Народно - сценический танец
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Народно - сценический танец

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народно - сценический танец27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по народно-сценическому танцу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по «Народно-сценическому танцу» посвящена одной из главных изучаемых дисциплин в системе хореографического образования. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для понимания самобытности культуры народа.

«Народно-сценический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин и базируется на освоении программ по предметам «Ритмика» и «Танец» для начальных классов, где введено изучение первоначальных элементов народного танца.

Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине «Народно-сценический танец», является одним из источников оценки качества преподавательской деятельности специалиста-хореографа в области дополнительного образования. Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства. Он богат и разнообразен. Данная учебная программа – это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету «Народно-сценический танец». Рабочая учебная программа очень важна, так как этот предмет необходимо изучать всем учащимся хореографического отделения, он является одним из основополагающих предметов. Программа по «Народно-сценическому танцу» — это «визитная карточка» предмета и своеобразный путеводитель для преподавателя в таком обилии материала.

Данная программа знакомит учащихся с характером, стилем и манерой танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы русского, украинского, молдавского и др. танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трёх пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.

Срок реализации образовательной программы «Народно-сценический танец» — пять лет. Преподавание предмета начинается в четвертом классе и продолжается до выпуска в восьмом классе. Возраст обучающихся при начале обучения в четвертом классе 9-12 лет.

Учебный план по народно-сценическому танцу предусматривает 330 часов на весь период обучения, по 66 часов за учебный год при нагрузке два часа в неделю.

Обучение предусматривает групповую и мелкогрупповую формы аудиторных занятий.

Учебная рабочая программа по «Народно-сценическому танцу» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Это объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах детского школьного контингента. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:

- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;

- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;

- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;

 приобщить к культурным ценностям хореографического наследия;

- выявить одаренных детей в области хореографического искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующ0ие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры — в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.

Цели и задачи

Цель — это планирование, организация и управление учебным процессом по определённой учебной дисциплине.

Задачи — это конкретное определение содержания, объёма, порядка изучения предмета с учётом особенностей учебного процесса. Основная задача – это обучение, развитие, воспитание. Отсюда следует, что программа имеет ЦЕЛЬ:

- музыкально-хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду творческой деятельности;

- формирование целостного представления об окружающем мире и высоких нравственных идеалах.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- приобретение музыкально-ритмических навыков;

- формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;

- приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие эстетического и художественного вкуса у детей;

- развитие образного мышления;

- развитие таких данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;

- развитие техники исполнительского мастерства;

— развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса,

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;

- воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу;

- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности — то есть общечеловеческих качеств;

- повышение занятости детей в свободное время, адаптация их в обществе, создание комфортной атмосферы доброжелательности сотворчества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(4 класс)

Первоначальное знакомство с особенностями народно-сценического танца. Простейшие тренировочные движения у станка и на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации.

Упражнения у станка:

1. Demi plie, grand plie на I, II и III позициях (плавное и отрывистое)

2. Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги, то же с demi plie и двойным даром опорной ноги:

а) с переходом работающей ноги с носка на каблук; то же с plie в III позицию

в момент выноса работающей ноги на каблук;

б) с выносом на каблук.

3. Подготовительное упражнение к flic-flac, то же на croisee и с ударом в пол.

4. Battement tendu jete c акцентом «от себя», то же с demi plie и с подъёмом опорной ноги.

5. Упражнения на выстукивание, например:

а) чередование ударов всей стопы с полупальцами;

б) то же с двумя ударами полупальцами. М. р. 2/4, 3/4;

в) то же с шагом;

г) с переносом работающей ноги выворотно и невыворотно.

6. Подготовка к верёвочке, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

7. Упражнение для бедра, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

8. Pas tortillе ординарное, с ударом стопы.

9. Характерный rond de jambe.

10. Rond de pied.

11. Подготовка к «штопору» и «штопор».

12. Подготовка к «голубцу» (удар одной стопы о другую):

а) ординарный удар одной ногой;

б) двойной удар одной ногой;

в) ординарный удар двумя ногами;

г) двойной удар двумя ногами.

13. Grand battement developpe плавное отрывистое.

14. Grand battement developpe с одним ударом пятки.

15. Grand battement jete на целой стопе, на plie и с подъёмом на полупальцы опорной ноги.

16. Releve на полупальцы в выворотных и невыворотных позициях, на двух и одной ноге.

17. Перегибы корпуса.

18. Различные port de bras в определённом характере.

19. «Голубец» — ординарный в прыжке.

20. Подготовительные движения к полуприсядкам и присядкам:

а) выталкивание ног на каблуки (в стороны и вперёд), на полуприседании и

полном приседании;

б) прыжок с выносом ноги в сторону на каблук на полуприседании и на

полном приседании;

в) подскоки на полном приседании.

21. Полуприсядки:

а) с выбрасыванием ноги в сторону на каблук и на воздух;

б) с выбрасыванием ноги вперед на каблук.

Упражнения на середине зала:

1. Упражнения для пластичности корпуса (port de bras, перегибы корпуса, наклоны и повороты). Упражнения исполняются в определённом стиле и характере..

2. Упражнения для головы, рук, корпуса в манере народных и сценических танцев.

                

Элементы русского танца:

1. Простой ход на 1/4 такта.

2. Народный шаркающицй ход.

3. Переменный шаг на всей стопе.

4. Боковой ход (припадание).

5. Повороты на месте.

6. Сценическая форма pas de basque.

7. Дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой).

8. «Притоп»

9. Комбинации из простейших дробных движений.

10. Боковое движение с отскоком и выносом ноги на каблук.

11. Навыки танца с платочком.

Элементы белорусского танца:

Основные элементы танца «Лявониха»:

1. Основной ход.

2. Боковой скользящий шаг.

3. Повороты с отбросом ноги.

4. Подбивка.

5. Движения в паре.

Элементы украинского танца:

1. Ход «бигунец».

2. «Голубец».

3. «Упадание».

4. «Угинание».

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(5 класс)

Дальнейшее усовершенствование техники танца. Знакомство с особенностями стиля и характера русских, украинских, татарских, польских, итальянских танцев. Несложные танцевальные комбинации и этюды на пройденном материале.

Упражнения у станка:

К пройденным ранее упражнениям добавляются:

1. Grand, demi plie выворотное и невыворотное (в I, II. III и IV позициях).

2. Battement tendu с поворотом бедра.

3. Flic-flac (упражнение свободной стопой).

4. Pas tortilla ординарное с поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы.

5. Упражнение на выстукивание.

6. Характерный rond de jambe с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругомпо воздуху.

7. Rond de pied с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом во воздуху.

8. Подготовка к «качалке» и «качалка».

9. Подготовка к «верёвочке».

10. «Верёвочка».

11. Упражнение для бедра на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

12. Опускание на подъём.

13. Battement fondu на целой стопе и с подъёмом на полупальцы опорной ноги.

14. Battement developpe с двумя ударами пятки опорной ноги.

15. Grand battement jete с coupe-tombe.

16. «Кабриоль» с вытянутым подъёмом и вытянутыми коленями.

17. Полуприсядка с выбросом ноги в сторону на носок и на каблук.

Движения полуприсядок и присядок, проработанные у станка, выносятся на середину зала и затем включаются в этюды и комбинации русского и украинского танца.

Упражнения на середине зала:

1. Упражнения для развития пластичности корпуса. Возможны комбинации с port de bras, balance, pas de basque и так далее.

2. Упражнения для пластичности рук, подвижности и выразительности кисти на материале восточных танцев (для девочек).

Элементы русского танца:

1. Комбинации дробных движений.

2. «Гармошка».

3. Продвижение вперёд и назад с выбросом ноги на effaceе в русском

сценическом танце.

4. Два вида «верёвочки».

5. Тройной шаг с ударом по голенищу спереди и сзади (для мальчиков).

6. Припадание.

Элементы итальянского танца:

1. Два вида хода.

2. Pas de basque (переброска ног накрест).

3. Pas echappe с поворотом в tirbouchone.

4. Выбрасывание ноги с каблука на носок.

5. Навыки обращения с тамбурином.

Элементы украинского танца:

1. Отход назад с подбиванием ноги.

2. Ход по диагонали с выносом ноги на каблук.

3. «Голубцы» с одной ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный танец

Выступление из опыта работына заседании кафедры учителей начальных классовпо теме«Организация исследовательской  и проектной  деятельности в начальных классах»...

Сценарий конкурса " В семье единой". Русский народный танец

Сценарий конкурса " В семье единой". Русский народный танец...

Урок хореографии во 2 классе "Украинский народный танец"

Урок предназанчен для учащихся общеобразовательных школ. На уроке учащиеся разучивают движения украинског танца. знакомятся с украинским национальным костюмом....

Урок хореографии "Белорусский народный танец"

Знакомство с популярными белорусскими танцами....

Сюжетный танец, как форма сценической хореографии.

Выступление на МО:Сюжетный танец, как форма сценической хореографии....