Прогулки во время внеурочной деятельности
методическая разработка на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулки во время внеурочной деятельности.

 

       Это модель организации внеурочной деятельности учащихся, ориентированная на реализацию ФГОС. Построение воспитательного пространства второй половины дня в режиме ГПД комплексно охватывает все направления и виды занятий со школьниками. Прогулки и экскурсионные занятия, разработанные по технологии развития критического мышления, позволят педагогу активизировать познавательную деятельность учащихся, развить художественное творчество, способности анализировать информацию с позиции логики и постановки любознательных вопросов, аргументированно вести рассуждения, принимать решения в нестандартных практических ситуациях. Предназначено воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов, организаторам детского досуга.

Введение

       Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности. Специалисты утверждают, что для нормального развития младшего школьника на работу мышц должно приходиться до 75 % всего дневного времени. Как показывает практика, лишь 30 % школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, ведут активный образ жизни, регулярно гуляют на свежем воздухе, а остальные 70 % – посещают только уроки физкультуры и их пребывание на свежем воздухе ограничивается лишь дорогой в школу и домой.

     Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и ежедневно пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, так как умеренные физические нагрузки, прогулки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития человека.

 Прогулка – это одна из форм отдыха детей в группе продленного дня.

    Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Виды прогулок

  • Прогулка-наблюдение.

    В ее основе лежат наблюдения за предметами, объектами, растениями, животными, сезонными изменениями в природе, природными явлениями или аномалиями.

  • Прогулка с заданием.

   Перед началом или во время прогулки дети получают задание, которое выполняют индивидуально или в группах.

  • Поисковая прогулка.

   Предполагает поиск какого-либо заранее спрятанного предмета или объекта, чтение следов зверей и птиц на снегу, состязание команд по прохождению маршрута, работу с компасом и т. д.

  • Информационная прогулка.

   Содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации.

  • Творческая прогулка.

    Этот вид прогулки направлен на развитие творческих способностей детей. В ходе прогулки воспитанники создают букеты из листьев, композиции из снега, придумывают загадки и сказочные истории, делают зарисовки с натуры.

  • Прогулка-практикум. 

    В ходе прогулки дети проводят практические опыты и ставят эксперименты.

  • Целевая прогулка.

     Имеет одну, четко обозначенную цель, например: запомнить название улицы, заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

  • Прогулка-развлечение (игровая прогулка). 

    Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря (скакалки, мячи, гимнастические палки, бумеранг) или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных задач, шарад, ребусов, показ фокусов.

  • Пешеходная прогулка.

   Это прогулка, в основе которой лежит ходьба.

  • Спортивная прогулка.

     Она включает в себя лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель, велогонки.

Экскурсионные занятия в группе продленного дня имеют оздоровительно-воспитательные цели, отличаясь от учебных экскурсий. Это одна из форм отдыха, поэтому, используя их, следует применять методы и средства организации досуга.

На обществоведческих экскурсиях необходимо показывать детям, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрывать специфику массовых профессий, освещать трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате такой работы формируются общественно ценное отношение к труду и людям труда, потребность трудиться.

На природоведческих экскурсиях происходит ознакомление школьников с многообразием окружающей природы и преобразующей природу деятельностью человека.

Цели и задачи прогулок и экскурсий:

  • организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);
  • участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников);
  • развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;
  • формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
  • активизировать самостоятельную деятельность детей;
  • выявлять закономерную связь явлений в природе;
  • изучать законы развития природы;
  • воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе; обеспечивать двигательную активность детей на воздухе.

    Конспекты прогулок и экскурсионных занятий, должны быть разработаны с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления (КМ).

       Критическое мышление – это активный процесс познания, способность анализировать информацию с позиции логики с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.

       Занятие на основе технологии развития критического мышления имеет свою структуру, представляющую собой трехступенчатую модель: вызов, осмысление, размышление (рефлексия) (ВОР).

I ступень. Вызов.

     На данной стадии осуществляется активизация важных познавательных видов деятельности детей.

     Во-первых, определяется уровень знаний детей. Полученные ранее знания становятся базой для усвоения нового материала.

    Во-вторых, активизируется подсознательный интерес, который определяет личную цель каждого из учащихся.

II ступень. Осмысление.

      На данной ступени обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму выполнения опытов, наблюдения, рассматривания, чтения текста, прослушивания текста, сочинительства и др. Здесь воспитатель оказывает наименьшее влияние на обучаемого, ставя перед собой задачу – подобрать методы и формы работы, которые будут поддерживать высокий уровень активности детей.

III ступень. Размышление (рефлексия).

      На данной ступени происходит закрепление новых знаний

и активное перестроение своих представлений с тем, чтобы включить в них новые понятия. Именно на этой стадии учащиеся присваивают знания, делают их своими. Это своеобразный анализ собственных мыслей, попытка выразить новую информацию собственными словами, обмен идеями.

   

     На всех трех стадиях могут использоваться индивидуальные формы работы, работа в парах, в группах сменного либо постоянного состава, коллективная работа.

Наиболее часто используемые методы КМ на прогулках и экскурсионных занятиях.

1. Мозговой штурм.

     За минимум времени нужно выяснить максимум знаний, имеющихся у учащихся по данному вопросу. Короткие ответы учащихся фиксируются на доске или на листах бумаги.

2. Карта Кластера.

     Выделение смысловых единиц информации  и графическое их оформление в виде паутинки (грозди). Это рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово или понятие, а по сторонам от него фиксируются идеи, связанные с ним, указываются связи между гроздями. Используется этот метод для систематизации, группирования материала, подведения итогов.

3. Прогноз.

    Текст произведения детям преподносится по частям. После каждой прочитанной части участники прогнозируют дальнейшие события.

4. Перепутанные логические цепи.

     Необходимо составить логическую цепочку (расположить в хронологическом порядке события, цитаты из текста, последовательность действий и т. д.).

5. Синквейн (пятистрочие).

    Первая строка заключает в себе одно слово (существительное); вторая строка – два слова (прилагательные); третья строка – три глагола; четвертая – фразу из четырех слов, выражающую личное отношение к описываемому предмету; в пятой строке – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Правила поведения в природе (беседа)    

Цветущие клумбы (прогулка-наблюдение)    

Сентябрь – вересень, желтень, хмурень (информационная прогулка)    

Сентябрь-рябинник (прогулка-наблюдение)    

Растения огорода (экскурсия на пришкольный участок)    

Адрес школы (целевая прогулка)    

Трудовая атака (прогулка с заданием)    

Туристический поход (заочная прогулка)    

Листопад (прогулка-наблюдение)    

«Листья желтые, скажите, что вам снится?» (прогулка-творчество)    

Приметы осени (экскурсия в природу)    

Туман (прогулка-практикум)    

Букеты из листьев (прогулка-творчество)    

Не жгите опавшей листвы (прогулка-предостережение)    

Бабье лето (прогулка-наблюдение)    

Октябрь – грязник, капустник, хлебник (информационная прогулка)    

Живое должно жить (экологическая беседа с прогулкой)    

Праздник Покров (14 октября). Народные приметы (прогулка с заданием)    

Дождь (информационная прогулка)    

Как измерить дождь? (прогулка-практикум)    

Лужа (прогулка-наблюдение)    

Магазин (обществоведческая экскурсия)    

Ноябрь – полузимник, ледень (прогулка с заданием)    

12 ноября – синичкин день (прогулка-наблюдение)    

Ветер (прогулка-практикум)    

Декабрь – студень, хмурень (информационная прогулка)    

Поэтические названия декабря (информационная прогулка)    

В поисках волшебной палочки (поисковая прогулка)    

Медицинский кабинет (экскурсия)    

Январь – месяц бога Януса (информационная прогулка)    

Моя помощь птицам зимой (трудовая акция)    

Январь – сечень, просинец (информационная прогулка)    

Снежные чудеса (прогулка-творчество)    

Обморожение (информационная прогулка-беседа)    

Аптека (обществоведческая экскурсия)    

Иней (прогулка с заданием)    

Зимний лес (парк) (экскурсия)    

Февраль – бокогрей и ветродув (информационная прогулка)    

Откуда снег пришел? (прогулка-практикум)    

Какого цвета снег? (прогулка-наблюдение)    

На что похожи снежинки? (творческая прогулка)  

Куда исчезают снежинки? (прогулка-практикум)    

Добрый снег, ты подумал обо всех! (прогулка с заданием)    

Снежная сказка (трудовая операция)    

Лепим снеговика (прогулка-творчество)    

Март – сухий, свистун, ветронос и зимобор (информационная прогулка)    

Весна идет (целевая прогулка)    

17 марта – грачевник (прогулка-наблюдение)    

Водоем (река, озеро) (экскурсия)    

Поэтические названия апреля (прогулка-наблюдение)    

Запахи и звуки (прогулка-наблюдение)    

Сохраним в чистоте нашу Землю (трудовая акция)    

За что люди любят Солнце (прогулка с заданием)    

Спину прямо ты держи, своей осанкой дорожи (целевая прогулка)    

Кто живет в муравейнике (целевая прогулка)    

Радуга (прогулка-наблюдение)    

Май – с цветами (прогулка-наблюдение)    

Гроза. Поведение во время грозы (прогулка-практикум)    

Облака (прогулка с заданием)    

Бабочка – удивительный цветок (прогулка-наблюдение)    

Запускаем бумеранг (прогулка-развлечение)    

Следы человека (целевая экскурсия)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Прогулка» 1 класс

программа внеурочной деятельности...

Методическая разработка.Игры во время внеурочной деятельности.

В материале представлена викторина "В мире живой природы"....

Развитие познавательных интеллектуальных способностей учащихся во время внеурочной деятельности через осуществления работы по курсу «Умники и умницы»

Ориентация современной школы на гумманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельн...

Прослушивание музыкальных произведений как способ активизации учебной деятельности и расслабления во время внеурочной деятельности младших школьников

        Во многих школах начального образования после уроков детям организованы   дополнительные занятия и пребывание в группах продленного дня. После отдыха и обеда де...

Статья на тему «Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во время внеурочной деятельности»

В Федеральном государственном образовательном стандарте   внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъем...