Внеклассное мероприятие «Что в имени тебе моём?»
презентация к уроку по истории (2, 3 класс) по теме
Данная презентация даёт представление о происхождении имени и фамилии, способствует развитию творческой активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что в имени тебе моём? | 2.5 МБ |
План-конспект к мероприятию "Что в имени тебе моем?" | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что в имени тебе моём? «Имя – самый сладостный звук для человека на любом языке» Д.Карнеги
АНТРОПОНИМИКА - Наука, которая изучает имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, клички, псевдонимы.
В основу славянских имен закладывались определенные признаки 1. Различные свойства и качества людей, черты характера: - Злата; - Бел; - Буян; - Пискун; - Чернава.
В основу славянских имен закладывались определенные признаки 1. Различные свойства и качества людей, черты характера: - Первуля; - Вторуня; - Третьяк; - Шестак.
В основу славянских имен закладывались определенные признаки 2. Желание родителей видеть ребенка богатым, счастливым, здоровым: - Вера; - Надежда; - Любовь.
В основу славянских имен закладывались определенные признаки 3. Наречение детей названиями растений, животных, птиц: - Береза, Трава; - Волк, Корова; - Воробей, Соловей.
В основу славянских имен закладывались определенные признаки 4. Что означают имена? Святослав - «святая слава» Владимир - «владеющий миром»
В основу славянских имен закладывались определенные признаки 4. Что означают имена? Ярославна - «яркая слава» Людмила - «людям милая» Светлана - «светлая»
Имена религиозного происхождения (заимствованные) 5. Что означают имена? Анастасия - «воскресение» (греч.) Кристина - «посвященная Христу» (греч.) Валентина - «сильная, крепкая» (лат.)
Религиозного происхождения 5. Что означают имена? Виктор - «победитель» (лат.) Кирилл - «повелитель» (греч.) Алексей - «оберегающий, защитник» (древнегр.)
После Октябрьской революции 1917 года появились новые имена - Нинель; - Жанна; - Револьд; - Октябрина; - Эдуард.
Разгадайте ребусы. Вова Надя Валя Наум
На Руси появились фамилии в XV-XVI веках Вначале - у бояр и дворян. - Владимиров; - Толстой; - Молчанов; - Третьяков; - Волков.
На Руси появились фамилии в XV-XVI веках Позднее – у горожан. - Кузнецов; - Рыбаков; - Кожевников; - Шапошников.
Распознайте происхождение фамилий - Мельников; - Петров; - Хлебников; - Москвин; - Стрельцов. 1. Когда появились фамилии? 2. У кого фамилии появились вначале? 3. У кого они появились потом?
Фамилия – это латинское слово. Означает домочадцы, семья . «Пишешь ты нам, что твой отец – венчаный король, а мать твоя – венчаная королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но предки-то их на престоле не бывали. А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим.»
Домашнее задание 1. Попытайтесь объяснить происхождение вашей фамилии. 2. Подготовьте сообщение «Мой знаменитый однофамилец».
Оценивание
Предварительный просмотр:
Тема. «Что в имени тебе моём?»
Цель: Дать представление о происхождении имени и фамилии, продолжить работу по формированию умений работать с документами, способствовать развитию творческой активности учащихся.
Оснащение: Высказывания великих, песни «Антошка» и «Гляжу в озёра синие», задания на карточках, презентация на мультимедиа-проекторе, телевизор.
План урока.
Зарядка.
с музыкальным и видео сопровождением (мультфильм «Антошка»)
Оргмомент..
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелав этим хорошей работы на уроке. Сегодня мы впервые принимаем в классе столько гостей, поэтому давайте постараемся показать себя только с хорошей стороны. Начинаем работу. Удачи вам.
Цель урока.
Дать представление о происхождении имени и фамилии . Тема урока
(Слайд 2)
Повторение пройденного.
У каждого народа свои обычаи выбора имени новорожденному.
(Слайд 3)
Существует наука антропонимика, которая изучает имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, клички, псевдонимы.
Славянские имена – самые старые из тех, что дошли до нас (Слайд 4)
В основу славянских имен закладывались определенные признаки
1. Различные свойства и качества людей, черты характера:
- Злата;
- Бел;
- Буян;
- Пискун;
- Чернава.
Родился первый ребёнок в семье, назвали Первулей и т.д.
(Слайд 5)
- Первуля;
- Вторуня;
- Третьяк;
- Шестак.
2. Желание родителей видеть ребенка богатым, счастливым, здоровым: (Слайд 6)
- Вера;
- Надежда;
- Любовь.
3. Наречение детей названиями растений, животных, птиц: (Слайд 7)
- Береза, Трава;
- Волк, Корова;
- Воробей, Соловей.
Игра «Что означают имена». (Слайд 8)
Святослав – святая слава
Владимир – владеющий миром
Ярославна – яркая слава (Слайд 9)
Людмила – людям милая
Светлана - светлая
После принятия христианства на Руси детям стали давать имена из перечня святых, помещённых в церковном календаре. (Слайд 10)
Анастасия - «воскресение» (греч.)
Краситина - «посвященная Христу» (греч.)
Валентина- «сильная, крепкая» (лат.)
(Слайд 11)
Виктор- «победитель» (лат.)
Кирилл - «повелитель» (греч.)
Алексей- «оберегающий, защитник» (древнегр.)
После Октябрьской революции 1917 года появились новые имена.
(Слайд 12)
- Нинель;
- Жанна;
- Револьд;
- Октябрина;
- Эдуард.
Проверка домашнего задания
Что вы узнали о происхождении своего имени, что оно означает?
Самостоятельная работа
Самое любимое слово для каждого из нас – наше имя, да ещё когда произносят его ласково, с любовью.
На лепестках своей «ромашки» напишите свои ласковые имена. (ромашки помещаю на доску)
Монтаж стихотворения.
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий…Муций…Свен…Орест….
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
-Назовём посовременней-
Гелий…Атом…Космодром….
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой…Сысой….Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь поспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Разгадайте ребусы. (работа в группах)
(Слайд 13)
Вова Надя Валя Наум
Новинка (знакомство с новой темой)
Кроме имён, у людей есть фамилии. На Руси появились фамилии
в XV-XVI веках. Вначале у бояр и дворян
(Слайд 14)
- Владимиров;
- Толстой;
- Молчанов;
- Третьяков;
- Волков.
. Позднее у горожан. По некоторым фамилиям можно судить о занятиях предков.
(Слайд 15)
- Кузнецов;
- Рыбаков;
- Кожевников;
- Шапошников.
Работа в группах.
(Слайд 16)
Распознайте происхождение фамилий:
- Мельников;
- Петров;
- Хлебников;
- Москвин;
- Стрельцов.
1. Когда появились фамилии?
2. У кого фамилии появились вначале?
3. У кого они появились потом?
Варианты ответов групп.
Закрепление. Рассказ учителя.
Фамилия – это латинское слово. Означает домочадцы, семья.
Но семья – это не только те, кто живёт с вами сейчас, но и все ваши прабабушки и прадедушки. Нам надо стараться так жить, чтобы нашим потомкам не было стыдно за свою фамилию. Ведь в старину, прежде чем начать общаться с человеком, узнавали его родословную. Иван Грозный перед встречей со шведским королём послал ему такое письмо:
(слайд 17)
«Пишешь ты нам, что твой отец – венчаный король, а мать твоя –
венчаная королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но предки-то их на престоле не бывали. А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим.»
Вывод. Итог урока.
Прослушивание песни «Гляжу в озёра синие» с показом тематических слайдов
Домашнее задание.
(Слайд 18)
1. Попытайтесь объяснить происхождение вашей фамилии.
2. Подготовьте сообщение «Мой знаменитый однофамилец».
Оценивание.
(Слайд 19)
Задания для работы в группах.
1.Разгадай ребусы:
__________________________________________________________
2.Распознайте происхождение фамилий:
- Мельников;
- Петров;
- Хлебников;
- Москвин;
- Стрельцов.
3. Когда появились фамилии?_________________________________
4. У кого фамилии появились вначале? ________________________
5. У кого они появились потом? ______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Мы низко кланяемся тебе мамочка" (3 - 4класс)
Я это мероприятие проводила осенью совместно с 3 и 4 классами. Праздник всем понравился ,надеюсь и вам понравится....
Конспект внеклассного мероприятия «Букварь, мы говорим тебе, прощай!»
Цели:· закрепить знание букв алфавита, умения слышать и различать гласные и согласные звуки; развивать речь детей,· развив...
Внеклассное мероприятие "Что в имени тебе моём"
Цель: познакомить учащихся с прошлым и настоящим имён, дающих ребёнку при рождении. Дать толкование русских имён. Воспитание интереса к прошлому в историиОборудование: Плакаты с высказываниями; ромашк...
Внеклассное мероприятие "Добро начинается с тебя"
Внеклассное мероприятие во 2 классе "Добро начинается с тебя"...
Внеклассное мероприятие "Прощай, Азбука! Спасибо тебе!"
Внеклассное мероприятие "Прощай, Азбука! Спасибо тебе!" для учащихся 1 класса после завершения букварного периода....
Внеклассное мероприятие "Что в имени тебе моём?"
Дети знакомятся с историей имён....