Кружок "Будь здоров"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа кружка для 1 класса по спортивно-оздоровительному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bud_zdorov.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №7 имени генерал-лейтенанта Л.В.Козлова
города Петровска Саратовской области
«Принято» Руководитель МО _________Н.В.Лапшина ФИО Протокол№___от « ___» _________________2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «ООШ№7» ___________О.А.Филянина ФИО «___» _____________2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ №7» ____________ ФИО Приказ №__________ от «__»______________20143г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Молчановой Оксаны Викторовны
учителя начальных классов
по кружку «Будь здоров» (1класс)
предмет, класс и т.п.
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол от
№
2014-2015 учебный год
Содержание:
I. Актуальность программы. стр. 3
II. Пояснительная записка. стр. 3 - 10
III. Содержание программы . стр. 11- 21
IV.Программные мероприятия стр.13-16
V. Ожидаемые результаты. стр. 21
Здоровье - это ничто,
но без него мы никто.
Сократ.
I. Актуальность программы.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7до 17 лет этой средой является школа.
По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических заболеваний среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза. Около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.
Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических заболеваний у школьников. Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья оказывают социальные проблемы и экологические факторы. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра режима жизни, формирование культа здоровья.
II. Пояснительная записка.
1. Цели программы:
Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Мы считаем, что достижение названных целей может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
2. Задачи:
- Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
- Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
3. Исполнители программы.
- Учащиеся
- Классные руководители
- Учителя – предметники
- Медицинская сестра
- Психолог
- Родители.
4. Принципы, положенные в основу программы.
- Этическое отношение к личности.
- Конструктивное общение.
- Личностный подход.
- Педагогическая целесообразность.
- Культуросообразность.
- Природосообразность.
- Принцип событийности.
- Принцип эвристической среды.
- 5. Основные формы работы:
- беседы
- родительские собрания
- родительский лекторий
- индивидуальное консультирование
- совместные мероприятия
- конкурсы
- игры
- анкетирование
- семейные праздники
- часы общения
- игровые программы
- конкурсы
- тренинги
- практические и учебные игры
- устные журналы
- диспуты
- викторины
- заочные путешествия
- экскурсии
- презентации
- проекты
- исследовательские работы
- утренники
- Направления работы:
- Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация. Консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
- Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
- Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
- Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
7 . Функции различных категорий работников школы
в контексте реализации программы.
Функции медицинской службы школы:
- Проведение диспансеризации учащихся школы
- Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического развития
- Выявление учащихся специальной медицинской группы
Функции директора и его заместителей:
- Общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль
- Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе
- Организация контроля уроков физкультуры
- Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций
- Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья и ее контроль
- Организация работы классных руководителей по программе «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» и ее контроль.
- Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей
- Организация работы психологической службы в школе.
Функции классного руководителя:
- Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе.
- Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний
- Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения.
- Организация и проведение профилактической работы с родителями.
- Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОПНН, медработниками, наркологами.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы кружка «Здоровье ».
- Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
- Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
8. Сотрудничество школы с другими учреждениями.
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Районная поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение. | Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь |
ГИБДД | Предупреждение детского травматизма на дорогах. | Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся. |
РЦДО | Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей. | Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования. |
9. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива школы.
Формы управления | Мероприятия по выполнению программы «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» |
1.Административный совет. Цель: обеспечить оперативное регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и здоровьесберегающему образу жизни. | -создание временной творческой группы по разработке программы «Моё здоровье – мой успех». -анализ уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса. -влияние состояния здоровья учащихся на уровень качества знаний, на уровень обученности по предметам. -дозировка учебной нагрузки (выполнение графика контрольных работ). -эффективность уроков физкультуры. -анализ итогового контроля обученности, воспитанности, уровня здоровья учащихся. |
2.Педсовет. Цель: обеспечить стратегию и тактику в решении вопросов здорового образа жизни. | -использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
|
3.Методсовет, МО. Цель: обеспечить технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций и компетентности у участников образовательного процесса. | -обсуждение программы внедрения здоровьесберегающих технологий. -составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий. -освоение программ мониторинга образовательного процесса «Нормализация учебной нагрузки». -методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии». -мониторинг итогового контроля. |
4.Управляющий совет, работа с родителями. Цель: выявить уровень готовности социума (семьи) к сотрудничеству со школой по обеспечению здоровьесберегающей среды. | -выявление особенностей психологического климата в семье, состояние здоровья всех членов семьи (индивидуальные беседы классных руководителей с родителями). -ознакомление родителей с КЦП по применению здоровьесберегающих технологий. -круглый стол «Здоровье наших детей». -день семьи «Папа, мама, я – спортивная семья». -знакомство с традициями семьи по оздоровлению. -знакомство родителей с различными оздоровительными системами. Влияние обстановки в семье на здоровье ребенка. -день семьи «Здоровый образ жизни». -результаты работы по выявлению и созданию условий по обеспечению здоровьесберегающей среды. |
5.Заседание творческих групп. Цель: обеспечить презентации лучших традиций в распространении и стимулировании здорового образа жизни. | -программа кружка «Здоровье ». -мониторинг «Нормализация учебной нагрузки». -создание адаптивного образовательного пространства здоровьесберегающей среды для повышения качества образовательного процесса. -аукцион педагогических идей (здоровьесберегающие технологии). подведение итогов по курсу «Моё здоровье – мой успех». |
6.Информационное обеспечение и контроль за реализацией программы. Цель: своевременный сбор, обработка, анализ и принятие управленческих решений по оперативному регулированию и коррекции по проблемам здоровьесбережения участников образовательного процесса. | -разработка материалов для выявления уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса. -составление рационального режима дня для учащихся. -подготовка памяток по здоровому образу жизни для учащихся. -разработка материалов по выполнению санитарно-гигиенических норм. -разработка анкет для определения самочувствия учащихся в школе. -диагностические тесты для учащихся. |
7.Работа с учениками. Цель: обеспечить взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей в решении проблем здоровья, пропаганда здорового образа жизни. | -проведение медицинского осмотра, формирование групп здоровья. -работа лекторской группы «В XXI век без наркотиков!». -знакомство учащихся с различными системами поддержания здоровья. -анкетирование (наблюдение за состоянием самочувствия учащихся в школе»). -неделя «За здоровый образ жизни». |
10. Сроки реализации программы.
Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 2 раза в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
II. Содержание программы.
Программа кружка «Здоровье» включает в себя четыре блока:
- Самопознание через чувство и образ.
- Здоровье и питание.
- Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
- Профилактика аддиктивного поведения.
1 блок. «Самопознание через чувство и образ».
Цель: Осознания ребенком широкого спектра вопросов, жизненно важных для становления его личности. Это – строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния. Своих эмоций, правил поведения в быту, на улице.
Задачи:
1. Воспитание стремления к здоровому образу жизни, красоте.
2. Воспитание личности ребенка на основе сохранения физического и психического здоровья.
3. Обучение способам саморегуляции.
2 блок. «Здоровье и питание».
Цель: Осознание учащимися важности правильного питания как эффективного способа профилактики и предупреждения заболеваний желудочно – кишечного тракта, развития сердечно – сосудистых заболеваний и рака.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье.
2. Выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности.
3. Научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.
3 блок. «Основы личной безопасности и профилактика травматизма».
Цель: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.
Задачи:
- Сформировать знания о здоровом образе жизни;
- Отрабатывать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и дома;
- Научить применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
4 блок. «Профилактика аддиктивного поведения».
Цель: Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, обеспечения физического и психического саморазвития.
Задачи:
- Формировать у детей мотивацию к саморазвитию.
- Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом.
Программные темы мероприятий.
№п\п | Название темы | Форма проведения | |||||
I. Самопознание через чувство и образ. | |||||||
1. | Я познаю себя. | Внеклассное мероприятие в форме путешествия. | Дата | ||||
по плану | фактич. | ||||||
2. | Я и художественный образ. | игра | |||||
3. | Организм как единое целое. | игра | |||||
4. | Волшебные руки. | тренинг. | |||||
5. | Я познаю себя. | путешествие. | |||||
6. | Человек в мире людей. | конструирование. | |||||
7. | Театр пантомимы. | игра | |||||
8. | Язык мира. | тренинг. | |||||
9. | Мой взгляд в будущее. | тренинг. | |||||
10. | Познание органов чувств. | игра | |||||
11. | Звуки нашей жизни. | путешествие | |||||
12. | Я познаю других. | тренинг | |||||
13. | «Мой талант – моя уникальность». | игра | |||||
14. | Человек в мире людей. | костюмированная игра | |||||
15. | Красота внешняя и внутренняя. | беседа | |||||
16. | Интервью спиной друг к другу. | игра | |||||
17. | «Глаза – окна души». | тренинг | |||||
II. Здоровье и питание. | |||||||
18. | Если хочешь быть здоров. | игровая программа. | |||||
19. | Самые полезные продукты. | беседа. | |||||
20. | Как правильно есть. | практическая игра. | |||||
21. | Удивительные превращения пирожка. | заочное путешествие. | |||||
22. | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. | защита проекта « Полезная каша». | |||||
23. | Плох обед, если хлеба нет. | утренник. | |||||
24. | Пора ужинать. | защита проекта. | |||||
25. | На вкус и цвет товарищей нет. | конкурс рисунков. | |||||
26. | Как утолить жажду. | беседа. | |||||
27. | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | беседа | |||||
28. | Где найти витамины весной. | устный журнал | |||||
29. | Овощи, ягоды и фрукты. | викторина | |||||
30. | Всякому овощу - свое время. | игровая программа | |||||
31. | День рождения. | практическая игра | |||||
32. | Из чего состоит наша пища. | конкурс | |||||
33. | Что нужно есть в разное время года. | беседа | |||||
III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | |||||||
34. | Опасность и безопасность. | театральное представление. | |||||
35. | Что такое здоровье. | викторина. | |||||
36. | Как беречь здоровье. | беседа. | |||||
37. | Как и зачем соблюдать гигиену. | игровая программа. | |||||
38. | Правила здорового образа жизни. | соревнование. | |||||
39. | Связь образа жизни и здоровья. | беседа. | |||||
40. | Природные опасности. | заочное путешествие. | |||||
41. | Не вреди себе. | викторина. | |||||
42. | Поведение во дворе дома: машины, кусты, угол дома. | экскурсия. | |||||
43. | Опасные зоны населенного пункта. | игра | |||||
44. | Что такое гигиена жилища и как её соблюдать. | диспут | |||||
45. | Опасности, подстерегающие человека дома. | беседа | |||||
46. | Безопасное обращение с электрическими приборами | практическое занятие | |||||
47. | Телевизор – причина огорчений. Как действовать при возгорании телевизора и другой бытовой техники. | просмотр фильма | |||||
48. | Ожог – повреждения ткани организма в результате действия высокой температуры, химических веществ, электрического тока. | дискуссия | |||||
49. | Школьный травматизм. | практическое занятие | |||||
IV. Профилактика аддиктивного поведения. | |||||||
50. | Режим дня первоклассника | беседа | |||||
51. | У страха глаза велики | ролевая игра | |||||
52. | Я здоровье берегу – сам себе я помогу! | викторина | |||||
53. | Федорино горе | ролевая игра | |||||
54. | Как себя вести, когда что-то болит | беседа | |||||
55. | Правила поведения на воде | беседа | |||||
56. | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! | праздник | |||||
57. | «Если хочешь быть здоров» | соревнование | |||||
58. | Драться или не драться? | ролевая игра | |||||
59. | Привычки ковырять в носу, грызть ногти, сосать палец | дискуссия | |||||
60. | Осанка – стройная спина! | тренинг | |||||
61. | Чтобы зубы были здоровыми | беседа | |||||
62. | Друзья Вода и Мыло | конкурс | |||||
63. | Чтобы уши слышали | беседа | |||||
64. | Осторожное обращение с животными | дискуссия | |||||
65. | Откуда берутся грязнули? | игра | |||||
66. | Чего не надо бояться? | беседа |
№п\п | Название темы | Форма проведения |
3 класс. | ||
I. Самопознание через чувство и образ. | ||
1. | Мои эмоции. | беседа. |
2. | Когда я сомневаюсь. | игра. |
3. | Когда я грущу. | игра. |
4. | Когда я злюсь. | тренинг. |
5. | Когда мне страшно. | тренинг. |
6. | Больше радости, пожалуйста. | путешествие. |
7. | Мы все похожие и разные. | беседа. |
8. | Учимся состраданию. | игра. |
9. | Семейный альбом. | игра. |
II. Здоровье и питание. | ||
10. | Где и как готовят пищу. | беседа. |
11. | Как правильно накрыть стол. | практическая игра. |
12. | Молоко и молочные продукты. | защита плакатов. |
13. | Блюда из зерна. | защита проекта. |
14. | Какую пищу можно найти в лесу. | заочное путешествие. |
15. | Что и как можно приготовить из рыбы. | конкурс. |
16. | Дары моря. | виртуальная экскурсия. |
17. | «Кулинарное путешествие» по России. | заочное путешествие. |
18. | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | конкурс рецептов. |
III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | ||
19. | Будьте внимательны на дорогах. | путешествие. |
20. | Транспорт, который мы видим в городах и поселках. | турнир. |
21. | Правила пешехода. | тренинг. |
22. | Транспортная культура поведения. | викторина. |
23. | Как не стать жертвой преступления. | просмотр фильма. |
24. | Как правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице. | беседа. |
25. | Травмы в лифтовой шахте. | беседа. |
26. | Автотравмы. Оказание первой медицинской помощи. | практическое занятие. |
27. | Заповеди школьника. | просмотр фильма. |
IV. Профилактика аддиктивного поведения. | ||
28. | Как воспитывать уверенность и бесстрашие? | ролевая игра |
29. | «Нехорошие» слова. Недобрые шутки. | дискуссия |
30. | Что делать, если не хочется в школу? | беседа |
31. | Поможет ли нам обман? | дискуссия |
32. | Осторожно, электрический ток! | беседа |
33. | Чтобы огонь не причинил вреда | беседа |
34. | Осторожно, вирус! | беседа с врачом |
35. | Компьютерный вампир | дискуссия |
36. | Почему вредной привычке ты скажешь, нет? | дискуссия |
№п\п | Название темы | Форма проведения |
4 класс. | ||
I. Самопознание через чувство и образ. | ||
1. | Создание положительного образа. | игра. |
2. | Кто живет рядом с нами.( дети – инвалиды). | беседа. |
3. | Учимся сопереживать. | игра. |
4. | Мудрость добра. | беседа. |
5. | Добро и красота. | беседа. |
6. | Прекрасное рядом. | беседа. |
7. | Улыбка дарит здоровье. | игра. |
8. | О хороших и плохих поступках. | путешествие. |
9. | Самопознание через чувства и образ. | итоговый урок – праздник. |
II. Здоровье и питание. | ||
10. | Как правильно вести себя за столом. | практическая игра. |
11. | Здоровье – это здорово. | утренник. |
12. | Режим питания. | презентация. |
13. | Продукты разные нужны, блюда разные важны. | беседа. |
14. | Где и как мы едим. | диспут. |
15. | Ты - покупатель. | практическая игра. |
16. | Ты готовишь себе и друзьям. | игровая программа. |
17. | Как питались на Руси и в России. | защита проектов. |
18. | Кухни разных народов. | исследовательская работа. |
III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | ||
19. | Влияние различных природных факторов на здоровье человека. | экскурсия. |
20. | Причина несчастных случаев на природе. | беседа. |
21. | Правила личной безопасности при нахождении на природе. | практическое занятие. |
22. | Ядовитые растения и грибы. | путешествие. |
23. | Как избежать отравления ядовитыми растениями. | практическое занятие. |
24. | Как избежать встречи с ядовитыми змеями и насекомыми. Что предпринять, если такая встреча произошла. | тестирование. |
25. | Любой водоем - зона повышенной опасности. | просмотр фильма. |
26. | Водный травматизм. | беседа. |
27. | Наша безопасность в наших руках. | тренинг. |
IV. Профилактика аддиктивного поведения. | ||
28. | Что мы знаем о курении? | беседа |
29. | Зависимость от вредной привычки | дискуссия |
30. | Спорт в жизни школьника | творческий проект |
31. | Злой колдун - наркотик | дискуссия |
32. | Алкоголь – шаг в пропасть | беседа |
33. | Будем делать хорошо и не будем плохо | беседа |
34. | День здоровья | соревнование |
35. | В здоровом теле, здоровый дух | диагностика |
36. | Спешите делать добро | творческий проект |
IV. Реализация программы.
- Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
- Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам воспитания здорового образа жизни.
- Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников и спортивных мероприятий, направленных на формирование и укрепления здоровья.
- Проведение конкурса рисунков.
- Посещение семей на дому.
- Анкетирование родителей и учеников.
V. Ожидаемые результаты:
- Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
- Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа ХХI века"....
Если хочешь быть здоров
Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....
Если хочешь быть здоров
Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....
Если хочешь быть здоров...(презентация)
Наши помощники для сохранения и укрепления здоровья...
Памятка-буклет "Если хочешь быть здоров"
Памятка содержит программу здоровья и правила здорового образа жизни. Для сохранения здоровья - пять простых, но действенных правил здоровья для детей и взрослых....
Урок по оркужающему миру "Будь здоров!"
Этот урок помог детям научиться понимать, как важно быть здоровым и сильным....