Театральная студия как эффективное средство формирования коммуникативных УУД младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Михайлюта Наталья Мансуровна

В статье описан опыт реализации программы тетатральной студии при работе с младшими школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_studiya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная студия как эффективное средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

Булычева Наталья Мансуровна, учитель начальных классов

Формирование коммуникативных УУД младших школьников является актуально проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для обществ в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого, поэтому возникает противоречие между имеющимся недостаточным уровнем развития речи и желанием успешного обучения. При поступлении в школу первоклассник имеет определённый уровень развития общения. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты, потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству; умение слушать собеседника.

Процесс формирования коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего поведения. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Исходя из этого, мы видим, что именно в начальных классах закладываются основы коммуникативной компетенции. А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Однако формированию коммуникативных универсальных учебных действий урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

В наше время крупных социальных перемен, чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной не занятости молодежи. Вакуум заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барьером на пути креминализации молодежной среды является активная духовная работа, отвечающая интересам этого возраста. И здесь, школьный театр, вооруженный приемами театральной педагогики, становиться тем клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство – сопереживание учебный театр объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс. Особенно важное влияние такой учебный театр-клуб оказывает на детей с дефицитом родительского внимания и любви, предлагая им неформальное, откровенное и серьезное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду.

Любительский школьный театр является одной из форм дополнительного образования. Руководителями школьных театров создаются авторские программы и ставятся задачи обслуживания юного зрителя. И первое, и второе представляет собой существенную научно-методическую проблему. В связи с этим возникает насущная потребность опредметить накопленные теоретические и эмпирические знания по детской театральной педагогике с целью использования в раках внеурочной деятельности современного ФГОС.

В рамках кружка театральная студия «Маска» среди 1 классов проводился ряд заданий направленных на исследование уровня коммуникативных компетенций деток пришедших в школу. Содержание работы предусматривало различные формы и методики проведения занятий :изучение основ сценического мастерства, игра, беседа, посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг, экскурсия, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, мастерская костюма, декораций, выступление

Участниками (объектами) исследования стали ученики 1 «В» класса дети с изначально различным уровнем коммуникативных УУД. Для первичной диагностики в сентябре были использованы методики: «Лево- право» (Ж.Пиаже)«Дорога к дому» (Модифицировнный вариант методики «Архитектор – строитель»), «Кто прав»(Г. А. Цукерман и др.). Из 25 учеников у 3 был выявлен высокий уровень коммуникации, у 15 средний , и у 7низкий, требующий коррекции (при этом один ребенок вообще не говорил). На первых занятиях использовались такие игры как: Игры:«Имена», «Краски»,«Эхо», «Цвета»,«Глухие и немые»(Тема: «Занятия по постановке дыхания и на развитие артикуляции»); Игры:«Я придумаю свой мир»,«Чепуха или нелепица»,«Самое необычное событие»( Тема: «Работа над развитием воображения и зрительного ряда»);

«Сценарист и режиссер. Игра «Я придумаю своё…», «Актер и гример. Игра «Лучший образ в отражении», «Художник и техник. Игра «Объемные картины», (Тема: «Уж эти профессии театра»). Т.е. детям предлагалось только играть после занятий на заданные темы и иногда последующее обсуждение происходило достаточно бурно, с доказательствами и аргументами потом переходящие в рекомендации к выполнению различной деятельности.

Уже при подготовке к Первому сентября большинство детей, сославшись на зажатость и стеснительность отказались от чтения стихов(из 25 согласились участвовать 6). Важно при этом то, что спустя месяц при подготовке к празднику «Посвящение в первоклассники» все они просили стихи и не боясь сцены выступили перед родителями и гостями. Это послужило первым доказательством влияния учебной, но и в большей степени внеучебной деятельности по преодолению коммуникативных барьеров в общении первоклассников. Занятия проводятся в классе и актовом зале школы. Больше всего детей увлекает то, что можно отвлечься от учебы, разрешено расставлять парты сидеть как хочется и главное, они свободно могут фантазировать и сочинять. Преимущество внеурочной деятельности в целом и театральной студии в частности заключается в том, что детям нужно только дать толчок для мыслей, и они не могут ошибиться, т.к. на занятиях сами создают комфортный для себя мир, раскрывают свои способности. С самых первых занятий дети начали придумывать достаточно неожиданные сюжеты для своих маленьких рассказов, которые потом инсценировали; образы животных сначала простые из одного актера, а потом и усложненные доходящие количеством до 4 человек (вот такого слона они придумали дома). Когда же мы готовились к выступлениям на публике хватило двух праздников («Посвящение в первоклассники» и концерт к дню матери «Мамочка») чтоб снять все психологические барьеры перевоплощения(когда актив мальчиков оделись в девочек и зажигательно исполнили для мам частушки, этого было достаточно чтобы при подготовке к первой тематической постановке уже почти все хотели получить роль с перевоплощением с выдумкой). Конечно свою роль сыграл поход в Армавирский драматический театр на спектакли «Красная шапочка» (6 ноября)и «Финист ясный сокол»(3 января), дети не только усвоили правила поведения и специфику театра, но и прочувствовали атмосферу созданного волшебства, мира в котором все подвластно и возможно для человека. Проведенные после этого дискуссии показали достаточно большое количество слов пассивного словаря, которые дети смогли использовать. Также о повышении уровня коммуникации можно говорить когда в процессе подготовки к спектаклю о правилах дорожного движения при обсуждении деталей происходил обмен мнений которые аргументировались, опровергались и в конце концов либо были приняты (большинство)либо отвергнуты. Проведенные повторно в феврале методики показали, что при исходных 25 учениках у 5 был выявлен высокий уровень коммуникации, у 17 средний , и у 3низкий, требующий коррекции .При этом не говорящий ребенок начал во внеурочных занятиях выполнил 1 этюд, в котором его напарник был доминирующим, а он сказал несколько слов, что уже является победой учитывая уровень его здоровья, а больше даже внушения самому себе своей речевой пассивности. Таким образом подводя промежуточные итоги исследования хочется отметить, что проведенные игры и занятия способствуют развитию коммуникативных универсальных действий первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»    Поярков Данила Александрович  ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

Лэпбук как эффективное средство формирования информационной культуры младших школьников

В условиях реализации ФГОС учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют требованиям и целям  современного Российского образования - «научить учиться самому». Пере...