Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой - Мир"
рабочая программа (2 класс) на тему
Цель: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
г. Подольск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочная деятельность кружка
« Мой - мир»
обще-культурное направление
(34 часа, 1час в неделю)
Составитель
Злыднева Олеся Витальевна
учитель начальных классов
2014 -2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………..с. 3
Содержание программы……….……………………………………………с. 5
Календарно-тематическое планирование………………………………….с. 7
Планируемые результаты………………………………………………….с.10
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса …….…………………………………………с.11
Пояснительная записка
Программа “Мой - мир” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО 2009г., а так же на основе программы «Я - гражданин России» автора С.В. Сабиной, а так же в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373»;
- «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10;
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 32.
Программа реализует духовно-нравственное направление и рассчитана на детей
7-9 лет.
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цель: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Мой - Мир» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
-оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали
и нравственности;
-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Программа рассчитана на 1 года обучения 34 часа (1час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания.
Программа “Мой - Мир” предполагает:
- формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
- развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России,
- способного встать на защиту интересов страны;
- формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
- Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Содержание программы (34 часа, 1 час в неделю)
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
2 класс (2014-2015 учебный год) «Мой - Мир» | ||
1 | “Я и я” | 4ч |
2 | “Я и семья” | 5ч |
3 | “Я и культура» | 4ч |
4 | “Я и школа” | 6 |
5 | “Я и мое Отечество» | 9 |
6 | “Я и планета» | 6 |
итого | 34 |
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Практические занятия:
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Праздник первого звонка. | Встреча с одноклассниками, учителем, школой, учебниками и т.д. | ||
2. | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | Знакомство с символикой Московской области | ||
3. | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | Учить понимать и ценить взаимоотношения с взрослыми, сверстниками. Правила поведения в школе, | ||
4. | Осень в родном городе. Фотоконкурс. | Наблюдать за природой и делиться увиденным. | ||
5. | Подумай о других. | Беседа с элементами игры | ||
6. | Кто я? Какой я? | Наблюдение за самим собой | ||
7. | Родной край в древности. Экскурсия в музей. | Экскурсия в музей | ||
8. | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». | ||
9 | Я люблю свою школу. | Конкурс сочинений. | ||
10 | Мой портфель. | Игра – экспромт. Узнавать, называть и определять необходимые предметы.
| ||
11 | Моя любимая мамочка. Презентация. | Рассказывать о своей маме. Выставка рисунков. | ||
12 | Школьная символика (гимн, герб, флаг) | Конкурс рисунков, стихотворений на тему «Школа» | ||
13 | Мой любимый город. Беседа. | Выяснить историю города Подольск. Выполнить коллаж « Мой город» | ||
14 | Наш город. Конкурс визиток. | Изучение истории города. Составление визитки «Наш город» | ||
15 | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. | Исследовать историю улиц города. | ||
16 | «Зимушка- зима». | Экскурсия в природу. | ||
17 | Экология нашего города. Беседа. | Выявление экологических проблем нашего города | ||
18 | День добрых волшебников. | Вывешивание кормушек. | ||
19 | Я помощник в своей семье. | Беседа с элементами игры. | ||
20 | Мы и наши права. Урок – игра. | В процессе игры познакомиться с правами и обязанностями детей. | ||
21 | Психологический практикум «Правила счастливого человека» | В процессе игры познакомиться с правилами счастливого человека | ||
22 | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | Написание сочинений | ||
23 | Мама, папа, я – дружная семья. | Участие в конкурсе – соревновании. | ||
24 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | Рассказывать о своих домашних питомцах | ||
25 | Широкая Масленица. Игра. | Знакомство с народными играми. | ||
26 | Поэты и писатели нашего города. | Выпуск буклетов. | ||
27 | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | Рассказать о семье. Создание фотоколлажа. | ||
28 | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. | ||
29 | День птиц. Выставка рисунков. | Наблюдать за природой. | ||
30 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | Экскурсия в музей. | ||
31 | Герои ВОВ– наши земляки. | Чтение стихотворений о ВОВ | ||
32 | Открытка ветерану. | Рассказывать о своей Родине, читать стихи, петь песни. | ||
33 | Десант чистоты и порядка. | Акция. Выполнение трудовых операций | ||
34 | Знай и люби свой край. Викторина. | Рассказывать о своей Родине, читать стихи, петь песни. | ||
Планируемые результаты
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности.
Обучающийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской
Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное
и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему городу, людям своего города, народу, России.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
- Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
- Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа:
konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
- Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
- Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
- Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
- О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова - Пособие для учителя. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
- Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...