Сотрудничество в деле экологического воспитания младших школьников.
статья (4 класс) на тему
Статья о том, что современная экологическая ситуация требует изменения отношения общества и человека к экологическим проблемам. Их решение возможно не только средствами социальных служб и специалистов, но и усилиями учащихся. А если учащиеся и природоохранные организации работают в тесном сотрудничестве, то можно надеяться на положительные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_menya_ohvatyvaet_drozh.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество в деле экологического воспитания младших школьников.
Человек - единственный биологический вид на земле, процесс развития которого нарушает законы экологии. Современный человек, уничтожая собственную среду обитания, тем самым ставит себя перед очень сложным вопросом – как сохранить природу? Чтобы ответить на этот вопрос, нужна тотальная экологическая грамотность населения.
Меня охватывает дрожь,
Когда смотрю в провал проклятый,
О, человечество, куда ты,
Куда ты, милое, идешь?
Земли не вечна благодать,
Ей будет нечего подать,
Когда последнего потомка
Ты пустишь по миру с котомкой.
Современная экологическая ситуация требует изменения отношения общества и человека к экологическим проблемам. Их решение возможно не только средствами социальных служб и специалистов, но и усилиями учащихся. А если учащиеся и природоохранные организации работают в тесном сотрудничестве, то можно надеяться на положительные результаты.
В течение ряда лет, начиная с декабря 2006 года, мы с ребятами сотрудничаем с преподавателями Саратовского университета, с представителями комитета природных ресурсов и экологии, с «Всероссийским обществом охраны природы» и принимаем участие в апробации серии учебно-методических пособий по экологическому образованию, разработанных сотрудниками Педагогического института, «Зелёная аллея Памяти», «Мир комнатных растений», «Школа добрых дел», «Что такое природа», «Растём вместе», «Зелёная красавица».
В прошлом году преподавателями Саратовского государственного университета нам было предложено стать соавторами очередного экологического проекта «Зелёный маршрут».
Цель данного проекта: привлечь внимание детей и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников.
Для достижения главной цели были поставлены задачи:
- Изучить историю новогодней ёлки.
- Узнать о пользе ёли и сосны.
- Установить, как связаны традиция новогодней ёлки и охрана окружающей среды.
- Составить экологическую карту микрорайона нашей школы.
- Организовать экологический новогодний праздник.
Чем данный проект отличается от предыдущих? Тем, что мы не ограничиваемся рамками своей школы, а исследуем территорию микрорайона школы, общаемся с жителями соседних домов, а на новогодний экологический праздник приглашаем ребят из соседних школ и детских садов.
Для достижения цели проекта дети разбились на творческие команды. Группа «Экологи» проводила научно-исследовательскую работу, обследовала территорию, прилегающую к школе на предмет изучения хвойных насаждений и ёлочных базаров. Ребята, для которых важное значение имеет оформление праздника, яркие и праздничные елочные игрушки, новогодние костюмы, организовали группу «Дизайнеры», а кто больше всего любит не только сам веселиться у ёлки, но и веселить других, проводить конкурсы, викторины, игры, объединились в группу «Аниматоры».
Хочется рассказать о результатах работы исследователей из группы «Экологи». Команда мальчиков под руководством Алейникова Данилы изучила территорию парка и рынка «Солнечный» (левая половина карты). На территории парка среди множества деревьев обнаружено только семь хвойных, которые на экологической карте команды отмечены условным треугольником зелёного цвета, но зато на территории рынка, находящемся через забор от парка, организованы четыре торговые точки с елями и соснами примерно по 300 деревьев в каждой точке. Срубленные ели отмечены тревожными красными знаками. Путём несложных математических вычислений наглядно видно, что количество погубленных елей более чем в сотню раз превышает число растущих елей в парке.
Аналогичную работу провела команда девочек-исследователей под руководством Егоровой Полины, которая изучала территории дворов, непосредственно прилегающих к школе. Девочек заинтересовал небольшой сквер во дворе домов по улице Тархова, 31 и Батавина, дом 2. От жителей они узнали интересную историю происхождения этого сквера, на территории которого 8 елей и сосен. Около 4 лет назад во дворе этих домов собирались строить автомобильную стоянку. Жители, понимая какой шум и какой запах будет за их окнами, срочно приобрели саженцы и вышли на субботник. На другой день как по волшебству во дворе вырос небольшой сквер. Не погиб ни один саженец! Строительство стоянки было отменено.
Экологи не закончили на этом свою работу, они решили отследить, сколько некупленных ёлок останется на базарах вечером перед Новым годом, и какого числа появятся первые выброшенные ёлки у мусорных баков.
Они довели работу до конца и несколько раз 31 декабря посещали ёлочные базары. На 18 часов на каждой торговой точке было примерно по 60-70 елей и сосен, которые после 8 часов были вывезены. И мы очень надеемся, что они были срублены не зря, и принесут пользу в медицине, мебельной промышленности и других отраслях народного хозяйства.
Дизайнеры поставили перед ребятами следующую задачу: «Пусть ели и сосны растут в лесу. А для проведения нашего экологического новогоднего праздника мы сделаем ёлочки своими руками».
В итоге состоялся конкурс поделок «Зелёная красавица – 2015», лучшие из которых вы видите на слайде.
Проанализировать результативность работы в проекте помог школьный психолог Болотина Любовь Алексеевна. Она провела опрос в два приема 21 октября (на этапе вхождения в проект) и 23 декабря (на этапе его завершения).
Результаты вы видите на экране.
Так, например, для детей большое значение имеют следующие атрибуты Нового года: ель, подарки, праздник. Ребятам было предложено расставить эти слова в порядке важности для каждого.
Очевидно, что к окончанию работы в проекте у ребят сместились акценты в атрибутах нового года с самого дерева, как символа нового года, на праздник, общение, веселье, игры.
- Проанализировав ответы детей в начале и конце работы над проектом на вопрос «Живую или искусственную ель вы нарядите дома», психолог отметил увеличение процентов в пользу искусственной ели.
Мы с ребятами понимаем, что разумная, научно-планируемая вырубка даже полезна для обновления леса, но когда это приобретает жуткий характер и в лесу можно увидеть такую грустную картину, мы говорим:
- Люди! Остановитесь, задумайтесь!
Финал нашего проекта - это экологический новогодний праздник, который состоялся 19 декабря. К нам в гости пришли малыши из детского сада № 123 Кировского района, первоклассники из школ № 55 и № 61, и наши помощники – студенты педагогического института, среди которых была выпускница нашей школы.
На празднике было всё: сказки, стихи, новогодние экологические плакаты, игры, песни, танцы, подарки. И, конечно же самый настоящий Дед Мороз! Не было в зале только живой ёлки, но зато было много-много ёлочек, сделанных добрыми руками маленьких детей, у каждого из которых большое доброе сердце!
Наша работа не прошла незамеченной. 23 декабря 2014 года состоялся областной студенческий форум «Развитие социально-экологического взаимодействия субъектов Саратовского образовательного пространства», на котором министр природных ресурсов и экологии области Потапов Игорь Николаевич отметил наши заслуги и вручил благодарственное письмо.
С каждым годом мы расширяем рамки сотрудничества в деле экологического воспитания младших школьников.
Результат нашего взаимодействия с лесными хозяйствами области – ежегодное участие в акции «Живи, лес!», главная задача которой собрать как можно больше жёлудей и передать их в лесные хозяйства для посадки.
В прошлом учебном году мы приняли участие в экологической благотворительной акции «Саратов – город для жизни». Ребятам предлагалось собрать максимально возможное количество пластиковых бутылок; это сегодня наиболее распространённый вид твёрдых бытовых отходов. Средства, полученные от их переработки, были направлены на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На торжественной церемонии подведения итогов акции, была отмечена наша школа, занявшая второе место. Мы получили ценный подарок (спортивный тренажёр).
Мы с ребятами и родителями очень много работаем над тем, чтобы реки были чистыми и полноводными, земля – плодородной, сосны – вековыми, а строки известного стихотворения ни в коем случае не стали пророческими.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологический театр- одна из форм экологического воспитания младших школьников
Научить детей бережному отношению к природе поможет нетрадиционная форма экологического воспитания- экологический театр....