Выступление на округ
презентация к уроку на тему
Организация досуговой деятельности воспитанников, находящихся в социально опасном положении, в школе — интернате VIII вида пгт Кумены
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_okruzhnom_meropriyatii.docx | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА окружном мероприятии - совете профилактики в мае 2015 года
Слайд 1. Организация досуговой деятельности воспитанников, находящихся в социально опасном положении, в школе — интернате VIII вида пгт Кумены.
Добрый день! Я расскажу об организации досуговой деятельности воспитанников, находящихся в социально опасном положении, в школе — интернате VIII вида пгт Кумены.
Слайд 2.
«Я никогда не бываю так занят,
Как в часы своего досуга».
Цицерон
Организация культурно-досуговой деятельности в школе является одним из приоритетных направлений воспитательного процесса и направлена на формирование у детей и подростков доброжелательности и уважительного отношения к себе и другим людям, преодоления личных недостатков, на подготовку учащихся к самостоятельному принятию решения, воспитание готовности и способности творить добрые дела; на улучшение психоэмоционального самочувствия, формирование контроля за собственным поведением в разных жизненных ситуациях. Почему же школа уделяет большое внимание организации досуга детей? Давайте рассмотрим некоторые аспекты.
Слайд 3
Причинами дезадаптации наших воспитанников являются прежде всего, особенности их психофизического развития: (НЕ ЧИТАЮ)
- недоразвитие мыслительных процессов,
- неспособность критического осмысления своих поступков,
- преобладание физиологических потребностей над нравственными. Все эти недостатки усугубляются внешними факторами воздействия:
- неблагополучным положением детей в семьях,
- ослаблении влияния родителей на воспитание детей,
- Из-за отдаленности мест проживания учащихся страдает работа с семьей.
Социальный паспорт школы
В школе обучается 103 ученика: начальные классы - 34 ученика, 5-9 классы - 69 учащихся, из них обучаются на дому – 8 учащихся. 18 воспитанников приходящих, проживают в интернате 77. Мальчиков - 66, 37 девочек. В нашей школе обучается 100% детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. легкой степенью умственной отсталости – дебильностью, 35 воспитанников имеют отклонения в нарушении поведения. В школе обучаются дети из 23 населенных пунктов.
Слайд 4 (диаграмма) Не читаю
- 10 детей-инвалидов.
- 13 детей из 12 семей находятся в СОП
- Неблагополучных 34 семьи, в них воспитывается 39 детей
- многодетных семей - 28, в них 34 ребенка
- 45 малообеспеченных семей, в них - 54 ребенка
- неполных семей - 33, в них 39 ученик
- 2 опекаемых воспитанника
Слайд 5 (диаграмма) Не читаю
- состоят на ВШУ – 16 учащихся
- состоят на учете в КДН и ЗП- 5 учащихся, ПДН ОВД – 6 уч.
- за ООД (кражи) – 4 чел.
- Распитие спиртных напитков - 2 человека.
Анализ социального состава обучающихся показывает, что большинство детей имеют неблагоприятные социальные условия для развития и обучения. Контингент обучающихся характеризуется сложной структурой дефекта, множественными хроническими сопутствующими заболеваниями. Подавляющее большинство учащихся школы из социально опасных, неблагополучных, малообеспеченных неполных и многодетных семей. Значительное количество детей в этих семьях не получают разумного семейного воспитания. Неправильные взаимоотношения в семье, отсутствие в семье положительного примера формируют у ребенка отрицательные привычки, искаженные нравственные представления, а невольное участие в семейных конфликтах предполагают возникновение у детей неврозов, замедленное психическое развитие. Дети в таких семьях чаще всего растут сами по себе, никто не занимается их досугом, поэтому, наши воспитанники страдают узостью и бедностью интересов, не могут долго увлекаться игрой или полезным занятием. Дети показывают низкий уровень знаний, часто конфликтуют со сверстниками, показывают негативное отношение к школе, учебе, одноклассникам. Отсюда вытекают конфликты, повышенная драчливость. Поэтому школе приходится возмещать издержки семейного воспитания.
СЛАЙД 6 Не читаю
Педагогический коллектив школы в своей работе по организации досуга воспитанников сталкивается со следующими проблемами:
- нехватка специалистов досуговых учреждений, имеющих опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- проблемы с моторикой и двигательной сферой аномальных детей, из - за которых они не могут полноценно принимать участие в различных видах деятельности;
- неспособность или нежелание большинства специалистов досуговых учреждений работать с детьми с нарушением интеллекта.
Организуя взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, школа столкнулась еще с такими проблемами. Поскольку ребенок с нарушениями интеллекта не может работать в таком же темпе и объеме, не может полностью координировать свои действия, как его сверстники с сохранным интеллектом, сотрудник учреждения дополнительного образования принимает на себя полную ответственность за него и должен составить индивидуальный план работы с таким подростком. Многие специалисты дополнительного образования не имеют опыт или не желают заниматься с такими детьми. Если добавить к этому нежелание многих ребят общаться и посещать занятия вместе с аномальными детьми, становится ясно, с какими трудностями приходится сталкиваться коллективу педагогов коррекционной школы.
Слайд 7.
Внеклассная работа ведется:
- через реализацию комплексно-целевых программ «Воспитательная система», «Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся школы», «Правовое воспитание», «Нравственное воспитание», «Укрепление и сохранение здоровья воспитанников», психокоррекционной программы по работе с детьми «Группы риска»;
- через систему дополнительного образования в школьных кружках, а также в УДО района;
- через детское самоуправление Совета старшеклассников.
- через планы воспитательной работы школы и педагогов
- через межведомственное взаимодействие школы с различными структурами профилактики
Чтобы досуг не продолжал превращаться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, не приводил к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям как пьянство, наркомания, проституция, преступность, в школе разработаны и реализуются программы и планы, указанные на слайде.
СЛАЙД 8.
Факторы организации досуга
- кадры,
- материальная база,
- формы и методы организации.
Рассмотрим специфику организации досуга в школе-интернате с учетом следующих факторов: кадры, материальная база, формы и методы организации.
СЛАЙД 9
ФОТО педагогов и КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ.
Педагогический коллектив нашей школы состоит из творческих, инициативных сотрудников, в основном, это педагоги со стажем. Благодаря их любви к таким детям, чуткости, вниманию, терпению, в школе создан благоприятный психологический микроклимат для занятий детей. Педагоги находят слова поддержки для новых творческих начинаний, относятся к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживают стремление ребенка к творчеству. В случае неудач проявляют сочувствие, так как ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. В трудных ситуациях поддерживают детей лаской и добротой, создают условия, чтобы они смогли проявить себя с положительной стороны.
СЛАЙД 10
Материальная база учреждения
- Учебные мастерские (столярные) 3 кабинета
- Кабинет сельскохозяйственного труда
- Кабинет швейного дела
- Кабинет СБО, кухня
- Медицинский кабинет
- Библиотека
- Спортивная база:
- большой спортивный зал
- малый спортивный зал
- спортивная площадка
- тренажеры
- 1 сенсорная комната в здании школы, 1 комната отдыха в интернате.
- В каждом классе созданы условия для отдыха детей.
- Учебно-опытный участок.
Учитывая материальную базу школы, оснащение видеомагнитофонами, телевизорами, DVD-плеерами, компьютерами, сканерами, копировальными аппаратами, выходом в Интернет. 4 учебных кабинета оборудованы системой «компьютер-проектор-экран». Один учебный кабинет оснащен интерактивной доской. Все это позволяет педагогам школы разнообразить внеклассную деятельность и вовлекать всех воспитанников, особое внимание уделяя тем детям, которые состоят на разных формах учета.
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬ УЧЕТНИКОВ В КРУЖКАХ И СЕКЦИЯХ
СЛАЙД 11
Внеурочная деятельность в школе организована по следующим направлениям:
- спортивно – оздоровительное,
- духовно – нравственное,
- социально — правовое,
- гражданско — патриотическое,
- профориентационное воспитание и трудовая деятельность,
- работа по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди обучающихся,
- связь семьи и школы
Все учащихся, обучающиеся в школе, заняты полезной деятельностью во внеурочное время, в том числе и дети из неблагополучных семей. При организации досуга мы не делим воспитанников на категории, конечно, большее внимание уделяем «трудным детям». Только воспитанники, обучающиеся на дому, не заняты в кружках.
СЛАЙД 12 РЕЖИМ ДНЯ 7 класса
Организация занятости детей по всем направлениям осуществляется по режиму дня в каждой возрастной группе (ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ)
Слайд 13
В целях организации досуга учащихся в школе работают 20 кружков разной направленности:
Спортивной
∙ « Баскетбольный» - 2 кружка для разных возрастных групп
∙ «Подвижные игры» -2 кружка для разных возрастных групп
∙ «Крепыш»,
∙ «Здоровячок»
Всего посещают кружки спортивной направленности 82 человекоместа, из них 21 - обучающиеся «группы риска».
Декоративно-прикладной
∙ «Сделай сам»
∙ «Умелые руки»- 2 кружка для разных возрастных групп
- «Наши руки не для скуки»
∙ «Лоскуток»
- «Волшебная ниточка»
∙ «Очумелые ручки»
Всего занято 43 человекоместа, из них 18 - занимают обучающиеся «группы риска».
Художественно-эстетического творчества
∙ «Хоровой» - 2 кружка для разных возрастных групп
Всего занято в кружках 20 человекомест, из них 4 - дети «группы риска».
Эколого-краеведческой направленности
∙ «Юный эколог»
Всего занято 10 человекоместа, из них 6 - занимают дети «группы риска».
Прочие
- «Твоя безопасность»
- «Кем быть»
- «Час общения»
- «Азбука добра»
через проведение традиционных мероприятий в форме познавательных бесед, очных и заочных экскурсий, кружков, секций,
СЛАЙД 14
Формы организации социального направления: ПОКАЗ ОФОРМЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ: буклеты, папки...Панишеву
- работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»;
- работа по озеленению класса, школы;
- организация дежурства в классе;
- профориентационные беседы,
- встречи с представителями разных профессий;
- выставки поделок и детского творчества;
- трудовые десанты, субботники;
- социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми);
- коллективное творческое дело;
- сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»)
- экскурсии на предприятия, почту, магазины, аграрно-технологический техникум
- организация встреч, экскурсий, диагностирование, тестирование в ЦЗН.
круглых столов, игр, конференций, диспутов, КВНов, детских исследовательских проектов, акций познавательной и благотворительной направленности, праздничных мероприятий, классных часов, предметных олимпиад, викторин, соревнований, поисковых исследований, тренингов, библиотечных часов и т.д. Самой любимой из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество.
Организация досуга обучающихся – подготовка и проведение не только сугубо развлекательных мероприятий. Это организация общения детей, встреч с интересными людьми, подготовка и участие в общем деле, соучастие, совместное проведение времени с пользой для себя и окружающих.
Немаловажное значение при реализации социально - правового направления школа уделяет трудовой деятельности и профориентации, в основу положена общественно – полезная деятельность.
СЛАЙД 15.
В этом учебном году большая работа проводилась по патриотическому воспитанию в связи с юбилейными событиями, посвященными 80 – летию Куменского района и 70 – летию Победы в ВОВ. Педагоги школы использовали такие формы организации, как уроки мужества, встречи с ветеранами и тружениками тыла, музейные часы, просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы песен, рисунков, фотографий, военно – спортивные праздники «Зарница», дни здоровья, волонтёрскую деятельность: шефство, поздравление ветеранов. Ребята под чутким руководством педагогов и помощи родителей занимались краеведческой деятельностью. Результатом которой были выступления детей на классных часах, воспитательских занятиях, защита проектов на школьном и районном уровнях.
Классные руководители Чернышева Л.В. и Шилохвостова Т.Н. приняли участие в районном конкурсе – лучшая методическая разработка классного часа, посвященного истории своего района. Воспитатели Тючкалова В.Б., Никулина О.Н., Рублева Г.А. показали открытые занятия.
Хочется отметить, у подростков из неблагополучных семей, участвующих в организации поисковых операций, благотворительных акций, трудовых операций «Забота», «Ветеран», «Неделя добрых дел» и других происходит накопление нравственно положительных качеств, поступков.
Слайд 16 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СХЕМА
Школа стремится к межведомственному взаимодействию по организации занятости и профилактике противоправного поведения детей с Центром Занятости Населения, Центром Социальной Помощи Семье и Детям, Детской Юношеской Спортивной Школой и другими структурами профилактики.
По состоянию на май 2015 года 43 ребенка регулярно посещают кружки и секции за пределами школы. Из них 6 девочек 5 и 6 классов заняты в танцевальном кружке в детском доме творчества, 8 мальчиков – девятиклассников 4 раза в неделю с удовольствием занимаются в кружке «Теннис», (из них 7 состоят на различных формах учета). А все учащиеся начальных классов 1 раз в неделю в детско – юношеской спортивной школе занимаются в физкультурно – оздоровительной группе. Руководителем всех групп является Чурин Василий Александрович. Он с пониманием относится к нашим воспитанникам, помогает ребятам стать лучше.
Воспитанники 9-х классов занимаются в кружке «Тропинка к своему «Я», организованному на базе нашей школы Центром социальной помощи семье и детям. Этот кружок посещают 50% детей, состоящих на разных формах учета.
Посещая кружки и секции вне школы, воспитанники учатся общению с другими сверстниками, контролировать свои эмоции и поступки. Развивают физические данные.
Сотрудничая с Центром занятости населения, проводим не только встречи и тестирование, а также, пытаемся, трудоустраивать обучающихся во время каникул и в учебное время. Воспитанники 9 классов работают на уборке территории улиц поселка, собирают лекарственные растения. Конечно, в настоящее время проблема с летним трудоустройством несовершеннолетних стоит остро. Летом 2014 года были трудоустроены лишь 12 человек, четверо через ЦЗН.
По летней занятости в настоящее время проблем очень много: не будет организован летний оздоровительный лагерь на базе школы. Не все подростки, желающие работать, будут трудоустроены.
Хотя школа проводит ежегодно работу в данном направлении:
Специально для успешной организации летней кампании, для обеспечения права выбора каждым ребенком и родителями в мае для всех семей, состоящих на учете СОП и ТЖС, была подготовлена информация о том, в каком оздоровительном лагере может отдохнуть их ребенок в летнее время, какие документы нужно для этого подготовить, куда обратиться и в какие сроки. (Совместно с ЦСПСиД).
В апреле - мае проводится общешкольное родительское собрание, на котором обсуждается вопрос о летней занятости обучающихся, каждому родителю даются рекомендации по организации занятости детей в летний период.
В течение 4 четверти усиленно проводится индивидуальная работа со всеми подростками, состоящими на учете, и их родителями по летней занятости. (Совместно с инспектором ПДН Тамилиной А.Я. и ответственным секретарем КДН и ЗП Капитоновой И.Ю.)
В мае администрацией школы, социальным педагогом, классными руководителями проведены индивидуальные и групповые беседы «Мои каникулы» по правовому просвещению, по профилактике употребления алкогольных напитков и психоактивных веществ. Классными руководителями, социальным педагогом ведутся дневники наблюдений за обучающимися, делается отметка в планах индивидуального сопровождения о занятости подростка в течение летних месяцев.
В конце учебного года педагогами школы посещаются квартиры воспитанников, состоящих на различных формах учета, «группы риска». Родители данной категории письменно ознакомлены, что они несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей, а также за организацию свободного времени ребенка во время летних каникул.
В последний учебный день в школе проведена акция «Телефон доверия», всем детям подарены закладки, календари с информацией, куда обратиться в трудную минуту.
В течение летнего периода поддерживается тесная связь администрации и педагогов школы с инспектором ПДН Тамилиной А.Я., ответственным секретарем Капитоновой И.Ю.
Специально для успешной организации летней кампании, для обеспечения права выбора каждым ребенком и родителями в мае для всех семей, состоящих на учете СОП и ТЖС, была подготовлена информация о том, в каком оздоровительном лагере может отдохнуть их ребенок в летнее время, какие документы нужно для этого подготовить, куда обратиться и в какие сроки. (Совместно с ЦСПСиД).
В мае администрацией школы, социальным педагогом, классными руководителями проводятся индивидуальные и групповые беседы «Мои каникулы» по правовому просвещению, по профилактике употребления алкогольных напитков и психоактивных веществ.
ВЫВОД.
Таким образом, в нашей школе педагогами организуются различные виды досуговой деятельности, при этом используются новейшие методические разработки и рекомендации, разнообразные методы и приемы работы, учитываются индивидуальные особенности, склонности и интересы детей.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
Когда ребенка и его проблемы воспринимаешь как свои, тогда и будет положительное решение проблемы.
Итоги такой проводимой ежедневной кропотливой работы виден не сразу, но полученные результаты позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместных мероприятий МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» и дошкольных образовательных учреждений школьного округа №8 на 2013-2014 учебный год
План совместных мероприятий МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов» и дошкольных образовательных учреждений школьного округа №8на 2013-2014 учебный год...
Викторина "Моя Югра - ты часть меня!", посвящённая Дню образования округа
Викторина рассчитана на детей 9-11 лет....
Внеклассное мероприятие в 1-4 классах "Мой Ненецкий округ - многонациональный регион".
Мероприятие является составной частью Программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, разработанной классным руководителем на период обучения детей в 1-4 классах. И...
Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО
Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР" по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия и сотрудничества с различ...
Статья для выступления на III научно-практической конференции работников образования Центрального округа «ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА» 25 – 27 августа 2015 года
ОБЩИЙ РЕГЛАМЕНТ III КОНФЕРЕНЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА КРУГЛЫЙ СТОЛ № 2 «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ...
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...