Тема: «И помнит мир спасенный…»
методическая разработка (4 класс) на тему
Тема: «И помнит мир спасенный…»
Цель: познакомить учащихся с историческим событием : Великой Отечественной войной 1941-1945 гг; узнать , почему она так называется; дать представление о празднике 9 Мая.
Задачи: заинтересовать историей страны; воспитывать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом; познакомиться с героями ВОВ, литературными и изобразительными произведениями искусства по теме урока.
Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, словарь, список городов –героев, записи песен военных лет, бумажные голуби.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Каждый год наш народ проникновенно поклоняется великим тем годам. Но время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца.
Ученик:
Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя-
Великой Армии простой солдат.
Учитель: Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, так как и много лет назад, в далеком уже сорок пятом, этот праздник остается радостным и трагическим: никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.
Помните!
Через века, через года -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
Помните!
- Что вы знаете об этом празднике?
- Что означает дата «9 Мая»?
Звучит песня «Священная война».
3. Подготовка к восприятию темы.
Учитель: Наша страна пережила великую трагедию - войну.
-А что такое война?
- Как вы понимаете это слово?
4. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Мы с вами живем в прекрасной стране. Страшнее чем война нет ничего на свете. И мы с вами живем, потому что в те сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой. Наш долг и обязанность- помнить и не забывать никогда те страшные годы, когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.
- Объяснение темы урока.
Учитель: Казалось, семь десятилетий прошло с того воскресного дня 1941 года. но каждый из нас почувствовал строки, бьющие прямо в сердце.
Звучит запись голоса Левитана.
«Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».
Ученик: Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
Учитель: 4 долгих года ша Великая Отечественная война. 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Но даже в дни тяжелых испытаний - в битвах под Москвой, на Волге, под Курском –наш воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.
Инсценировка «Рассказа танкиста» А.Твардовского.
Сын.
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Его в 42-м мой отец написал моей маме,
Перед тем, как уйти в свой последний решительный бой.
Солдат .
Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества – недалекого дня,
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать, сыновья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
Учитель: А сейчас, мне бы хотелось сказать о русских женщинах, чей труд во время Великой Отечественной войны помог победить заклятого врага.
Учении : Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила1
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!...
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
Учитель: Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго они хранили солдатские письма -треугольнички -весточки от дорогих их сердцу детей. И до самой смерти своей не верили в их гибель. Надеялись и ждали наперекор злым похоронкам с траурной каймой. Многие матери были свидетелями гибели своих детей.
Звучит «Баллада о матери».
"Баллада о матери"
Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.
Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.
Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн,- твердил он важно,-растреляйт!"
«Нет! – она просила,- пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"
И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»
Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.
Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?
Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»
Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».
Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-
Я пожил, а ты не начинал».
Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».
Тут учтиво немец молвил: «Битте,-
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой,- расстреляйт!"
Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.
А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном,-
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.
Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура-матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».
А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой,– убийственно великой,-
Может быть у Матери любовь.
Учитель: У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не погодам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти народа. Никогда не будут забыты имена ребят- героев: Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Зина Портнова
Ученик : Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрет.
Учитель: В годы войны погибло свыше 20 миллионов наших граждан. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь Прошу всех встать.
Сердцу каждого из нас дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье.
- Рефлексия.
Исполняется песня «День Победы»
В руках у детей бумажные голуби и шары.
7. Домашнее задание.
Написать письмо солдату.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ВОИНАМ | 10.5 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Я помню прошлое. Я помню.»
выселение Калмыцкого народа....
И помнит мир спасенный...
Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы...
Классный час посвященный Великой Отечественной войне. Тема: « И помнит мир спасенный»
Данный урок раосчитан на учащихся 3 - 4 классов.Конспект урока содержит материалы об основных событиях и битвах ВОВ на территории Советского Союза, великие имена и даты, вошедшие в историю. В пр...
И помнит мир спасенный...
Я столько раз видала рукопашный,Раз наяву. И тысячу — во сне.Кто говорит, что на войне не страшно,Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина)...
И помнит мир спасенный
Вашему вниманию предоставляю сценарий внеклассного мероприятия (утренник), посвященного 73-х летию Победы в Великой Отечественной Войне...
Литературно-музыкальная гостиная «И помнит Ленинград спасенный»
воспитание патриотизма, уважение подвига участников ВОВ. - развивать интерес учащихся к истории своей семьи, страны;- воспитывать патриотизм-воспитанников, уважения к тем, кому мы обязаны своими ...
Классный час, посвященный Дню Победы «И помнит мир спасенный»
У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе, и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших н...