Народно - сценический танец
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа по народно-сценическому танцу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по «Народно-сценическому танцу» посвящена одной из главных изучаемых дисциплин в системе хореографического образования. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для понимания самобытности культуры народа.
«Народно-сценический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин и базируется на освоении программ по предметам «Ритмика» и «Танец» для начальных классов, где введено изучение первоначальных элементов народного танца.
Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине «Народно-сценический танец», является одним из источников оценки качества преподавательской деятельности специалиста-хореографа в области дополнительного образования. Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства. Он богат и разнообразен. Данная учебная программа – это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету «Народно-сценический танец». Рабочая учебная программа очень важна, так как этот предмет необходимо изучать всем учащимся хореографического отделения, он является одним из основополагающих предметов. Программа по «Народно-сценическому танцу» — это «визитная карточка» предмета и своеобразный путеводитель для преподавателя в таком обилии материала.
Данная программа знакомит учащихся с характером, стилем и манерой танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы русского, украинского, молдавского и др. танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трёх пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.
Срок реализации образовательной программы «Народно-сценический танец» — пять лет. Преподавание предмета начинается в четвертом классе и продолжается до выпуска в восьмом классе. Возраст обучающихся при начале обучения в четвертом классе 9-12 лет.
Учебный план по народно-сценическому танцу предусматривает 330 часов на весь период обучения, по 66 часов за учебный год при нагрузке два часа в неделю.
Обучение предусматривает групповую и мелкогрупповую формы аудиторных занятий.
Учебная рабочая программа по «Народно-сценическому танцу» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Это объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах детского школьного контингента. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:
- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;
- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;
- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
приобщить к культурным ценностям хореографического наследия;
- выявить одаренных детей в области хореографического искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующ0ие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры — в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
Цели и задачи
Цель — это планирование, организация и управление учебным процессом по определённой учебной дисциплине.
Задачи — это конкретное определение содержания, объёма, порядка изучения предмета с учётом особенностей учебного процесса. Основная задача – это обучение, развитие, воспитание. Отсюда следует, что программа имеет ЦЕЛЬ:
- музыкально-хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду творческой деятельности;
- формирование целостного представления об окружающем мире и высоких нравственных идеалах.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- приобретение музыкально-ритмических навыков;
- формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;
- приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;
2.РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие эстетического и художественного вкуса у детей;
- развитие образного мышления;
- развитие таких данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;
- развитие техники исполнительского мастерства;
— развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса,
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;
- воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу;
- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности — то есть общечеловеческих качеств;
- повышение занятости детей в свободное время, адаптация их в обществе, создание комфортной атмосферы доброжелательности сотворчества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(4 класс)
Первоначальное знакомство с особенностями народно-сценического танца. Простейшие тренировочные движения у станка и на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации.
Упражнения у станка:
1. Demi plie, grand plie на I, II и III позициях (плавное и отрывистое)
2. Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги, то же с demi plie и двойным даром опорной ноги:
а) с переходом работающей ноги с носка на каблук; то же с plie в III позицию
в момент выноса работающей ноги на каблук;
б) с выносом на каблук.
3. Подготовительное упражнение к flic-flac, то же на croisee и с ударом в пол.
4. Battement tendu jete c акцентом «от себя», то же с demi plie и с подъёмом опорной ноги.
5. Упражнения на выстукивание, например:
а) чередование ударов всей стопы с полупальцами;
б) то же с двумя ударами полупальцами. М. р. 2/4, 3/4;
в) то же с шагом;
г) с переносом работающей ноги выворотно и невыворотно.
6. Подготовка к верёвочке, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.
7. Упражнение для бедра, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.
8. Pas tortillе ординарное, с ударом стопы.
9. Характерный rond de jambe.
10. Rond de pied.
11. Подготовка к «штопору» и «штопор».
12. Подготовка к «голубцу» (удар одной стопы о другую):
а) ординарный удар одной ногой;
б) двойной удар одной ногой;
в) ординарный удар двумя ногами;
г) двойной удар двумя ногами.
13. Grand battement developpe плавное отрывистое.
14. Grand battement developpe с одним ударом пятки.
15. Grand battement jete на целой стопе, на plie и с подъёмом на полупальцы опорной ноги.
16. Releve на полупальцы в выворотных и невыворотных позициях, на двух и одной ноге.
17. Перегибы корпуса.
18. Различные port de bras в определённом характере.
19. «Голубец» — ординарный в прыжке.
20. Подготовительные движения к полуприсядкам и присядкам:
а) выталкивание ног на каблуки (в стороны и вперёд), на полуприседании и
полном приседании;
б) прыжок с выносом ноги в сторону на каблук на полуприседании и на
полном приседании;
в) подскоки на полном приседании.
21. Полуприсядки:
а) с выбрасыванием ноги в сторону на каблук и на воздух;
б) с выбрасыванием ноги вперед на каблук.
Упражнения на середине зала:
1. Упражнения для пластичности корпуса (port de bras, перегибы корпуса, наклоны и повороты). Упражнения исполняются в определённом стиле и характере..
2. Упражнения для головы, рук, корпуса в манере народных и сценических танцев.
Элементы русского танца:
1. Простой ход на 1/4 такта.
2. Народный шаркающицй ход.
3. Переменный шаг на всей стопе.
4. Боковой ход (припадание).
5. Повороты на месте.
6. Сценическая форма pas de basque.
7. Дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой).
8. «Притоп»
9. Комбинации из простейших дробных движений.
10. Боковое движение с отскоком и выносом ноги на каблук.
11. Навыки танца с платочком.
Элементы белорусского танца:
Основные элементы танца «Лявониха»:
1. Основной ход.
2. Боковой скользящий шаг.
3. Повороты с отбросом ноги.
4. Подбивка.
5. Движения в паре.
Элементы украинского танца:
1. Ход «бигунец».
2. «Голубец».
3. «Упадание».
4. «Угинание».
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(5 класс)
Дальнейшее усовершенствование техники танца. Знакомство с особенностями стиля и характера русских, украинских, татарских, польских, итальянских танцев. Несложные танцевальные комбинации и этюды на пройденном материале.
Упражнения у станка:
К пройденным ранее упражнениям добавляются:
1. Grand, demi plie выворотное и невыворотное (в I, II. III и IV позициях).
2. Battement tendu с поворотом бедра.
3. Flic-flac (упражнение свободной стопой).
4. Pas tortilla ординарное с поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы.
5. Упражнение на выстукивание.
6. Характерный rond de jambe с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругомпо воздуху.
7. Rond de pied с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом во воздуху.
8. Подготовка к «качалке» и «качалка».
9. Подготовка к «верёвочке».
10. «Верёвочка».
11. Упражнение для бедра на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.
12. Опускание на подъём.
13. Battement fondu на целой стопе и с подъёмом на полупальцы опорной ноги.
14. Battement developpe с двумя ударами пятки опорной ноги.
15. Grand battement jete с coupe-tombe.
16. «Кабриоль» с вытянутым подъёмом и вытянутыми коленями.
17. Полуприсядка с выбросом ноги в сторону на носок и на каблук.
Движения полуприсядок и присядок, проработанные у станка, выносятся на середину зала и затем включаются в этюды и комбинации русского и украинского танца.
Упражнения на середине зала:
1. Упражнения для развития пластичности корпуса. Возможны комбинации с port de bras, balance, pas de basque и так далее.
2. Упражнения для пластичности рук, подвижности и выразительности кисти на материале восточных танцев (для девочек).
Элементы русского танца:
1. Комбинации дробных движений.
2. «Гармошка».
3. Продвижение вперёд и назад с выбросом ноги на effaceе в русском
сценическом танце.
4. Два вида «верёвочки».
5. Тройной шаг с ударом по голенищу спереди и сзади (для мальчиков).
6. Припадание.
Элементы итальянского танца:
1. Два вида хода.
2. Pas de basque (переброска ног накрест).
3. Pas echappe с поворотом в tirbouchone.
4. Выбрасывание ноги с каблука на носок.
5. Навыки обращения с тамбурином.
Элементы украинского танца:
1. Отход назад с подбиванием ноги.
2. Ход по диагонали с выносом ноги на каблук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный танец
Выступление из опыта работына заседании кафедры учителей начальных классовпо теме«Организация исследовательской и проектной деятельности в начальных классах»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИТМИКЕ «Русский народный танец Перепляс»
Конспект открытого урока...
Сценарий конкурса " В семье единой". Русский народный танец
Сценарий конкурса " В семье единой". Русский народный танец...
Урок хореографии во 2 классе "Украинский народный танец"
Урок предназанчен для учащихся общеобразовательных школ. На уроке учащиеся разучивают движения украинског танца. знакомятся с украинским национальным костюмом....
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Татарский народный танец"
Знакомство с новыми видами танца...
Урок хореографии "Белорусский народный танец"
Знакомство с популярными белорусскими танцами....
Сюжетный танец, как форма сценической хореографии.
Выступление на МО:Сюжетный танец, как форма сценической хореографии....