кружки 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
кружки "Занимательная математика", "В мире книг". Программы, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Талаканская средняя общеобразовательная школа №6»
Бурейского района Амурской области
Рассмотрено Утверждаю
на МО учителей нач.кл. Директор МОБУ СОШ №6
Протокол № А.В. Елецкая
от «___» ______ 2014г. Приказ №
от «__» _________ 2014г.
Программа кружка
«В мире книг»
Составил(а) учитель
начальных классов
Евсейцева С.Г.
2014г.
Пояснительная записка
Общая характеристика кружка. Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели кружка:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место кружка в учебном плане. С 1 по 2 класс занятия проводятся два раза в неделю. В 1 классе планируется 66, а в 2–4 классах по 68 занятия.
Ценностные ориентиры содержания кружка. Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка — это создание условий для использовании полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы кружка.
В результате освоения программы кружка «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
1 Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ-
ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы
1 класс (66 ч)
Здравствуй, книга (4 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (5 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (6 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (3 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (6 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (6 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (6 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (6 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (6 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (4 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (6 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (6 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Универсальные учебные действия:
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформ-
лению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библио-
теке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | |
2-4 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | |
5 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | |
6-8 | Книги о Родине и природе | |
9-10 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | |
11-13 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | |
14-16 | Книги современных писателей о детях. | |
17-18 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | |
19-20 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | |
21-22 | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | |
23-25 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). | |
26-27
| В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | |
28 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | |
29-31 | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знако- мых сказок. | |
32-33 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним про- изведением. | |
34 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | |
35-37 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Тол- стой «Приключения Буратино». | |
38-40 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Бу- ратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | |
41-42 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | |
43-44 | Книги-сборники произведений К. Чуковского | |
45-46 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | |
47-48 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | |
49-51 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | |
52-54 | В гостях у сказки | |
55-56 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | |
57-58 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | |
59-60 | Дети — герои книг детских писателей. | |
61-62 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | |
63-64 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | |
65-66 | По страницам любимых книг. Выставка книг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иванова Елена Александровна Планирование работы кружка в 1 классе " Занимательная математика"
Реализация программы кружка расчитана на 1год. Методы и формы работы. На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. ...
Программа кружка по литературному чтению во 2 классе
Программа кружка по литературному чтению во 2 классе...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

Разработка занятия кружка во 2 А классе «Музей в твоём классе» по программе «Перспективная начальная школа»
Тема занятия: Картина Б.М. Кустодиева «Масленица»...
Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны.
Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны....

Рабочая программа кружка "Юный театрал" учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса
Программа «Юные театралы» реализует социальное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год
Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год. Программа кружка внеурочной деятельности «Живой родник» создавалас...