Классный час на тему «Крым и Россия - мы вместе»
классный час (3 класс) по теме

Островерх Наталья Викторовна

Методическая разработка классного часа на тему «Крым и Россия - мы вместе» для 3 класса

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krym_i_rossiya_my_vmeste.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                            СОГЛАСОВАНО:                              УТВЕРЖДАЮ:                                                

на заседании ШМО                         Зам. директора по УВР                       Директор МОУ «Средняя                                                                                    учителей начальной школы           ___________ Т. В. Стадник                 общеобразовательная

Руководитель ШМО                                                                        школа № 2»  г. Истра                                                                                                                                                              

 __________Л. В. Салычева            « ____» _____ 20 __ г.                          ____________  И.И. Власов                                                                                        

 « ____» _____ 20 __ г.                                                                                   « ___» ______ 20 __ г.                                                      

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Истра

Методическая разработка

классного часа

на тему

«Крым и Россия - мы вместе»

для 3 класса

Составитель:

Печикина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

 Цель: Разъяснение учащимся исторического значения, оснований воссоединения России и Республики Крым. 

 Задачи: 

- Формирование представления о будущем Крыма, Севастополя как субъектов Российской Федерации. 

- Сформировать  представление о природе Крыма;

- Познакомить  учащихся с историей и культурным наследием Крыма;

- Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом;

- Способствовать  воспитанию патриотизма, любви к родному краю, природе;

- Познакомить учащихся с творчеством русских художников, писателей и   поэтов;

 - Развивать познавательные способности, 

 Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Оборудование и материалы: персональный компьютер,  презентация «Россия и Крым – вместе», мультимедийное оборудование, выставка рисунков детей на тему: «Природа Крыма».

Ход занятия:

I. Организационный момент:

 Сегодня у нас будет урок по актуальной теме: «Россия и Крым – вместе». Мы с вами рассмотрим историческую связь России и Крыма, достопримечательности этого края. 

II. Основная часть

1)Происхождение, местоположение .

 - Название «Крым» происходит от тюркского – вал, стена, ров.

- Перекопский или Турецкий вал отделял Крым от материка, он был построен 2 тыс. лет назад. Его длина почти 8,5 км. (Слайд 2)

18.03.2014 г. – межгосударственный договор о принятии республики Крым в состав РФ. (Слайд 3)

- Рассмотрим карту полуострова. На каком материке находится этот полуостров? (Евразия)

- В какой части света? (на юге)

- Рассмотрите береговую линию полуострова Крым, что вы можете о ней сказать? (сильно изрезана)

- Как называются горы, которые расположены на юго-востоке полуострова? (Крымские горы) (Слайд 4)

- Глубоко выдаётся в Чёрное море, которым омывается с юга и запада, с востока омывается Азовским морем. На севере соединяется с континентом узким (до 8 км)  Перекопским перешейком.  (Слайд 5)

- Назовите крупные города полуострова?  (Евпатория, Саки, Симферополь, Севастополь, Алупка, Бахчисарай, Ялта, Алушта, Белогорск, Старый Крым, Судак, Феодосия, Керчь, Джанкой)

- Где в основном расположены эти города? (юго-запад, юг, юго-восток)

2)Природа Крыма.

Климат:

  • t января от -1 до +4
  • t  июля 22 – 25 (днем до  37);
  • Длительное засушливое лето и мягкая зима;
  • Снежный покров устанавливается примерно раз в 7 лет (Слайд 6)

- Послушайте сказку о Крымской зиме.

Владимира Орлова: 
СКАЗКА О КРЫМСКОЙ ЗИМЕ 

Запутан крымский календарь. 
Cмотрите, в самом деле 
Сейчас на улице январь, 
А солнце, как в апреле. 

Я расскажу вам, почему 
И как случилось это: 
Давным-давно у нас в Крыму 
Зимой стояло лето. 
Недалеко от крымских мест 
Зима снега клубила, 
Всё замела она окрест, 
А вот про Крым забыла. 

Но неожиданно она 
Спросила удивлённо: 
- А это что за сторона 
В цветении зелёном?! 

Мальчишки бегают зимой 
По-летнему одеты… 
Эй, ветер северный, 
за мной, я покажу им лето! 

Я понапрасну не грожу, 
Но если обнаружу, 
Сейчас же стужей застужу 
И вьюгою завьюжу! 

И снеговая кутерьма 
Позаносила тропы, 
Пошла хозяйничать зима 
В степях у Перекопа. 

Стараясь лето 
Превозмочь 
Свистели ветры 
День и ночь. 

И снег летел, колюч и жгуч, 
Зиме во всём послушный, 
Казалось, высыпал из туч 
Её десант воздушный. 

Мороз ручьи заледенил, 
И кипарис на горке 
Тотчас, как эскимо, застыл 
В серебряной обёртке. 

Зима решила: я чуть-чуть 
Теперь могу передохнуть. 
Но - дунул южный ветерок 
И, как в печи заслонку, 
Он отодвинул тучку вбок, 
От солнышка в сторонку. 

Зима открыла календарь: 
В календаре стоит январь. 
Январь стоит в календаре, 
А солнце греет на дворе! 

- Я что-то спутала сама, 
Зимой тут вовсе не зима. 
А если так, то где зима, 
Вернее, где же я сама? 

Зима швырнула календарь 
Белым-бела от злости. 
- Сейчас, - кричит она,- январь, 
Ведь я пришла не в гости! 

Выходит я старалась зря, 
Снега куда-то скрылись!.. 
И вдруг листки календаря 
Над нею закрыжились. 

Листки проносятся 
Над ней 
Осенних дней 
И вешних дней. 
То снег пойдет, 
То грянет гром, 
То небо ясное кругом, 
То непогода, то опять 
Хорошая погода. 
Ну совершенно не понять – 
Какое время года? 

Такой напал на зиму страх, 
Что злоба вмиг пропала. 
Она листочки второпях 
Сложила как попало. 
И с той поры 
Немало в ней 
Осенних дней 
И вешних дней… 

Запутан крымский календарь, 
Смотрите, в самом деле 
Сейчас на улице январь, 
А солнце, как в апреле!

- Символ южного Крыма пленяет причудливым цветом скал и линией фигурных зубцов. Высота Ай-Петри составляет 1234 м. Название «Ай-Петри» с греческого языка переводится как «святой Петр».

Ай-Петри не только живописная гора, но и самая ветреная точка Украины. Из-за силы ветра идея пуска ветроэлектростанции на плато так и не прижилась: лопасти были попросту сорваны порывами. Также гора в Ялте признана местом, где чаще всего в стране регистрируются туманные дни. (Слайд 7)

- Крымский курорт Алушта богат загадочными достопримечательностями. Пожалуй, самая знаменитая из них — это Долина Привидений на горе Демерджи.

В Долине Привидений лучше остаться на несколько часов и понаблюдать, как с движением солнца будут меняться и «оживать» застывшие фигуры. (Слайд 8)

- Кошка — скала в Крымских горах около посёлка Симеиз. Название происходит от  крымскотатарского Кош-Кая (Qoş Qaya). Qaya в переводе означает «скала», qoş — «парный». Позже название было переосмыслено русским населением: по форме гора напоминает лежащую кошку. Высота горы составляет 254 метра. (Слайд 9)

- Джур-Джур — самый мощный и полноводный водопад Крыма. «Вечно журчащий» (так переводится его название) памятник природы оставляет у туристов, побывавших здесь, самые яркие впечатления. Водопад Джур-Джур падает с высоты 15 м и имеет ширину 5 метров. Говорят, что шумные потоки воды не стихают даже в самое засушливое лето. ( Слайд 10)

3) Основные исторические события Крыма.

- Главный город полуострова – Севастополь. Он не однократно подвергался боевым действиям.

- В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны

(1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г.

соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее

Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под

командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-

адмирала В.И. Истомина. Война разрушила город до основания, но и

прославила его на весь мир. (Слайд  11,12)

- Об этом событии напоминает Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг."

Это Панорама, рассказывающая об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя - отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г. Автор панорамы - основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, а затем действительный член этой академии.

Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." была открыта 14 мая 1905 г., в ознаменование 50-летия славной эпопеи. Оригинальное круглое здание с куполом, увенчанным ротондой, возведено по проекту военного инженера О. И. Энберга и архитектора В. А. Фельдмана. Диаметр здания - 36 м, высота его также 36 м. (Слайд 13)

Внутри здания размещается живописное полотно (длина его 115 м, высота-14 м, площадь 1610 кв. м.) и предметный план площадью 900 кв. м., расположенный на специальном помосте. По замыслу художника, зритель, поднявшись на специальную смотровую площадку, как бы оказывается на вершине Малахова кургана в день штурма 6 июня 1855 г. Именно на Малаховом кургане происходили решающие события, определившие исход штурма как "первое серьезное поражение французско-английской армии". (Слайд 13 по щелчку)

- Памятник Затопленным кораблям в Севастополе также сооружён в память о событиях первой обороны Севастополя. (Слайд 14)

- Маша Яковлева прочитает стихотворение «Севастополь»

Севастополь     
Восстань из пепла, Севастополь, 
Герой, прославленный навек! 
Твой каждый уцелевший тополь 
Взлелеет русский человек. 

Те камни, где ступал Нахимов, 
Нам стали дороги вдвойне, 
Когда мы, нашей кровью вымыв, 
Вернули их родной стране. 

Израненный, но величавый, 
Войдешь ты в летопись веков — 
Бессмертный город нашей славы, 
Святыня русских моряков. 

И наши дети внукам нашим 
Расскажут в бухте голубой, 
Как гордо ты стоял на страже, 
Прикрывши Родину собой!

- Страшной трагедией для народов Крымского полуострова стала Великая Отечественная война. Начавшись 22 июня 1941 г. она быстро докатилась до территории Крыма. Приморская армия отступила к Севастополю. Началась Вторая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней – с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г. Это было время тяжелых, кровопролитных боев, проходивших с переменным успехом.  

Гитлеровская Германия планировала присоединить Крым к территории Третьего рейха, как область для немецкой колонизации и развития курортного отдыха. Крым был освобожден весной 1944 г. Города Керчь и Севастополь были удостоены высокой награды, став городами-героями СССР. (Слайд 15 по щелчку) 

- Об этом событии напоминает диорама « Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»

Автор диорамы - П.Т. Мальцев, народный художник СССР. Открыта 4 ноября 1959 г.

Сапун-гора - естественная горная преграда на подступах к городу. Она стала ареной ожесточенных боев в период героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., а также во время его освобождения 1944 г. На вершине Сапун-горы находится мемориальный комплекс в память воинов, освобождавших Севастополь во время Великой Отечественной войны.

Героические события тех дней воскрешает диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." Художники воспроизвели момент наивысшего напряжения боя. Диорама находится в полукруглом здании музея, на втором этаже. (Слайд 16 по щелчку)

 - Послушаем стихотворение  Краснознамённый Севастополь, которое подготовили Зорин Дмитрий и Кривошеев Александр.

Краснознаменный Севастополь 

Ты стоишь над морем гордо, 
Словно воин величавый, 
Севастополь - русский город, 
Город подвигов и славы. 

Стой неприступным, 
Несокрушимым, 
Верный страны часовой, 
Город любимый, 
Непобедимый, 
Краснознаменный герой. 

Здесь рождалась и мужала 
Боевая сила флота, 
Здесь врагов штыком встречала 
Наша русская пехота. 

Дорог нам твой каждый камень, 
Русской кровью обагренный. 
Стой на страх врагам веками, 
Богатырь краснознаменный.


-Стихотворение «За Севастополь, Крым, Россию!» прочитают Смирнова Алёна  и Ерёмин Артём.

За Севастополь, Крым, Россию!

 Опять над городом моим
 Нависли тучи грозовые.
Мы, если надо, постоим
 За Севастополь, Крым, Россию!

 Над Украиной - чёрный дым.
Но, вопреки нацистским планам,
 Свой Город мы не отдадим
фашистской нечисти майдана.

 Не смогут нас сломить с Тобой,
Ведь так бывало не однажды,
 Раз Севастополь мой - Герой,
 То стать Героем должен каждый! 

 Ещё хочу я всем сказать -
 (Вы это знаете и сами),
 Что некуда нам отступать,
  Друзья мои! Москва за нами!

 А если, вдруг, не хватит сил,
 На помощь нам придут с Тобою,
 Восстанут из своих могил
 На Братском кладбище Герои!

4) Знаменитые люди Крыма

- История Крыма в составе Российской империи тесно связана и с её культурой, прежде всего, с эпохами Золотого и Серебряного веков. Крыму посвящали своё творчество А.С Пушкин «Бахчисарайский фонтан», Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», А.К. Толстой «Крымские очерки». Здесь создавали свои живописные полотна И.К. Айвазовский, И.И. Левитан. (Слайд 17)

- Твердохлеб Полина Прочитает стихотворение А.С.Пушкина « Кто видел край, где роскошью природы»

 «Кто видел край, где роскошью природы»

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

 И мирные ласкают берега.

 Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне: кто видел край прелестный,

Где я любил изгнанник неизвестный?..

- Дом-музей А. П. Чехова расположен в Ялте, где Антон Павлович провёл последние годы жизни. Переехав из Москвы по состоянию здоровья, в конце 1898 года писатель купил в Ялте участок земли. На участке был разбит сад и построен дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова. Строительство длилось всего 10 месяцев. 9 сентября 1899 года Чехов переехал в Ялту вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгенией Яковлевной. Именно здесь были написаны такие знаменитые произведения, как рассказ «Дама с собачкой», пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад». (Слайд 18)

- Иван Константинович Айвазовский всемирно известный российский  художник-маринистбаталистколлекционермеценат.

Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место)

«Чёрное море»

«Смотр Черноморского флота в 1849году»

«Парусник у берегов Крыма в лунную ночь» (Слайд 19 по щелчку)

5) Конкурс рисунков «Природа Крыма».

- Рассмотрим рисунки на нашей выставке. ( Ребята рассказывают о своих работах)
IV. Рефлексия 

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на классном часе?

 - Что вам запомнилось больше всего?

- Захотелось ли вам узнать побольше об этой части России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый классный час по теме "Крым и Севастополь. Добро пожаловать домой!"

Данный материал поможет классным руководителям в подготовка мероприятия. В содержании классного часа затрагиваются несколько вопросов:  1.История Крыма. 2.Оборона Севастополя во времена ВОВ. 3.До...

Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"

 Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края;                 формировать нравственно-эстетиче...

Классный час для 1 класса по теме: «Крым-жемчужина у моря»

Цель: формировать представление учащихся о Крымском полуострове....

Презентация к классному часу "Крым и Россия - мы вместе!"

18 марта 2014 г., после проведения референдума, был подписан межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Это очень значимое событие для нашей страны. ...

Конспект классного часа по теме "Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани." - 4 класс

Форма мероприятия: классный час.Тема мероприятия: "Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани."Цель мероприятия: Актуализировать знания обучающихся о Дне воссоединения Крыма и...

Конспект классного часа по теме: "Крым и Севастополь. 10 лет в родной гавани"-4 класс

Форма мероприятия: классный часТема: «Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани»Цель: актуализировать знания обучающихся о Дне воссоединения Крыма и Севастополя с Россией (18 марта), расш...