Исследование "Керамические изделия"
проект на тему
В данной работе представлено исследование на тему «Гончарное производство». Были выдвинуты несколько гипотез по проблеме «Почему керамические изделия так дорого стоят?». Был составлен план действий: ребята выискивали информацию, систематизировали её, совершили экскурсию в гончарную мастерскую, встретились с непосредственными работниками гончарного дела и сами побывали в роли гончаров. Все гипотезы, выдвинутые ребятами, были подтверждены. Результаты работы представлены вашему вниманию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_issledovaniya.doc | 44 КБ |
karty_issledovaniy.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» округа Муром Владимирской области
Защита исследования.
Тема исследования: «Керамические изделия»
4 класс
Куратор исследования
учитель начальных классов
Ардамакова С.Н.
24 апреля 2013 года
Тема исследования: «Керамические изделия»
Проблема исследования: Почему изделия из глины дорого стоят?»
Учебные задачи исследования, направленные на достижение личностных результатов обучения:
· формирование коммуникативной компетенции учащихся через воспитание навыков совместной деятельности, работу в
группах, а также овладение приёмами действий в ситуациях общения: взаимоподдержки, взаимовыручки, сплочённости коллектива;
· формировать эмоциональное отношение к изучению профессии гончара через практическое включение, необходимости охраны полезных ископаемых.
- воспитывать профессиональную культуру, помочь детям в осмыслении необходимости этой древней профессии в современном мире.
· развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимоконтроль и самоконтроль.
Учебные задачи исследования, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
·формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
· развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
· создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы, использование средств поиска, отбора информации для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.
Учебные задачи исследования, направленные на достижение предметных результатов обучения:
·способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности.
· сформировать представление о глиняных изделиях, как продукте человеческого труда.
·стимулировать учащихся к творческим действиям по постановке проблемы и поиску её решения.
Оборудование: мультимедиа, фото — выставка «Каждому хотелось побывать в роли гончара», папки с исследованиями по каждому направлению выдвинутых гипотез, диски с записями интервью, технологические карты.
Защита исследования.
Был я на копанце,
был я на топанце
был я на кружале,
был я на пожаре,
был я на обваре.
Когда молод был,
то людей кормил,
а стар стал,
пеленаться стал.
Такую загадку нашли ребята о глиняном горшке при исследовании по теме: «Керамические изделия». Учащиеся заметили, что изделия из глины имеют высокую цену. Из этого вычленилась проблема: «Почему керамические изделия дорого стоят»
Ребятами были выдвинуты несколько гипотез, на их взгляд самых основных:
- Возможно изделия из глины стоят дорого из-за особого сырья.
- Вероятно, способ изготовления имеет свои секреты, поэтому цена глиняных изделий такая высокая.
- Возможно на цену керамических изделий влияет технология обжига глины.
По данным трём направлениям ребята разделились на группы.
Был разработан план действий:
· Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать)
· Цель и задачи исследования. (Для чего?)
· Исследование объекта (поиск решения проблемы)
· Обмен информацией (изложение результатов исследования)
· Организация информации (классификация результатов, фактов)
· Связывание информации (открытие нового)
· Подведение итогов, рефлексия (оценивание решения проблемы)
· Применение (использование нового знания в новых условиях)
Так как ребята привыкли быть в роли исследователей, то больший упор я сделала на их самостоятельность. Мне только приходилось курировать их шаги, согласно плану действий. Предлагаю отчёт групп.
1 ученик:
- Наша группа изучала материал о сырье для глиняных изделий. Из собранного нами материала в энциклопедиях, в интернете мы узнали о видах глины: красная глина, белая глина (майолика), глина для фарфора, огнеупорная глина (каолин). Выяснили свойства, которыми должна обладать глина, с которой работает мастер: эластичность, однородность, просвечиваемость, пластичность. Узнали, когда глиняная масса готова к производству: её нужно добыть, т.е. выкопать, она должна пролежать около года на свежем воздухе, её очищают от примесей (вручную) и соединяют с определённым количеством воды. Всё это мы указали в своей технологической карте (демонстрирует папку и технологическую карту). Гипотеза подтвердилась, ведь не всякая глина подходит для керамических изделий.
2 ученик
- Наша группа изучала материал о способах изготовления глиняных изделий в интернете, в энциклопедии, опросили наших родителей.
Мы хотим поделиться с вами нашей информацией. 1 способ
изготовления - ручной гончарный круг. Такая лепка занимала
значительную часть времени гончара, ведь ему приходилось
лепить сначала жгутики,
выкладывать их по спирали нужной высоты, а затем
одной рукой мастер вращал круг, другой выравнивал изделие,
которое не
всегда получалось ровным. 2 способ — ножной гончарный круг.
Гончар садился к кругу, брал кусок нужной величины, придавал ему
форму шара и с силой бил по центру. Руками, смоченными водой,
сжимал и вытягивал вверх, углубляя пальцы внутрь. Гончар
пользуется и определёнными инструментами: проволока с
ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга,
поролоновая губка для увлажнения поверхности сосуда,
толщинометр и циркуль для уточнения размера. Данную
информацию мы представили в своей технологической карте.
Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась. Ручной труд
гончара нелёгкий, нужно иметь сноровку и владеть мастерством
лепки.
3 ученик
- Наша группа изучила материал о технологии обжига глины. Объединив информацию, мы пришли к выводу о том, что для обжига нужна особая печь, в которую очень аккуратно ставятся изделия, и горн закладывается огнеупорным кирпичом. Необходимо использовать дрова для каждого вида изделий от определённого вида дерева. Дрова закладываются вручную и, затем, в течение суток поддерживается высокая температура. А температура зависит от вида изделий и варьируется от 900 до 1400 градусов. При изготовлении керамических изделий идёт второй обжиг с глазурью. И за всем этим следить обязан печник. Свою информацию мы представили в технологической карте. Наша гипотеза о влиянии на цену технологии обжига подтвердилась.
Побывали вместе с родителями в гончарной мастерской Михаила Малышева в Меленковском районе, узнали о том, как глина готовится быть изделием, познакомились с гончарами, их нелёгким трудом, потому что сами побывали в этой роли, посмотрели на чудо-печь для обжига глиняных изделий. Но в результате исследования ребята выделили ещё два факта, которые указывают на высокую цену керамических изделий. Попробуйте, уважаемые гости, из предложенных вам технологических карт, методом компановки создать целостную технологическую карту и добавить в неё ещё два факта ( ручная работа и экологически чистая продукция). Весь материал в папке каждой группы вместе с дисками. Вы можете ознакомиться.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Карта исследования 1 группа.
Гипотеза. | ||||
Высокая цена на глиняные изделия зависит от сырья. | Виды глины. | 1.Красная глина 2.Белая керамика (майолика) 3.Огнеупорная глина. 4.Глина для фарфора. | ||
Свойства глины. | 1.Эластичность. 2.Пластичность. 3.Однородность 4.Просвечиваемость. | Принимает любую форму. Масса без примесей. | ||
Способ приготовления. | 1.Добыча. 2.Выдержка. 3.Очистка от примесей. 4.Соединение с водой 5.Хранение. | Вручную, лопатой В течении года. Вручную. В определённых количествах. В специальных ящиках. | ||
Вид изготовления сырья. | Ручной способ. | |||
Природное полезное ископаемое. | Экологически чистое. |
Карта исследования. 2 группа
Гипотеза. | ||||
На высокую цену глиняных изделий влияет само изготовление. | Гончар. | Профессия. | 1.Умение работать на гончарном круге. 2.Пользоваться специальными инструментами. 3.Хороший глазомер. | |
Инструменты. | 1.Проволока с ручками на концах. 2.Поролоновая губка. 3.Циркуль. 4.Толщинометр. | Для быстрого снятия изделия с гончарного круга. Для смачивания изделия водой и удаление лишней глины из середины изделия. Для измерения ширины или длины изделия. Для измерения толщины предметов. | ||
Приспособления. | Гончарный круг. | 1.Ручной круг 2.Ножной круг. | Из жгута выкладывают спиралью изделие, а затем одной рукой разглаживают. Работа обеих рук. |
Карта исследования. 3 группа
Гипотеза. | ||||
Технология обжига влияет на цену керамических изделий. | Периоды обжига. | 1.Подъём температуры, нагревание. 2.Выдержка при постоянной температуре. 3.Снижение температуры. 4.Охлаждение. | ||
Режим обжига. | 1.Скорость нагрева и охлаждения. 2.Время выдержки при постоянной температуре. 3.Температура обжига. 4.Среда обжига. | 1.Окислительная — в условиях свободного доступа воздуха. 2.Восстановительная — в условиях прекращения доступа воздуха и избытка угарного газа. 3.Нейтральная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. Конструирование. Изделие: проект «Деревенский двор». Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Изделие: композиция «Изба» или «Крепость».
Технология 2 класс. Уроки разработаны по УМК " Школа России" ,ФГОС....
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Пр.р. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Находить и предъявлять информацию о крупах и проду...
Технологическая карта урока технологии.Тема: «Магазин подарков. Лепка из солёного теста». Изделие: «Хлебобулочные изделия».УМК "Перспектива".
Тема: «Магазин подарков. Лепка из солёного теста».Изделие: «Хлебобулочные изделия».Цели деятельности учителя: обеспечить развитие мышления, воображения и творческих способносте...
Конспект урока по технологии 2 класс «Изготовление изделия из фольги. Изделие: «флюгер»
Цели деятельности учителя: формирование представления изготовления флюгера приёмом лепки из фольги, определение направления ветра с помощью флюгера.Планируемые результатыПредметные: Знать, как изготав...
Технологическая карта урока технологии (2 класс). Тема: «Изготовление изделия из фольги. Изделие: «флюгер». УМК: «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления изготовления флюгера приёмом лепки из фольги, определение направления ветра с помощью флюгера.Задачи урокаДид...
Технологическая карта урока технологии «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание тканей на картонную основу. Изделие : Подставка «Ёжик»» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: знакомство учащихся с видами натуральных тканей, их происхождением, их свойствами, изготовление подставки «Ежик».Задачи урокаДидактические:Знать виды натуральных тканей; истори...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги
Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...