Рабочая программа внеурочной деятельности «Моё портфолио» проектного направления
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Островерх Наталья Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моё портфолио» проектного направления (Базовый уровень) 3  класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_moyo_portfolio_3_klass.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Истра

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ № 2» г. Истра ____________

И. И. Власов

      01.09.2014 г.    Приказ № 235

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Моё портфолио»

проектного направления

(Базовый уровень)

3 а класс

Составитель:

Печикина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

        

2014 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общегосударственных учреждений по внеурочной деятельности разработана на основе программы проекного направления «Портфолио как средство развития творческой активности учащихся» (автор программы -  Кожина С.В., Москва, «Русское слово», 2013 г.)

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени (из расчёта 1 учебный час в неделю).

Главная цель: 

- Формирование у пятиклассника навыков самооценки.

- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать   собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

- Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

        Курс внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направлен на решение следующих задач

- Своевременно отмечать успехи ученика.

- Сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.

- Поощрять  активность и самостоятельность ученика, расширять возможности    обучения и самообучения.

- Интегрировать количественную и качественную оценки.

- Через создание ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях.

- Через создание условий для самореализации и  самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

- Перенести педагогическое ударения с оценки на самооценку.

- Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.

        Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что это эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода в образовании. Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.

        .

Требования к уровню подготовки учащихся

      Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения ЗУН, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.

         В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).

Что даёт портфолио учителю.

        Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах. Предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.

       Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.

Что даёт портфолио родителям.

        Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движениеребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.

        Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.

         С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому-либо можно только с разрешения ребёнка.

Собранные листы наблюдений отражают динамику следующих показателей:

- формированности и индивидуального прогресса в развитии таких

-  навыков учения,как:

- приобретение знаний,

- понимание,

- применение,

- анализ,

- синтез,

- оценка,

- диалектичность мышления,

- метазнание

- сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:

- способность принимать ответственность;

- способность уважать других;

- умение сотрудничать;

- умение участвовать в выработке общего решения;

-способность разрешать конфликты;

- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе

- сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:

- слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);

- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);

- чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);

- письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)

Программно-методическое обеспечение

1. УМК

Кожина С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся, Москва, «Русское слово», 2013 г.

ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. –   М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.

 ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой).  - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012

ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2013 г.

ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2014 г.

2. Электронные пособия:

сайт http://catalog.iot.ru,

           http://www.ict.edu.ru

           www.center.fio.ru 

           http://nsc.1september.ru

           http://www.1september.ru/

           http://som.fio.ru/

         http://www.rubricon.com/ 

           http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277

3. Материально-техническое обеспечение:

1. комплект учебно-наглядных пособий

        2. компьютер с лицензионным программным обеспечением;

        3. телевизор;

        4. DVD проигрыватель;

        5. принтер;

        6. сканер.

         


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела. Тема.

Количество часов

Планируемые  результаты

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Моё портфолио

68

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

Знакомство с портфолио

1

- открывает для себя  партнёров-сверстников, учится адресоваться к ним, обращать к партнёрам свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы;

- понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять»,

умеет анализировать происходящее в классе, группе;

 - понимает, что такое «схема»,

умеет читать схемы класса;

- знает разные формы приветствия и  умеет приветствовать учителей и одноклассников;

- понимает, зачем нужно внимание и учится внимательно слушать;

- понимает и учится справедливо  оценивать свою работу;

- понимает, когда можно одному выполнять задания, а когда – вместе;

- понимает,  зачем нужно уметь  слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю;

- знает, как оценивать свою работу и соотносить свою оценку с оценкой учителя, товарища, родителей;

- умеет выбирать формы работы:

«один» - «вместе»;

- знает, как оценивать свою работу по разным критериям;

- знает, как и когда надо задавать вопросы;

- понимает, что значит «точный вопрос»;

- умеет договариваться о критериях оценки общей работы и оценивать её;

- понимает, что такое «содержательная дискуссия»;

- знает, как надо договариваться о сотрудничестве посредством действия (со-действовать);

- понимает, что значит излагать свои мысли понятно, точно;

- понимает, что значит «высказываться, чтобы было понятно всем»;

- знает, как по-разному оценивать одинаковое задание;

- учится аргументированно доказывать свою точку зрения;

- понимает, когда нужно обращаться за помощью;

- умеет отделить своё знание от незнания,

оценить свои успехи;

- учится справедливо оценивать свои действия и действия других;

- учится хвалить себя и других;

- умеет пользоваться своими знаниями и умениями.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- сличать способ действия  и его результат;

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства (модели и схемы);

- строить сообщения в устной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа,  правила;

- построение рассуждения;

- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;  

- рефлексия способов и условий действий;

- сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.

Коммуникативные УУД:

а) инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;

- формулировать свои затруднения,

- предлагать помощь и сотрудничество;

б) взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию,

- задавать вопросы,

- строить понятные для партнёра высказывания,

- строить монологическое высказывание,

- вести устный диалог,

- слушать собеседника;

в) управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути её достижения,

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);

- учебно-познавательный интерес к новому;

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

-уважительное отношение к иному мнению;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- самооценка на основе критериев успешной деятельности;

-  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

1.09-5.09

2

Что я люблю и что не люблю

1

08.09-12.09

3

Законы школьной жизни

1

15.09-19.09

4

Мои любимые игры и игрушки

1

22.09-26.09

5

Какой Я

1

29.09-03.10

6

Моя рука

1

13.10-17.10

7

Моя семья

1

20.10-24.10

8

Радость движения

1

27.10-31.10

9

Я в мире познания

1

03.11-07.11

10

Моя комната

1

10.11-14.11

11

Мой дом. Дом моей мечты

1

24.11-28.11

12

Времена года

1

01.12-05.12

13

Мой город

1

08.12-12.12

14

Моя страна

1

15.12-19.12

15

Новый год

1

22.12-26.12

16

Мои любимые сказки и книжки

1

5.01 – 9.01

17

Мои любимые телепередачи (мультфильмы, фильмы)

1

12.01 – 17.01

18

Я в мире музыки

1

19.01 – 23.01

19

Я в мире поэзии

1

26.01 – 30.01

20

Я и спорт

1

2.02 – 6.02

21

Я – художник

1

9.02 – 13.02

22

Мои кружки, секции, клубы

1

23.02 – 27.02

23

Я и мои друзья

1

2.03 – 6.03

24

Какой у меня характер

1

9.03 – 13.03

25

Мои любимые цветы

1

16.03 – 20.03

26

Я и природа

1

23.03 – 27.03

27

В мире животных

1

30.03 – 3.04

28

Я и космос

1

13.04 – 17.04

29

 Я – волшебник. Страна моих снов

1

20.04 – 24.04

30

Кем я хочу стать

1

27.04 – 1.05

31

Мой класс. Моя школа

1

4.05 – 8.05

32

Мои учителя

1

11.05 – 15.05

33

Мои увлечения. Мои поделки

1

18.05 – 23.05

34

Заключительное

1

25.05 – 29.05

СОГЛАСОВАНО                                                                                                 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО                                                                                 Зам. директора по УВР __________________

учителей начальной школы                                                                                                                                    Т. В. Стадник                                

__________ Л. В. Салычева                                                                                  " ____ " _____ 2014 г.      

 № 1  от 29.08.2014                                                                            



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"

Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружок «Здоровейка»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Школа здоровья»

Данный материал поможет педагогам организовать внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению. Обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. Научит де...