"Человек и труд".
классный час (4 класс) по теме

Латышева Алла Юрьевна

Цель: показать значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию трудолюбия у детей.

Задачи:

·       способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;

·       побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_po_teme_chelovek_i_trud.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  по теме: «Человек и труд».

Цель: показать значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию трудолюбия у детей.

Задачи: 

  • способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
  • побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

1. Проблемная ситуация.

-- Тема нашего классного часа - «Человек и труд». Послушайте, пожалуйста, рассказ К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга»

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

2 . Актуализация темы.

-Скажите, пожалуйста, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? (учитель слушает ответы детей)

 - Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное  отношение к труду. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве  именно  так, устраивали свою жизнь и князья и крестьяне. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

 - Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

3. Работа над пословицей.

- Как вы понимаете пословицу: «Лень – мать всех пороков»?

- Что же такое леность?

- Перечислите пороки, к которым приводит лень.

- Послушайте стихотворение Э. Мошковской и ответьте на вопросы.

Лежебока

                                                   Горько живёт Лежебока-

 Кровать Лежебоке высока,

                                                   Полы от кровати далёко.

    Слезать Лежебоке – морока!

                                                   Вот и лежит Лежебока.

Спит лежебока без срока.

                                                   Уже отлежал оба бока.

Спит и вздыхает глубоко:

                                                   - Кабы ещё бы два бока.

- Какого человека называют лежебокой?

- Почему человек лениться?

- Подберите к слову «ленивый» слово с противоположным значением.

- Кому – ленивому или трудолюбивому – лучше живётся на свете?

- Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания?

- Какую роль в этом играют родители, педагоги?

Мозоль

                                                      На Гошкиной ладошке

 Проклюнулась мозоль –

           Чуть больше хлебной крошки,

   Чуть меньше, чем фасоль.

                                                     Разволновалась мама:

                                                     - К директору пойду.

 Пусть завтра же отменит

                                                     Уроки по труду!

Ходил, насупясь, папа.

                                                      Рассерженно гудел:

       - Учитель – просто шляпа,

                                                      Увечье проглядел!

                                                      На труд пеняла тётя,

                                                      И бабушка, и дед:                                                                                                                                    

                                                      - Школьная работа

                                                      Детю идёт во вред!

                                                     А между тем у Гошки

Мозоль была от ложки.

Г. Граубит

4. Беседа о значении труда.

- Опишите трудовой процесс, в котором вы участвовали? (уборка урожая, уборка квартиры, поход, рыбалка и пр.)

- Всё ли у вас получалось?

- Послушайте отрывок из басни И. А. Крылова «Обезьяна» о том, как трудилась мартышка?

…Мартышка вздумала трудиться:

              Нашла чурбан, и ну над ним возиться!

Хлопот Мартышке полон рот:

                                               Чурбан она то понесёт,

                                               То так, то сяк его обхватит,

                                               То поволочет, то покатит;

                                               Рекой с бедняжки льётся пот;

            И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит,

      А всё ни от кого похвал не слышит.

                                              И не диковинка, мой свет!

                    Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

- Существует ли бесполезный труд?

- Как вы понимаете выражение «бесполезный труд»?

- Анализ высказывания академика Д. С. Лихачёва.

   Бездельничье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят.

- Какие качества характера влияют на способность быть трудолюбивым? (воля, чувство долга, ответственность. Доброта – желание сделать что- то хорошее).

С другой стороны эти качества и вырабатываются у человека в процессе труда.

5. Работа с текстом.

Прочитайте отрывок из рассказа А. Ишимовой.

    Труда Пётр 1 не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для одного, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг отечеству». Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (червонец -  золотая монета достоинством в 10 рублей), но Пётр сказал: «Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (алтын – монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по нескольку часов в день».

- Что заставляло Петра 1 трудиться?                                                                                 - --- Для чего вообще трудиться человек?

А вот слова А. С. Пушкина о Петре1.

То академик, то герой.

              То мореплаватель. То плотник,

       Он всеобъемлющей душой

                На троне вечный был работник.

- Кому интереснее жить – тому, кто всегда находит себе занятие или тому, кто любит бездельничать? Почему?

- Есть такое утверждение: «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока и нужды».

- Как  вы понимаете это изречение?

- От каких зол спасает работа?

- Какая работа приносит вам радость?

- Почему возникает эта радость?

В радость человеку только то, над чем он хорошо потрудился, так уж он устроен.

                                                                          Антуан де Сент – Экзюпери

6. Игра – собери пословицу (задание на листочках).

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.

Есть такое выражение « работать, засучив рукава». Оно зародилось в очень далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукава. У мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо засучить. Об умелом  работнике и теперь говорят, что он работает « засучив рукава»

 Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Соедините начало и конец каждой пословицы на своих листочках.

Живот да головка – всегда у ленивых отговорка.                                                          Лежебоке и солнце не в пору всходит.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

- Объясните значение пословиц.

7. Задание – вывод. (Работа в парах)

Можно ли избавиться от лени?

Как?

Изобретите лекарство от лени.

Предложите свои рецепты.

(охотно выполнять любую работу, искать работу, стараться сделать её хорошо и т. д.)

8 .  Устные рассказы. «Профессии наших родителей».

 

- Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных передач и кино. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей.

9. Заключительное слово

- В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».

10. Рефлексия.

- Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек славен трудом"

Внеклассное мероприятие "Человек славен трудом"...

Беседа "Человек и труд"

На примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд....

презентация "Человек славен трудом"

Мультимедийная разработка к внеурочному занятию "Город мастеров", формирует понятия: труд, деятельность, работа....

Классный час -презентация ученических проектных работ "Человека славит труд"

Классный час проводится с целью расширить представления учащихся о профессиях, воспитать трудолюбие, уважение к труду всех людей....

Технологическая карта занятия в ГПД: "Человек и труд"

Наименование занятия: "Человек и труд"Направление духовно – нравственного развития и воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Цель заня...

Технологическая карта занятия в ГПД : "Человек и труд"

Наименование занятия: "Человек и труд"Направление духовно – нравственного развития и воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Цель заня...