больше не буду!2 – тем быстрее им отпускают грехи. Есть даже такие ребята, у которых это причитание превращается в условный рефлекс – шкодит и кричит во все горло: «Больше не буду!» Не торопитесь прощать. Раз, два, три поторопитесь, а там, глядишь, ваш сообразительный ребенок, не успев выпутаться из одного проступка, будет смело делать новый, совершенно точно зная: стоит только попросить о прощении – и прощение будет получено. Вообще не обязательно требовать от ребенка словесных извинений. Искупать вину нужно и можно делами, поступками. Сломал – починил, не исполнил – исполни. Шумел, мешал другим – покажи ( в течение не 5 минут, а достаточно продолжительного времени), что ты научился считаться с  удобствами других и можешь, когда надо, ходить на цыпочках и разговаривать шепотом…

Проблемы воспитания неисчерпаемы, как море. И никому не дано предусмотреть все возможные повороты, варианты, тонкости, какие могут возникнуть в наших отношениях с детьми. И если даже вы придерживаетесь другого мнения о наказании, чем изложено здесь мною, прошу вас…

Первое. Не спешите наказывать. Горячность – плохая помощница воспитателя.

Второе. Не откладывайте наказание на слишком долгие сроки, иначе наказание превратиться в месть. А месть всегда недостойна человека.

Третье. Если дети, которых не возьмешь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасет их.

Желаю вам  всегда находить с детьми общий язык!

Пословицы и поговорки складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, не писать, как бы создал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму.

1.  В своем доме и углы помогают.

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.
  2. Вся семья месте и душа на месте.
  3. Дома и стены помогают.
  4. Своя семья – самые верные друзья.
  5. Ребенок что воск: что хочешь, то и сольешь.
  6. Корми сына до поры: вырастит – тебя накормит.
  7. Наш пострел везде поспел.
  8. Человек не грибок, в день не вырастет.
  9.  Учить доброму, так и худое на ум не пойдет.
  10. Не ищи красоты, а ищи доброты.
  11. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
  12. Детки маленькие – спать не дадут, детки велики – сам не уснешь.
  13. Где любовь да совет, там и горя нет.
  14. На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
  15. Лучше матери друга не сыщешь.
  16. Птица рада весне, а младенец матери.
  17. Мать прведна – ограда камена.
  18. Без матки пропадут и детки.
  19. Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
  20. Материнское сердце, как летнее солнце.
  21. При солнышке тепло, при матери добро.
  22. Материнская молитва со дна моря поднимет.
  23. Почитай старых: сам будешь стар.
  24. Бабушке только дедушка не внук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Бить или не бить?"

Цели собрания: воспитание нравственно здоровой и духовно богатой личности в счастливой, здоровой и крепкой семье, формирование взаимоуважения и взаимопонимания между родителями и детьми....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

"Минем гаиләмнең тарихы- Ватаныбыз тарихының бер бите" эссе

"Минем гаиләмнең тарихы- Ватаныбыз тарихының бер бите" эссе...

План-конспект занятия “Обучение технике броска городошной биты”

Задачи занятия:Образовательные: Обучить  броску биты (замах-разгон-выброс).Оздоровительные: развивать координационных способностей и физических качеств (согласованности действия мышечных групп пр...