Рабочая программа внеурочной деятельности «Моё портфолио» проектного направления
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моё портфолио» проектного направления (Базовый уровень) 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_moyo_portfolio_3_klass.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Истра
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 2» г. Истра ____________
И. И. Власов
01.09.2014 г. Приказ № 235
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Моё портфолио»
проектного направления
(Базовый уровень)
3 а класс
Составитель:
Печикина Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общегосударственных учреждений по внеурочной деятельности разработана на основе программы проекного направления «Портфолио как средство развития творческой активности учащихся» (автор программы - Кожина С.В., Москва, «Русское слово», 2013 г.)
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени (из расчёта 1 учебный час в неделю).
Главная цель:
- Формирование у пятиклассника навыков самооценки.
- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
- Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Курс внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направлен на решение следующих задач
- Своевременно отмечать успехи ученика.
- Сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.
- Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения.
- Интегрировать количественную и качественную оценки.
- Через создание ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях.
- Через создание условий для самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
- Перенести педагогическое ударения с оценки на самооценку.
- Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что это эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода в образовании. Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.
.
Требования к уровню подготовки учащихся
Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения ЗУН, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.
В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).
Что даёт портфолио учителю.
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах. Предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.
Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.
Что даёт портфолио родителям.
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движениеребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.
Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.
С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому-либо можно только с разрешения ребёнка.
Собранные листы наблюдений отражают динамику следующих показателей:
- формированности и индивидуального прогресса в развитии таких
- навыков учения,как:
- приобретение знаний,
- понимание,
- применение,
- анализ,
- синтез,
- оценка,
- диалектичность мышления,
- метазнание
- сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:
- способность принимать ответственность;
- способность уважать других;
- умение сотрудничать;
- умение участвовать в выработке общего решения;
-способность разрешать конфликты;
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе
- сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:
- слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
- чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
- письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)
Программно-методическое обеспечение
1. УМК
Кожина С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся, Москва, «Русское слово», 2013 г.
ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.
ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой). - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012
ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2013 г.
ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2014 г.
2. Электронные пособия:
сайт http://catalog.iot.ru,
http://www.1september.ru/
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277
3. Материально-техническое обеспечение:
1. комплект учебно-наглядных пособий
2. компьютер с лицензионным программным обеспечением;
3. телевизор;
4. DVD проигрыватель;
5. принтер;
6. сканер.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела. Тема. | Количество часов | Планируемые результаты | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||
Моё портфолио | 68 | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
1 | Знакомство с портфолио | 1 | - открывает для себя партнёров-сверстников, учится адресоваться к ним, обращать к партнёрам свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы; - понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять», умеет анализировать происходящее в классе, группе; - понимает, что такое «схема», умеет читать схемы класса; - знает разные формы приветствия и умеет приветствовать учителей и одноклассников; - понимает, зачем нужно внимание и учится внимательно слушать; - понимает и учится справедливо оценивать свою работу; - понимает, когда можно одному выполнять задания, а когда – вместе; - понимает, зачем нужно уметь слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю; - знает, как оценивать свою работу и соотносить свою оценку с оценкой учителя, товарища, родителей; - умеет выбирать формы работы: «один» - «вместе»; - знает, как оценивать свою работу по разным критериям; - знает, как и когда надо задавать вопросы; - понимает, что значит «точный вопрос»; - умеет договариваться о критериях оценки общей работы и оценивать её; - понимает, что такое «содержательная дискуссия»; - знает, как надо договариваться о сотрудничестве посредством действия (со-действовать); - понимает, что значит излагать свои мысли понятно, точно; - понимает, что значит «высказываться, чтобы было понятно всем»; - знает, как по-разному оценивать одинаковое задание; - учится аргументированно доказывать свою точку зрения; - понимает, когда нужно обращаться за помощью; - умеет отделить своё знание от незнания, оценить свои успехи; - учится справедливо оценивать свои действия и действия других; - учится хвалить себя и других; - умеет пользоваться своими знаниями и умениями. | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действий; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; - сличать способ действия и его результат; Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - использовать знаково-символические средства (модели и схемы); - строить сообщения в устной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила; - построение рассуждения; - уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена; - рефлексия способов и условий действий; - сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения. Коммуникативные УУД: а) инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам; - формулировать свои затруднения, - предлагать помощь и сотрудничество; б) взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию, - задавать вопросы, - строить понятные для партнёра высказывания, - строить монологическое высказывание, - вести устный диалог, - слушать собеседника; в) управление коммуникацией: - определять общую цель и пути её достижения, - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя); - учебно-познавательный интерес к новому; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; -уважительное отношение к иному мнению; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - самооценка на основе критериев успешной деятельности; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | 1.09-5.09 | ||
2 | Что я люблю и что не люблю | 1 | 08.09-12.09 | |||||
3 | Законы школьной жизни | 1 | 15.09-19.09 | |||||
4 | Мои любимые игры и игрушки | 1 | 22.09-26.09 | |||||
5 | Какой Я | 1 | 29.09-03.10 | |||||
6 | Моя рука | 1 | 13.10-17.10 | |||||
7 | Моя семья | 1 | 20.10-24.10 | |||||
8 | Радость движения | 1 | 27.10-31.10 | |||||
9 | Я в мире познания | 1 | 03.11-07.11 | |||||
10 | Моя комната | 1 | 10.11-14.11 | |||||
11 | Мой дом. Дом моей мечты | 1 | 24.11-28.11 | |||||
12 | Времена года | 1 | 01.12-05.12 | |||||
13 | Мой город | 1 | 08.12-12.12 | |||||
14 | Моя страна | 1 | 15.12-19.12 | |||||
15 | Новый год | 1 | 22.12-26.12 | |||||
16 | Мои любимые сказки и книжки | 1 | 5.01 – 9.01 | |||||
17 | Мои любимые телепередачи (мультфильмы, фильмы) | 1 | 12.01 – 17.01 | |||||
18 | Я в мире музыки | 1 | 19.01 – 23.01 | |||||
19 | Я в мире поэзии | 1 | 26.01 – 30.01 | |||||
20 | Я и спорт | 1 | 2.02 – 6.02 | |||||
21 | Я – художник | 1 | 9.02 – 13.02 | |||||
22 | Мои кружки, секции, клубы | 1 | 23.02 – 27.02 | |||||
23 | Я и мои друзья | 1 | 2.03 – 6.03 | |||||
24 | Какой у меня характер | 1 | 9.03 – 13.03 | |||||
25 | Мои любимые цветы | 1 | 16.03 – 20.03 | |||||
26 | Я и природа | 1 | 23.03 – 27.03 | |||||
27 | В мире животных | 1 | 30.03 – 3.04 | |||||
28 | Я и космос | 1 | 13.04 – 17.04 | |||||
29 | Я – волшебник. Страна моих снов | 1 | 20.04 – 24.04 | |||||
30 | Кем я хочу стать | 1 | 27.04 – 1.05 | |||||
31 | Мой класс. Моя школа | 1 | 4.05 – 8.05 | |||||
32 | Мои учителя | 1 | 11.05 – 15.05 | |||||
33 | Мои увлечения. Мои поделки | 1 | 18.05 – 23.05 | |||||
34 | Заключительное | 1 | 25.05 – 29.05 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР __________________
учителей начальной школы Т. В. Стадник
__________ Л. В. Салычева " ____ " _____ 2014 г.
№ 1 от 29.08.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"
Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружок «Здоровейка»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»
Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Ритмика и танец»
Программа расчитана на 66 часа для учащихся 7-8 лет...