Научные основы словарно - лексической работы как средства патриотического воспитания.
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Даудова Марина Петровна

Формирование патриотического воспитания личности в младшем школьном возрасте представляет собой серьёзную научную проблему, требующую практического решения. В своей статье я опиралась на труды известных методистов, педагогов и психологов. А воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, стали во многом исходными позициями для определения содержания и средств патриотического воспитания, основанных на принципах народности и широкого использования русского языка как средства общения и познания. Словарно - лексическая работа может выступать не только как средство обогащения словаря, его развития и расширения, но и при определённых условиях:  целенаправленная подготовка, организация и проведение словарно - лексической работы с лексико - семантической группой слов духовности и нравственности будет способствовать  духовно - нравственному и патриотическому воспитанию при создании учителем условий с учётом возраста детей, при организации сотрудничества учителя с учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnye_osnovy_2015.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_leksicheskaya_rabota_nad_slovom.doc2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Лицей № 1451

Статья

Научные основы словарно-лексической работы

 как средства патриотического воспитания

Подготовила: Даудова Марина Петровна,

учитель начальных классов

Москва 2015 год


Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев [2, с.76] обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более точного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.

Важность словарной работы, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти" [9, 87].

Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров [3, с.46] указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия", будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".

И.И. Срезневский [3,с.56] также считал, что словарная работа по образованию слов "естественно соединяется" со "вниманием в смысл слов и выражений".

Сама природа слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленного подхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. [6, с.93].

Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

По мнению Ушинского [9, с.98], родной язык "является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ", и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

Исходя из того, что родной язык "есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их", К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. "Эта работа постепенного познавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания".

Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. "Необходимо, - писал он, - чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово".

Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.

Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

Кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, Л.С. Выготский [2, с.34] считал слово, а также работу над словом. Научные установки психолога обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того, почему великий педагог на первое место ставит развитие "дара слова". Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому отграничению двух основных функций слова. Одна из них является указанием на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова.

Вторая, не менее важная функция – функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка существенные преобразования. Определяя значение слова, Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его.

Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова – это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет повышению более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир.

Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей.

В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи [3, с.65]

Слово, как известно, обобщает. Когда мы говорим "книга", мы имеем в виду любой предмет, которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно, что психологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходят корнями в глубины русской филологии.

Невольно удивительные приходят по своей тонкости аналогичные наблюдения, сделанные в свое время и отраженные в "Словаре живого великорусского языка" В.И. Далем.

Так, читая одну из его словарных статей, мы находим, что топор – "железное, настольное орудие, для тески и рубки, в котором отличают: лопасть с лезом и обух с проухом, а обух насаживают на топорище, деревянную рукоять, кривую, выкаченную". В.И. Даль [1, с.114] объясняет, что существуют разные топоры. "Топор плотничий, с широкою тонкою лопастью и с острым носком" и т.д. В данной словарной статье жизнь слова "топор" показана в системе устойчивых словосочетаний, пословиц и поговорок.

Иными словами, если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения слова.

М.Р. Львов говорил, что слово – важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно [5, с.104].

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа» - писал известный ученый-методист А.В. Текучев [5, с.76].

В связи с введением новых образовательных стандартов, возрастает роль словарно - лексической работы. Словарно - лексическая работа с ее коммуникативной, практической, развивающей, огромной познавательной, воспитательной направленностью имеет неограниченные возможности для формирования творческого мышления учащихся.

Вот почему сегодня так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть загадки, тайны, возможности родного слова, привить интерес к нему, сформировать чувство слова, учить творческому обращению со словом, пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над своей речью.

Таким образом, одной из важнейших задач в школе является упорядочение словарной - лексической работы на уроках литературного чтения, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. 

Далее я приведу примеры детских работ (см. приложение). Учащиеся третьего класса выполняли творческие работы дома с помощью взрослого, а затем делали сообщение на уроках литературного чтения. Все слова встречались в произведениях, которые были размещены в учебниках по литературному чтению. Работа помогла ребятам понять слово, осознать его, а затем в дальнейшем успешно применить в своей речи.

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 – М., 1990.

2. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1989.

3. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение, 1991.

4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.в. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

5. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

6. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. - 2000. – 216 с.

7. Пасынок Ю.Ю. Начальная школа. Работа со словарными словами. 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2005. – 187с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 506с.

9. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Из опыта работы по программе "Краеведение"...

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов ра...

Приложение к статье Научные основы словарно - лексической работы как средства патриотического воспитания

В данном материале представлены работы учащихся со словами, которые встречались в произведениях литературного чтения. Дети выполняли творческие работы дома, а затем делали сообщение на уроках чтения....

"Словарно-лексическая работа как необходимое условие осознания младшими школьниками содержания художественного произведения."

                        В  статье указываются и разъясняются методы и подходы работы над текстом на уроках литературного чтения....

Словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы.

У каждого учителя свои секреты и находки. Я же для своей работы использую приём Душа слова. Работу по обогащению словаря младшего школьника я выстраиваю поэтапно. В основе моего опыта лежат идеи, мето...