"Человек и труд".
классный час (4 класс) по теме
Цель: показать значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию трудолюбия у детей.
Задачи:
· способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
· побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_po_teme_chelovek_i_trud.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме: «Человек и труд».
Цель: показать значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию трудолюбия у детей.
Задачи:
- способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
- побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
1. Проблемная ситуация.
-- Тема нашего классного часа - «Человек и труд». Послушайте, пожалуйста, рассказ К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга»
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2 . Актуализация темы.
-Скажите, пожалуйста, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? (учитель слушает ответы детей)
- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное отношение к труду. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве именно так, устраивали свою жизнь и князья и крестьяне. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
- Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
3. Работа над пословицей.
- Как вы понимаете пословицу: «Лень – мать всех пороков»?
- Что же такое леность?
- Перечислите пороки, к которым приводит лень.
- Послушайте стихотворение Э. Мошковской и ответьте на вопросы.
Лежебока
Горько живёт Лежебока-
Кровать Лежебоке высока,
Полы от кровати далёко.
Слезать Лежебоке – морока!
Вот и лежит Лежебока.
Спит лежебока без срока.
Уже отлежал оба бока.
Спит и вздыхает глубоко:
- Кабы ещё бы два бока.
- Какого человека называют лежебокой?
- Почему человек лениться?
- Подберите к слову «ленивый» слово с противоположным значением.
- Кому – ленивому или трудолюбивому – лучше живётся на свете?
- Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания?
- Какую роль в этом играют родители, педагоги?
Мозоль
На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
- К директору пойду.
Пусть завтра же отменит
Уроки по труду!
Ходил, насупясь, папа.
Рассерженно гудел:
- Учитель – просто шляпа,
Увечье проглядел!
На труд пеняла тётя,
И бабушка, и дед:
- Школьная работа
Детю идёт во вред!
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.
Г. Граубит
4. Беседа о значении труда.
- Опишите трудовой процесс, в котором вы участвовали? (уборка урожая, уборка квартиры, поход, рыбалка и пр.)
- Всё ли у вас получалось?
- Послушайте отрывок из басни И. А. Крылова «Обезьяна» о том, как трудилась мартышка?
…Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот Мартышке полон рот:
Чурбан она то понесёт,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льётся пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит,
А всё ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
- Существует ли бесполезный труд?
- Как вы понимаете выражение «бесполезный труд»?
- Анализ высказывания академика Д. С. Лихачёва.
Бездельничье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят.
- Какие качества характера влияют на способность быть трудолюбивым? (воля, чувство долга, ответственность. Доброта – желание сделать что- то хорошее).
С другой стороны эти качества и вырабатываются у человека в процессе труда.
5. Работа с текстом.
Прочитайте отрывок из рассказа А. Ишимовой.
Труда Пётр 1 не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для одного, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг отечеству». Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (червонец - золотая монета достоинством в 10 рублей), но Пётр сказал: «Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (алтын – монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по нескольку часов в день».
- Что заставляло Петра 1 трудиться? - --- Для чего вообще трудиться человек?
А вот слова А. С. Пушкина о Петре1.
То академик, то герой.
То мореплаватель. То плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Кому интереснее жить – тому, кто всегда находит себе занятие или тому, кто любит бездельничать? Почему?
- Есть такое утверждение: «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока и нужды».
- Как вы понимаете это изречение?
- От каких зол спасает работа?
- Какая работа приносит вам радость?
- Почему возникает эта радость?
В радость человеку только то, над чем он хорошо потрудился, так уж он устроен.
Антуан де Сент – Экзюпери
6. Игра – собери пословицу (задание на листочках).
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
Есть такое выражение « работать, засучив рукава». Оно зародилось в очень далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукава. У мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо засучить. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает « засучив рукава»
Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Соедините начало и конец каждой пословицы на своих листочках.
Живот да головка – всегда у ленивых отговорка. Лежебоке и солнце не в пору всходит.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Объясните значение пословиц.
7. Задание – вывод. (Работа в парах)
Можно ли избавиться от лени?
Как?
Изобретите лекарство от лени.
Предложите свои рецепты.
(охотно выполнять любую работу, искать работу, стараться сделать её хорошо и т. д.)
8 . Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
- Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных передач и кино. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей.
9. Заключительное слово
- В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
10. Рефлексия.
- Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Человек славен трудом"
Внеклассное мероприятие "Человек славен трудом"...
Беседа "Человек и труд"
На примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд....
презентация "Человек славен трудом"
Мультимедийная разработка к внеурочному занятию "Город мастеров", формирует понятия: труд, деятельность, работа....
Презентация "Человек славен трудом" часть 3
Свои фотографии...
Классный час -презентация ученических проектных работ "Человека славит труд"
Классный час проводится с целью расширить представления учащихся о профессиях, воспитать трудолюбие, уважение к труду всех людей....
Технологическая карта занятия в ГПД: "Человек и труд"
Наименование занятия: "Человек и труд"Направление духовно – нравственного развития и воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Цель заня...
Технологическая карта занятия в ГПД : "Человек и труд"
Наименование занятия: "Человек и труд"Направление духовно – нравственного развития и воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Цель заня...