Программа волонтерского отряда "Мы рядом мы вместе"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
" Кушалинская средняя общеобразовательная школа "
Утверждаю:
Директор МОУ
«Кушалинская СОШ»
Ефимова В.С._____________
Программа волонтёрского отряда
"Мы рядом мы вместе"
Руководитель: Агапова С.В.
В МОУ «Кушалинская СОШ» на базе волонтерского отряда «Дорога добра» создан новый волонтерский отряд «Мы рядом мы вместе»
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном добровольческом (волонтерском) отряде
НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- устанавливает основы регулирования волонтерской деятельности учащихся
МОУ « Кушалинская СОШ»
- определяет направления деятельности волонтеров;
- определяет возможные формы поддержки добровольного движения .
1.Общие положения:
1.1. Волонтерская команда - самостоятельная организация, не являющаяся юридическим лицом.
1.2. Волонтерская команда создается на базе школы из числа ее учеников.
1.3. Состав участников и руководитель определяются приказом директора школы на основе свободного выбора.
2. Деятельность волонтеров направлена на:
2.1. Оказание помощи престарелым людям путем возрождения у детей нравственных идеалов и ценностей.
2.2 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
2.3. Пропаганду здорового образа жизни;
3.Цели и задачи деятельности волонтёрского отряда.
Целью волонтерской деятельности является:
3.1.Консолидация усилий обучающихся и педагогов через позитивное влияние на обучающихся при выборе ими жизненных ценностей.
3.2. Задачи деятельности волонтерской команды:
-Формирование активной жизненной позиции обучающихся;
-Стимулирование участия в общественно-полезной добровольческой деятельности.
-Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
4. Основные направления деятельности волонтерской команды:
4.1 Просветительская деятельность:
- повышение квалификации путем обучения и применения на практике новых форм работы;
- участие в общественно - полезной деятельности;
- подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);
4.2. Информационно-рекламная деятельность:
- создание и распространение обучающих, рекламных материалов и фото-сюжетов;
- организация и проведение тематических бесед, лекториев и др.;
- организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности.
5. Механизм реализации волонтерской деятельности
Общее руководство и контроль волонтерской деятельности осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, который подчиняется администрации МОУ "Кушалинская СОШ" Рамешковского района.
5.1 Руководитель волонтёрской деятельности обеспечивает участие в образовательном процессе педагогов и учащихся учреждений образования, изъявивших добровольное желание принять участие в волонтерском движении.
5.2 Координационный совет волонтерской организации планирует работу по направлениям волонтерской деятельности и представляет на утверждение в
администрацию МОУ "Кушалинская СОШ" Рамешковского района.
5.3 Непосредственное участие в реализации волонтерской деятельности принимают педагоги школы, курирующие деятельность волонтерской команды.
6. Права и обязанности руководителя волонтерской группы
6.1 Руководитель волонтеркой группы имеет право:
6.1.1 в целях привлечения к волонтерской деятельности подростков, молодежи и педагогов вести разъяснительную работу, основываясь на разделах данного Положения;
6.1.2. обращаться за помощью к работникам РОО ;
6.1.3 отказаться от услуг волонтера, в случае невыполнения им своих обязанностей.
6.2 Руководитель волонтеркой группы обязан:
6.2.1. организовать обучение волонтера в соответствии с выбранным направлением деятельности;
6.2.2. организовать практическую деятельность волонтера;
6.2.3. создать условия для выполнения волонтером принятых обязательств;
6.2.4. разъяснить волонтеру его права и обязанности;
6.2.5. не препятствовать отказу волонтера от участия в конкретном мероприятии в случае неуверенности последнего в своих возможностях;
6.2.6. осуществлять контроль и нести ответственность за деятельность волонтера;
6.2.7. вести документацию, отражающую учет волонтеров и их деятельность.
7. Права и обязанности волонтера
7.1 Волонтер имеет право:
7.1.1 исходя из своих стремлений, способностей, потребностей и возможностей, выбрать направление/направления волонтерской деятельности, предусмотренное/ предусмотренные разделом 4 настоящего Положения;
7.1.2 пройти обучение по выбранному им направлению/направлениям;
7.1.3 осуществлять свою деятельность в составе волонтерской группы;
7.1.4 вносить предложения, разрабатывать проекты развития направлений волонтерского движения. Проект передается руководителем волонтерской группы на рассмотрение координационным советом волонтерского движения;
7.1.5 отказаться от участия в конкретном мероприятии в случае неуверенности в своих возможностях;
7.1.6 прекратить свою деятельность, уведомив об этом руководителя волонтерской группы письменным заявлением.
7.2. Обязанности волонтера:
7.2.1 добросовестно овладеть знаниями, умениями и навыками ведения волонтерской деятельности по выбранному направлению;
7.2.2 пропагандировать здоровый образ жизни;
7.2.3 следовать цели и задачам волонтерского движения;
7.2.4 быть дисциплинированным, строго соблюдать инструкции по охране труда волонтера и указания руководителя волонтеркой группы;
7.2.5 посещать общие, организационные собрания волонтерской группы;
7.2.6 бережно относиться к историческому наследию, окружающей природной среде и животным.
Программа волонтёрского отряда «Мы рядом»
2013 -2014г.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.
В нашей деятельности мы руководствуемся следующими федеральными, областными, муниципальными и школьными законодательными актами:
Закон РФ "Об образовании";
Государственная программа "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года";
Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;
Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ.
Цели программы:
- Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
- Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи :
- Формировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
- Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения;
- Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на предоставление информации о здоровом образе жизни;
- Сформировать у педагогов школы и учащихся мотивацию к работе по профилактическим программам;
- Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
- Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
Кадровое обеспечение программы :
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, классные руководители, школьный и сельский библиотекарь, социальный педагог.
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель: Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром,
- Во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие сборы, работа с тематической литературой).
- Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)),
- В-третьих, передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:
-Беседы со специалистами.
-Групповые занятия волонтеров для учащихся.
-Изготовление плакатов, презентаций.
-Выпуск газеты.
-Оформление информационного стенда.
-Акции волонтеров.
-Листовки.
-Игры.
-Викторины.
-Спортивные мероприятия.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы:
- Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
-Овладение знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
-Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды ;
-Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете;
- Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
-Участие в акциях по здоровому образу жизни, организуемых школой, районом.
Условия для организации волонтерского движения
- Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
- Информационное обеспечение опыта работы .
Основные принципы добровольчества (волонтерства):
Каждый человек имеет право стать добровольцем и прекратить свои обязательства при необходимости.
Добровольческий труд создает возможности людям приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать свой персональный творческий потенциал и уверенность в себе.
Добровольческая деятельность дополняет, но не заменяет ответственные действия других секторов и усилия оплачиваемых работников;
Добровольцы не являются "дешевой рабочей силой", их участие в проектах, определяется их собственным добровольным желанием и личной мотивацией.
Виды добровольческой деятельности:
работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые, люди без определенных занятий и места жительства, люди с ограниченными возможностями).
работа с детьми и молодежью (в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.)
участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ
реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе.
развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.
и многое другое
Заповеди волонтеров:
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
- Будь генератором идей!
- Уважай мнение других!
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
- Обещаешь – сделай!
- Не умеешь – научись!
- Будь настойчив в достижении целей!
- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
- Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
- Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше!
- Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред!
- Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается.
- Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!”
- Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование
- День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение!
- Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” и помни, что выбор есть всегда!
Наш девиз:
"Думай, когда отвечаешь "нет" и "да"
И помни, что выбор есть всегда!"
Хочешь быть активным - буть им!
Живи ярко!
В деятельности нашей нет готовых схем,
Мы ищем решения жгучих проблем.
Право на голос волонтерство дает!
Мы все, как один, одного хотим
:Стоп курению! А здоровью - да!
Наркотикам - нет!
Насилию - нет!
Культура, право и спорт - вперед!
Календарный план
работы волонтерского отряда «Мы рядом» МОУ "Кушалинская СОШ"
на 2013-2014 уч.год
№ | Название разделов и тем | Дата | Количество часов |
1. | Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда | 4 | |
1.1. Волонтерское движение в мире и за рубежом. | 1 (игра - путешествие ) | ||
1.2. Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) | 1 (круглый стол) | ||
1.3. Права и обязанности волонтера . . Проектирование деятельности волонтерского отряда | 1 (круглый стол ,определение направлений деятельности, составление плана работы) | ||
1.4. “Адреса милосердия”. | 1 (создание базы добровольческой деятельности на основе поиска) | ||
2. | Социальная работа волонтеров | 13 | |
2.1. Поздравление педагогов-пенсионеров с днем Знаний. | 1 | ||
2.2. Изготовление поздравительных открыток к Дню пожилого человека | 1 | ||
2.3.Акция "Теплый дом" | 2 (помощь пенсионерам в уборке дров) | ||
2.4.Акция "Снежные заносы" | 2 (помощь пенсионерам в уборке снега) | ||
2.5. Задушевный разговор, невыдуманные рассказы | 3 | ||
2.5. Операция "Я- добрый волшебник!" | 1 (поздравление пенсионеров с Новым годом) | ||
2.6. Акция "Чистый дом" | 2 (уборка мусора) | ||
2.7. Акция «Георгиевская ленточка» | 1 | ||
3. | Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) | 4 | |
3.1. Дискуссия «С людьми живи в мире – с пороками сражайся» | 1 | ||
3.2.Интерактивная игра “Умей сказать – “Нет!” | 1 | ||
3.3. Этическая беседа "Будь непримирим к грубости и черствости" | 1 | ||
3.4. Творческая игра "Послание к человечеству" | 1 | ||
4. | Проект "Радуга добра" | 8 | |
-поисково-аналитический этап -исследовательский этап -презентационный этап | |||
5. | Подведение итогов работы | 1 | |
Итого часов: | 30 |
Календарный план на 2014-2015учебный год.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений | сентябрь |
2. | Составление плана работы на год | сентябрь |
3. | Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерской команды | сентябрь |
4. | Проведение акции «Запишись в спортивную секцию» | сентябрь |
5. | Участие во всероссийской акции «Кросс нации». | сентябрь |
6. | Проведение бесед среди обучающихся «Мир против наркотиков» | октябрь |
7. | “Полезные и вредные привычки” беседы о вреде курения | ноябрь |
8. | Проведение бесед совместно с классными руководителями 1-4 классов «Моё свободное время» | декабрь |
9. | Помощь в проведении мониторинга «Как я отношусь к здоровью» | январь |
10. | Создание листовки «К чему приводит токсикомания» | февраль |
11. | Беседы на тему «В здоровом теле -здоровый дух» | март |
12. | Организация и проведение конкурса рисунков на тему «Мы выбираем здоровье» | март |
13. | Организация уборки придомовой территории у подшефной бабушки. | апрель |
14. | Подготовка и участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Великой Победы. | май |
15. | Подведение итогов работы | май |
Список учащихся волонтерского отряда «Мы рядом».
- Безверхний Артём
- Демидов Никита
- Евстафьева Валерия
- Илюшов Руслан
- Лебедева Наталья
- Михайлов Иван
- Морозов Сергей
- Пирогов Никита
- Платунова Милена
- Пугачев Виталий
- Сафонов Арсений
- Сурхова Дилором
- Федорова Кристина
- Хайдарова Галаби
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
Программа волонтерского отряда "Данко"
Программа с планом работы волонтерского отряда "Данко"....
Воспитательная система класса начальной школы "Мы - рядом, мы - вместе"
Авторская разработанная воспитательная система в рамках ФГОС для реализации в начальной школе ( с 1 по 4 класс)...
Рабочая программа " волонтерского отряда "МЫ-РОССИЯНЕ"
Программа добровольческого объединения, занимающегося волонтерской деятельностью « Мы - Россияне». Срок реализации- 1 год. Возраст- 7-18лет...
Рабочая программа курса «Удивительное рядом» 4 класс.
Рабочая программа курса «Удивительное рядом» 4 класс.Цель программы: углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе «Окружающий мир»....
Программа волонтерской деятельности «Лучики Добра»
Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, предупреждение детского и подросткового травматизма, развитие волонтерского движения....