Исследование "Керамические изделия"
проект на тему

Ардамакова Светлана Николаевна

В данной работе представлено исследование на тему «Гончарное производство». Были выдвинуты несколько гипотез по проблеме «Почему керамические изделия так дорого стоят?». Был составлен план действий: ребята выискивали информацию, систематизировали её, совершили экскурсию в гончарную мастерскую, встретились с непосредственными работниками гончарного дела и сами побывали в роли гончаров. Все гипотезы, выдвинутые ребятами,  были подтверждены. Результаты работы представлены вашему вниманию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_issledovaniya.doc44 КБ
Microsoft Office document icon karty_issledovaniy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» округа Муром Владимирской области

Защита исследования.

Тема исследования: «Керамические  изделия»

4 класс

Куратор исследования

учитель начальных классов

Ардамакова С.Н.

24 апреля 2013 года

Тема исследования: «Керамические изделия»

Проблема исследования: Почему изделия из глины дорого стоят?»

Учебные задачи исследования, направленные на достижение личностных результатов обучения:

· формирование коммуникативной компетенции учащихся через воспитание навыков совместной деятельности, работу  в

группах, а также овладение приёмами действий в ситуациях общения: взаимоподдержки, взаимовыручки, сплочённости коллектива;

· формировать эмоциональное отношение к изучению профессии гончара через практическое включение, необходимости охраны полезных ископаемых.

  • воспитывать профессиональную культуру, помочь детям в осмыслении необходимости этой древней профессии в современном мире.

· развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимоконтроль и самоконтроль.

Учебные задачи исследования, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

·формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

· развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях;

· создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы, использование средств поиска, отбора информации для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.

Учебные задачи исследования, направленные на достижение предметных  результатов обучения:

·способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности.

· сформировать представление о глиняных изделиях, как продукте человеческого труда.

·стимулировать учащихся к творческим действиям по постановке проблемы и поиску её решения.

Оборудование: мультимедиа, фото — выставка «Каждому хотелось побывать в роли гончара», папки с исследованиями по каждому направлению выдвинутых гипотез, диски с записями интервью, технологические карты.

                             Защита исследования.    

              Был я на копанце,

              был я на топанце

              был я на кружале,

              был я на пожаре,

              был я на обваре.

              Когда молод был,

              то людей кормил,

              а стар стал,

              пеленаться стал.

     Такую загадку нашли ребята о глиняном горшке при исследовании по теме: «Керамические изделия». Учащиеся заметили, что  изделия из глины имеют высокую цену. Из этого вычленилась проблема: «Почему керамические изделия дорого стоят»

Ребятами были выдвинуты несколько гипотез, на их взгляд самых основных:

  1. Возможно изделия из глины стоят дорого из-за особого сырья.
  2. Вероятно, способ изготовления имеет свои секреты, поэтому цена глиняных изделий такая высокая.
  3. Возможно на цену керамических изделий влияет технология обжига глины.

   По данным трём направлениям ребята разделились на группы.

Был разработан план действий:

· Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать)

· Цель и задачи исследования. (Для чего?)

· Исследование объекта (поиск решения проблемы)

· Обмен информацией (изложение результатов исследования)

· Организация информации (классификация результатов, фактов)

· Связывание информации (открытие нового)

· Подведение итогов, рефлексия (оценивание решения проблемы)

· Применение (использование нового знания в новых условиях)

Так как ребята привыкли быть в роли исследователей, то больший упор я сделала на их самостоятельность. Мне только приходилось курировать их шаги, согласно плану действий. Предлагаю отчёт групп.

1 ученик:

  • Наша группа изучала материал о сырье для глиняных изделий. Из собранного нами материала в энциклопедиях, в интернете мы узнали о видах глины: красная глина, белая глина (майолика), глина для фарфора, огнеупорная глина (каолин). Выяснили свойства, которыми должна обладать глина, с которой работает мастер: эластичность, однородность, просвечиваемость, пластичность. Узнали, когда глиняная масса готова к производству: её нужно добыть, т.е. выкопать, она должна пролежать около года на свежем воздухе, её очищают от примесей (вручную) и соединяют с определённым количеством воды. Всё это мы указали в своей технологической карте (демонстрирует папку и технологическую карту). Гипотеза подтвердилась, ведь не всякая глина подходит для керамических изделий.

2 ученик

  • Наша группа изучала материал о способах изготовления глиняных изделий в интернете, в энциклопедии, опросили наших родителей.

         Мы хотим поделиться с вами нашей информацией. 1 способ

         изготовления  - ручной гончарный круг. Такая лепка занимала

         значительную часть времени гончара, ведь ему приходилось

         лепить сначала жгутики,

         выкладывать их по спирали нужной высоты, а затем

         одной рукой мастер вращал круг,  другой выравнивал изделие,

         которое не

         всегда получалось ровным. 2 способ — ножной гончарный круг.

         Гончар садился к кругу, брал кусок нужной величины, придавал ему

         форму шара и с силой бил по центру. Руками, смоченными водой,

         сжимал и вытягивал вверх, углубляя пальцы внутрь. Гончар

         пользуется и определёнными инструментами: проволока с

         ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга,

         поролоновая губка для увлажнения поверхности сосуда,

         толщинометр и циркуль для уточнения размера. Данную

         информацию мы представили в своей технологической карте.

         Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась. Ручной труд

         гончара нелёгкий, нужно иметь сноровку и владеть мастерством

         лепки.

3 ученик

  • Наша группа изучила материал о технологии обжига глины. Объединив информацию, мы пришли к выводу о том, что для обжига нужна особая печь, в которую очень аккуратно ставятся изделия, и горн закладывается огнеупорным кирпичом. Необходимо использовать дрова  для каждого вида изделий от определённого вида дерева. Дрова закладываются вручную и, затем, в течение суток поддерживается высокая температура. А температура зависит от вида изделий и варьируется от 900 до 1400 градусов. При изготовлении керамических изделий идёт второй обжиг с глазурью. И за всем этим следить обязан печник. Свою информацию мы представили в технологической карте. Наша гипотеза о влиянии на цену технологии обжига подтвердилась.

Побывали  вместе с родителями в гончарной мастерской Михаила Малышева в Меленковском районе, узнали о том, как глина готовится быть изделием, познакомились с гончарами, их нелёгким трудом, потому что сами побывали в этой роли, посмотрели на чудо-печь для обжига глиняных изделий. Но в результате исследования ребята выделили ещё два факта, которые указывают на высокую цену керамических изделий. Попробуйте, уважаемые гости, из предложенных вам технологических карт, методом компановки создать целостную технологическую карту и добавить в неё ещё два факта ( ручная работа и экологически чистая продукция). Весь материал в папке каждой группы вместе с дисками. Вы можете ознакомиться.

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Карта исследования 1 группа.

Гипотеза.

Высокая цена на глиняные изделия зависит от сырья.

Виды глины.

1.Красная глина

2.Белая керамика (майолика)

3.Огнеупорная глина.

4.Глина для фарфора.

Свойства глины.

1.Эластичность.

2.Пластичность.

3.Однородность

4.Просвечиваемость.

Принимает любую форму.

Масса без примесей.

Способ приготовления.

1.Добыча.

2.Выдержка.

3.Очистка от примесей.

4.Соединение с водой

5.Хранение.

Вручную, лопатой

В течении года.

Вручную.

В определённых количествах.

В специальных ящиках.

Вид изготовления сырья.

Ручной способ.

Природное полезное ископаемое.

Экологически чистое.

Карта исследования. 2 группа

Гипотеза.

На высокую цену глиняных изделий влияет  само изготовление.

Гончар.

Профессия.

1.Умение работать на гончарном круге.

2.Пользоваться специальными инструментами.

3.Хороший глазомер.

Инструменты.

1.Проволока с ручками на концах.

2.Поролоновая губка.

3.Циркуль.

4.Толщинометр.

Для быстрого снятия изделия с гончарного круга.

Для смачивания изделия водой и удаление лишней глины из середины изделия.

Для измерения ширины или длины изделия.

Для измерения толщины предметов.

Приспособления.

Гончарный круг.

1.Ручной круг

2.Ножной круг.

Из жгута выкладывают спиралью изделие, а затем одной рукой разглаживают.

Работа обеих рук.

Карта исследования. 3 группа

Гипотеза.

Технология обжига влияет на цену керамических изделий.

Периоды обжига.

1.Подъём температуры, нагревание.

2.Выдержка при постоянной температуре.

3.Снижение температуры.

4.Охлаждение.

Режим обжига.

1.Скорость нагрева и охлаждения.

2.Время выдержки при постоянной температуре.

3.Температура обжига.

4.Среда обжига.

1.Окислительная — в условиях свободного доступа воздуха.

2.Восстановительная — в условиях прекращения доступа воздуха и избытка угарного газа.

3.Нейтральная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Пр.р. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Находить и предъявлять информацию о крупах и проду...

Технологическая карта урока технологии.Тема: «Магазин подарков. Лепка из солёного теста». Изделие: «Хлебобулочные изделия».УМК "Перспектива".

Тема: «Магазин подарков. Лепка из солёного теста».Изделие: «Хлебобулочные изделия».Цели деятельности учителя: обеспечить развитие мышления, воображения и творческих способносте...

Конспект урока по технологии 2 класс «Изготовление изделия из фольги. Изделие: «флюгер»

Цели деятельности учителя: формирование представления изготовления флюгера приёмом лепки из фольги, определение направления ветра с помощью флюгера.Планируемые результатыПредметные: Знать, как изготав...

Технологическая карта урока технологии (2 класс). Тема: «Изготовление изделия из фольги. Изделие: «флюгер». УМК: «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления изготовления флюгера приёмом лепки из фольги, определение направления ветра с помощью флюгера.Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока технологии «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание тканей на картонную основу. Изделие : Подставка «Ёжик»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с видами натуральных тканей, их происхождением, их свойствами, изготовление подставки «Ежик».Задачи урокаДидактические:Знать виды натуральных тканей; истори...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги

Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...