Организация самоуправления в 4 классе
статья (4 класс) на тему
В данных материалах представлены результаты проведения работы по организации самоуправления в 4 «А» классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_protokol_mo_mart_2015_prilozh_samoupravlenie_rusanova.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русанова Л.А.
Результаты проведения работы по организации самоуправления
в 4 «А» классе
В силу обстоятельств я приступила к работе учителя и классного руководителя в вверенном мне 2 «А» классе в конце 2012 -2013 учебного года. При первичном знакомстве с классом был выявлен крайне низкий уровень культуры общения детей между собою по разным причинам.
Потому первой проблемой, которую я поставила перед собой, как классный руководитель, это сплочение класса путем формирования благоприятных межличностных отношений, чувства дружбы и товарищества через самопознание и расширение картины мира.
Определены основные цели:
- профилактика и коррекция неблагоприятных межличностных отношений в коллективе, раскрытие ресурсов, потенциальных возможностей;
- повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Поставлены задачи:
- развивать навыки общения, сотрудничества, стремление к достижению коллективных целей, совместному решению задач, умение конструктивно конкурировать и разрешать потенциальные конфликтные ситуации;
- формировать умение и навыки доброжелательного отношения друг к другу во всех ситуациях, в том числе и в случаях конкуренции;
- воспитывать чувство эмпатии и взаимовыручки.
Вся воспитательная работа в течение следующего учебного года была построена через призму поставленной проблемы.
В течение 2013 – 2014 учебного года (3 класс) систематически в малых группах проводились социально – коммуникативные тренинги, программа которых была разработана с учетом особенностей детей данного класса.
Каждый ученик, как в группе, так и индивидуально в меру своих способностей принимал участие в различных конкурсах, олимпиадах, перечисленных ниже.
Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Здравствуй, школа!» /Сидякин Павел (октябрь 2013)
Всероссийская дистанционная олимпиада «Интеллект – путешествие» / Потапов Дмитрий, Назаров Даниил (3 место)
Всероссийский творческий конкурс «Осенний калейдоскоп».
Мастер-класс «Выполнение объемной стенгазеты «Ко Дню учителя» /Павленко Анна, Анфимова Анастасия
Турнир по шашкам (внутриклассный) / Победитель: Сидякин Паша
Олимпиада по ПДД (в классе) Победители Савчук Вика и Потапов Дима
Конкурс фоторабот «Этот удивительный мир» / Победители: Потапов Дима и Сидякин Паша.
Все ребята принимали участие в конкурсных программах на уровне школы:
Неделя воспитания. / Весь класс (1 место)
Неделя русского языка. / Призер Савчук Вика (3 место)
Неделя математики/ Призер Савчук Вика (3 место)
Неделя окружающего мира и литературного чтения. / Призер Игангалиев Коля (2 место)
Конкурс стихов и песен, посвященный 23 февраля . Анфимова Настя, Игангалиев Коля, Потапов Дима, Попов Паша, Сидякин Паша, Савчук Вика (3 место).
Конкурс строя и песни. Анфимова Настя, Игангалиев Коля, Павленко Анна, Потапов Дима, Попов Паша, Сидякин Паша, Савчук Вика.
Конкурс танца. Призеры: Сидякин Паша, Анфимова Настя, Назаров Даня.
Проекты:
Коллективная проектно-творческая работа «Выращивание кристаллов из соли» (сентябрь – октябрь 2013).
Объемная стенгазета «700 лет Куликовской битвы» (публикация на сайте nsportal.ru)
Коллективная проектно-творческая работа «Стенгазета ко Дню учителя» (публикация на сайте nsportal.ru)
Коллективный проект «Гигиена – основа здоровья». / Классный час «Школа юного исследователя» (Анфимова А., Жуков А., Голованов М, Игангалиев Н., Павленко А., Попов П., Потапов Д, Сидякин П., Савчук В. )
Коллективный проект «Путешествие по городам Золотого кольца» (Анфимова А., Жуков А., Игангалиев Н., Каукин А., Павленко А., Попов П., Потапов Д, Сидякин П., Савчук В).
Коллективный проект «Путешествие вокруг света» (Жуков А., Игангалиев Н., Каукин А., Павленко А., Попов П., Потапов Д, Сидякин П., Савчук В., Смоленская А., Смоленская Н.).
Коллективный проект «Научные опыты». / Классный час «Фестиваль научных опытов» (Сидякин П., Павленко А., Анфимова А., Попов П., Потапов Д., Каукин А., Савчук В., Игангалиев Н., Жуков А., Назаров Д.)
Коллективный проект «Памятные места Санкт-Петербурга» (Анфимова Н., Павленко А., Каукин А., Игангалиев К,. Потапов Д., Жуков А.)
Участие в благотворительных акциях:
«Братьям нашим меньшим». /Участники: Савчук Виктория, Назаров Даниил, Жуков Андрей.
«Посылка солдату земляку» / Участники: Савчук Виктория, Павленко Анна.
«Помощь Крыму» / Участники: Давудов Малик, Павленко Анна, Савчук Виктория, Назаров Даниил, Жуков Андрей.
«Сбор макулатуры» / Участники: Анфимова Настя, Жуков Андрей, Павленко Анна, Потапов Дима, Савчук Вика.
«Белый цветок» / Участники: Павленко Анна, Савчук Вика, Потапов Дима, Каукин Алеша, Назаров Даня, Давудов Малик, Попов Паша, Жуков Андрей, Иганлалиев Коля.
Экскурсии. Мероприятия вне школы
Музей гигиены
Ледниковый дворец. Новогоднее представление
Районная библиотека. Программа, посвященная Дню рождения Г.Х.Андерсена. Мастер-класс «Герои произведений Андерсена»
Экскурсия в Пискаревский мемориальный комплекс.
На конец учебного 2013 - 2014 года можно было сказать, что поставленные задачи выполнены: взаимоотношения характеризовались доброжелательностью, на переменах ребята могли самоорганизоваться в игровые команды (шашки, лото, лего, др.), в случае конфликта под руководством учителя могли конструктивно разрешить возникшую проблему, отличались стремлением к достижению коллективно поставленных целей, были готовы и стремились к самовыражению и к принятию победы товарищей, выражали эмпатию.
Однако, на конец третьего класса дети так и не научились на должном уровне работать в группах. В лучшем случае, в некоторых группах (при легитимном, назначенном самими же детьми, руководителе) руководитель не справлялся с активностью своих исполнителей, и исполнители «перехватывали» властные полномочия руководителя, в то время как руководитель искренне недоумевал, почему исполнители его не слышат. В худшем случае просматривались такие тенденции, что никто не хотел никого выбирать, а хотели назначить себя / или просили учителя назначить его ( в это случае сам руководитель был и исполнителем, а исполнители демонстративно игнорировали процесс). Вывод напрашивался один: желающих руководить много, а степень ответственности руководителя детьми осознается.
Потому на следующий учебный 2014 -2015 учебный год мною, как классным руководителем, поставлена проблема «Разработка оптимальной модели самоуправления в классе и внедрение ее в учебно - воспитательный процесс».
Исходя из проблемы возникли вопросы.
Для чего необходимо вводить в учебно- воспитательный процесс работу по обучению самоуправлению в классе?
Что хотим получить в результате проведенной работы?
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в именно этом коллективе учащихся?
Заявленная проблема является логическим продолжением первично заявленной (на начало третьего класса), и основные цели остаются прежними:
- профилактика и коррекция неблагоприятных межличностных отношений в коллективе, раскрытие ресурсов, потенциальных возможностей;
- повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Однако задачи уже трансформируются:
- создать условия для развития организаторских и исполнительских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Ожидаемый результат:
Расширение представлений о себе, своих возможностях. Осознание степени ответственности за выполняемое поручение, за свои поступки. Умение распределять обязанности и выполнять порученные задания, уважительно относиться к мнению друзей и взрослых. Осознание того, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом. Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
Структура самоуправления класса
Структура самоуправления в нашем классе построена на принципе построения муниципального образования – а именно, города.
Город имеет название, девиз, герб, эмблему, которые утверждаются общим собранием жителей города.
Высший орган - классное собрание, жители города. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.
В компетенцию классного собрания (собрания жителей города) входят следующие вопросы:
- определение программы деятельности своего ученического коллектива;
- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);
- установление конкретных задач деятельности секторов;
- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления;
- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
- установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;
- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на обсуждение классного коллектива (коллектива жителей города).
Класс разбивается на сектора (департаменты), каждый из которых реализует свои функции.
Закрепление статуса города, его символики, наделение жителей города должностными обязанностями, происходит на первой неделе обучения.
Первого сентября классный руководитель сообщает ребятам о вводимых инновациях в управление коллективом и предлагает подумать над следующими вопросами (вопросы вывешиваются на видное место) :
- Какое название будет иметь город? Какой девиз, гимн, эмблема?
- Кто будет руководить городом?
- Ознакомьтесь с департаментами (отделами), которые будут работать в городе и обозначьте, кто, по вашему мнению, должен возглавить этот департамент? (Предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности).
При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов.
Собрание жителей города проводится раз в месяц. Ребята анализируют и оценивают работу товарищей. Происходят перевыборы таким образом, чтобы поручения менялись каждый месяц, чтобы каждый обучающийся мог попробовать себя в различных ролях.
Функции должностных лиц и департаментов
Мэр города выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.
Мэр города помогает классному руководителю в реализации плана работы класса, формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий, контролирует выполнение поручений.
Мэр города следит за порядком и дисциплиной в классе, контролирует посещаемость, информирует учителя о причине отсутствия детей. Осуществляет связь с детьми, которые отсутствуют на занятиях (выясняет причину отсутствия, передает домашние задания).
Департамент знаний
Служащие департамента знаний осуществляют помощь ребятам, испытывающим трудности в учебе. На переменах и после уроков консультируют ребят, отвечают на вопросы.
Проводят смотры и конкурсы «Лучший дневник», «Лучшая тетрадь».
Совместно с Департаментом культуры и информатизации осуществляют выпуск газет к знаменательным датам и праздникам
Кроме того, служащие департамента готовят интересные тематические классные часы, викторины, знакомят с современными достижениями науки и культуры, участвуют в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечают за проведение внеклассных мероприятий для одноклассников.
Департамент порядка, заботы и доброты
Контролируют дежурство: выполнение графика, дежурство в классе и в столовой.
Проводят смотры и конкурсы , «Лучший портфель» (наличие учебных пособий), «Деловой житель города» (деловая форма одежды).
Контролируют готовность к занятиям.
Наводят порядок в шкафу с учебными принадлежностями и на столе с играми, в шкафу с гигиеническими предметами, следят за порядком.
Осуществляет организацию генеральной уборки в классе.
Отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке.
Отмечает в тетради наличие гигиенических предметов ( стаканы, полотенца, мыло, туалетную бумагу).
Обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях.
Организовывает сборы макулатуры.
По просьбе учителя помогают оформлять портфолио.
Департамент здоровья и спорта
Разучивает физминутки и проводит их на уроках.
Способствует культурному и содержательному проведению досуга на переменах: разучивает и проводит игры.
Помогает классному руководителю в осуществлении связи с медработниками (относит справки медработнику), ведет учет ребят, освобожденных от физкультуры и предоставляет список освобожденных учителю.
Готовит информацию о здоровом образе жизни и рассказывает ребятам.
Помогает классному руководителю в организации спортивные мероприятия, экскурсий в классе.
Департамент культуры и информатизации
Ведет календарь знаменательных дат.
Готовит информацию и сообщает ребятам о важных датах (инфоминутки).
Осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах
Готовит поздравления ребят с Днем рождения.
Готовит поздравления ребят, отличившихся на соревнованиях, конкурсах и пр.
Оформляет «Аллею славы» нашего города.
Совместно с Департаментом знаний осуществляют выпуск газет к знаменательным датам и праздникам.
Проводит съемку праздников и пр. мероприятий, фиксирует жизнь города - класса в фотографиях; оформляет фотоколлаж о жителях города.
Запланированная работа выполнялась на протяжении всего учебного года. Функциональные задачи выполнялись департаментами, однако следует сказать, что выполнялись частично.
Мэр города – работа выполнена при условии постоянного контроля со стороны классного руководителя.
Департамент знаний – трудности в осуществлении помощи ребятам, испытывающим трудности в учебе, подготовке тематических часов и викторин.
Департамент порядка, заботы и доброты. Работа выполнялась при условии постоянного контроля со стороны классного руководителя.
Департамент спорта. Не выполнена работа по подготовке информации о здоровом образе жизни.
Департамент культуры и информатизации. Не проводилась работа в части «Проводит съемку праздников и пр. мероприятий, фиксирует жизнь города - класса в фотографиях; оформляет фотоколлаж о жителях города».
Причина невыполнения плана в полном объеме – высокий объем работы, запланированной на год.
Вывод – данную работу нужно вводить в первого класса, нагружать задачами постепенно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации самоуправления в начальных классах
В начальной школе необходимо готовить детей к самоуправлению. Вот так можно поставить работу в классе. Каждый ученик при деле и каждому поручение по интересу! Каждый педагог может творчески подойти к ...
Организация самоуправления в классе
Организация самоуправления в классе...
Организация самоуправления в классе (презентация)
Организация самоуправления в классе (презентация)...
«Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»
Педагогический совет «Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»...
Организация самоуправления в классе
Материал в помощь организации самоуправления в классе...
Организация самоуправления в классе.
В начальной школе создана и действует организация самоуправления «Солнышко», которая объединяет классные коллективы в единый школьный коллектив. С одной стороны, самоуправление подготавливает учащихся...
Организация самоуправления в классе
В статье описывается опыт организации самоуправления в классе в начальной школе....