Урок вежливости
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Аверкина Галина Николаевна

Это занятие в игровой театрализованной форме позволяет ненавязчиво обобщить и систематизировать знания подростков  о культуре поведения,  вежливого и уважительного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vezhlivosti.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Этикет

Тип занятия: ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Форма занятия – театрализованное занятие с викторинами.

Цель: Обобщить и систематизировать знания подростков  о культуре поведения,  вежливого и уважительного отношения к людям.

Задачи:

1.   Вспомнить с обучающимися нормы поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

2.   На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.

3. Развитие интереса к культуре человека.  

Методы и приемы:         метод проблемного изложения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации, анализ полученного решения), игра.

Оборудование: CD-проигыватель и компакт-диск с фонограммами музыки; оформление занавеса для инсценировок; карточки с изображениями для викторины «Правила поведения за столом»;  посуда (две тарелки, две вилки, два ножа, две салфетки; призы (воздушные шары, бумажные платочки, салфетки)

ПЛАН:

1. Орг.момент (Ведущий объявляет тему занятия) – 3 мин.

2. Инсценировка произведения М.Пляцковского «Эй,ты» и обсуждение проблемной ситуации - 7 мин.

3. Викторина «Доскажи словечко» - 7 мин.

4. Инсценировка произведения В.Голявкина «Разрешите пройти» и обсуждение проблемной ситуации  - 5 мин.

5. Инсценировка рассказа В.Голявкина «Не-а»,  обсуждение  «Какая должна быть челка и почему?»- 5 мин.

6. Инсценировка рассказа А.Усачева «Вишня», обсуждение проблемной ситуации - 5 мин.

7. Викторина: «Правила поведения за столом» - 10 мин.

8. Заключительное слово ведущего – 2 мин.

Итого – 45 мин.

Х О Д      М Е Р О П Р И Я Т И Я

  1. Орг.момент – 3 мин

Педагог:

- Живя среди людей, мы постоянно общаемся с ними в различных ситуациях - на улице, в гостях, театре. Как вести себя?

- Ответить на этот вопрос мы и постараемся сегодня на нашей встрече, которая называется «Правила этикета»  или «Урок вежливости». А что же такое этикет?

(Этикет (от французского «ярлык», «этикетка») - это сложившийся в обществе порядок общения, принятые ритуалы и манеры поведения. )

Участники объединения «Страна театральных игр» показывают музыкальную композицию «Что такое этикет?»

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День Рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

(А.Усачев)

Педагог:

- Итак, этикет - это установленный порядок поведения в каком-либо обществе, в определенной среде. Владеть правилами этикета  важно, так как это поможет вам в общении в школе, в семье, в будущем на работе и сделает вас успешными.

Сегодня мы с вами посмотрим сценки-миниатюры и поиграем, и узнаем, как и где надо себя вести. А начнем мы со сценки по произведению Михаила Пляцковского «Эй, ты»…

2. Инсценировка произведения М.Пляцковского «Эй,ты» - 7 мин.

Жираф:

-Добрый день, ребята. Я – жираф-долговязик. Владелец большого универмага. Продаю разные полезные вещи. Мой магазин стоит на этой центральной улице. Но (расстроено), в последнее время покупатели заглядывают ко мне редко. И все это из-за моего соседа – Попугая. У него – скверный характер. Кто бы мимо не прошел – всех оскорбляет, над всеми подсмеивается. Вот, слышите!

(Жираф прикладывает руку к уху и наклоняется в сторону, где живет попугай. Из-за ширмы слышно, как кричит попугай)

Крик Попугая:

- Эй, ты! Крокодил! Как ты в лужу угодил!

- Эй, ты ! Носорог! Не цепляйся за порог!

- Эй, ты бегемот! Ха-ха-ха! Твой портрет в журнале мод! Ха!

Жираф:

- Ой-ой-ой! Теперь крокодил, бегемот, носорог не придут ко мне в магазин. Ведь путь к универмагу лежит через домик Попугая! (жираф качает головой и сокрушается)

- Ой-ой-ой!

Появляется на сцене попугай, увидел жирафа, расправил крылья и закричал:

- Эй, ты! Жираф! Заберись скорей под шкаф! Ха-ха-ха! Умора!

Жираф:

-  Как тебе не стыдно, попугай! Так нельзя вести себя, ты всех обижаешь.

Попугай:

- ХМ… (важно приглаживает хохолок)

Жираф размышляет вслух, обращаясь к залу:

- Что делать? Как приручить этого грубияна? Попугай всех оскорбляет, думает, что всех умнее, а на самом деле, попугай – самовлюбленный глупец!

Попугай думает, что он умнее всех, лучше всех, остроумнее всех! Но это не так!

О! Я придумал! Я подарю ему зеркало!

Жираф:

- Попугай!

Попугай:

- Что уже вылез из-под шкафа? (ха-ха-ха)

Жираф:

- Я хочу подарить тебе на День рождения хорошую, полезную вещь. Это – (сдергивает покрывало с зеркала) ЗЕРКАЛО.

Попугай схватил зеркало, стал приглаживать хохолок перед зеркалом. Повернулся то одни, то другим боком. Подошел поближе к зеркалу, отошел, посмотрел на себя в зеркало со стороны, показал язык и закричал:

Попугай:

- Эй, ты, Попугай! Сиди дома, не гуляй!

(Попугай красовался перед зеркалом и выкрикивал)

Попугай:

- Эй, ты, Попугай! Сиди дома, не гуляй!

Жираф:

- С тех пор, попугая все стали звать ЭЙТЫ.

(Попугай забрал зеркало и ушел за ширму,  продолжая  выкрикивать: - Эй, ты, Попугай! Сиди дома, не гуляй!)

Жираф:

- Попугаю понравилось смотреться в зеркало, что больше у него не было времени оскорблять прохожих и их дразнить. А мой магазин наполнился покупателями.

Педагог:

- Дети, как вы думаете, можно приветствовать людей словами «Эй,ты!»

Ответы детей. Ведущий помогает найти верные выражения (Как надо приветствовать других людей при встрече?

Варианты ответов:

Здравствуйте, доброе утро,  привет, добрый день,  добрый вечер, рад вас видеть,  приветствую вас,  салют  

Педагог:

- Мы с вами повторили прекрасные слова-приветствия!

Ребенок читает стихотворение:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! –

Солнцу и птицам.

- Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

3.Викторина «Доскажи словечко»

Педагог:

- А теперь задание: «Надо досказать словечко». Я буду читать четверостишье, а последнее слово вы должны досказать.

ВСТРЕТИВ ЗАЙКУ,ЕЖ- СОСЕД

ГОВОРИТ ЕМУ («привет»)

                                                

А ЕГО СОСЕД УШАСТЫЙ

ОТВЕЧАЕТ: «ЕЖИК, (здравствуй)»

К ОСМИНОЖКЕ КАМБАЛА

В ПОНЕДЕЛЬНИК ЗАПЛЫЛА.

А ВО ВТОРНИК НА ПРОЩАНЬЕ

ЕЙСКАЗАЛА («до свиданья»)

НЕУКЛЮЖИЙ ПЕСИК КОСТИК                        

МЫШКЕ НАСТУПИЛ НА ХВОСТИК.                        

ПОРУГАЛИСЬ БЫ ОНИ,                                

НО СКАЗАЛ ОН («извини»)                                

ЧУДНО ПЕЛ СРЕДИ ВЕТВЕЙ                                

ГОЛОСИСТЫЙ СОЛОВЕЙ,                                

И ЕМУ НА ВСЮ ДУБРАВУ                                

ВОРОБЬИ КРИЧАЛИ: («браво»)                        

ГОВОРИТ ЛИСА МАТРЕНА:

«ОТДАВАЙ МНЕ СЫР, ВОРОНА!

СЫР БОЛЬШОЙ, А ТЫ МАЛА!

ВСЕМ СКАЖУ, ЧТО НЕ ДАЛА!»

ТЫ, ЛИСА, НЕ ЖАЛУЙСЯ,

А СКАЖИ: («пожалуйста»)

НЕ ЗАБУДЬТЕ,

ЧТО НА ПРОЩАНИЕ

НУЖНО ВСЕМ ГОВОРИТЬ

«до свидания»

НУЖНО ЗНАТЬ,КАК ДВАЖДЫ ДВА,                        

ВСЕ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА                                

В ДЕНЬ, ПОЖАЛУЙ, РАЗ ДО СТА                        

ГОВОРИТЬ «пожалуйста»            

БЕГЕМОТ И СЛОН, ПОВЕРЬ,                        

НЕ ПРОЛЕЗУТ ВМЕСТЕ В ДВЕРЬ.

ТОТ, КТО ВЕЖЛЕВЕЙ, СЕЙЧАС,

СКАЖЕТ: «ТОЛЬКО (после вас)»

  1. Инсценировка произведения В.Голявкина «Разрешите пройти»

Педагог:

- Сейчас мы с вами посмотрим еще одну сценку,  по мотивам  произведения детского писателя  Виктора Голявкина «Разрешите пройти»

Мальчик лет десяти играет во дворе в мяч. Посмотрел тоскливо на окно четвертого этажа дома (вверх) и крикнул:

- Вовка, Вовка, выходи в мяч играть!... Опять не слышит! Эх,.. (вздыхает)

Мальчишка пошел к двери подъезда. В дверях стоял подросток лет десяти. Расстроенный «футболист» отталкивает от двери подростка и недовольно бурчит:

— Чего под ногами болтаешься!

Тот в ответ отталкивает «футболиста» и  выкрикивает:

- Я не болтаюсь, а друга жду!

Начинается драка, мальчишки друг друга толкают (под музыку), а со стороны к двери подъезда подходила старушка. Когда старушка поравнялась с мальчишками, сказала:

- Разрешите пройти

Мальчики расступились и пропустили старушку.

 

Педагог (подведение итогов):

-Сейчас вы посмотрели сценку. Скажите, стоило ли толкаться, чтобы пройти? Что нужно было сказать, чтобы пройти?

Педагог:

- А знаете ли вы правильный ответ на следующие вопросы? Сейчас проверим:

  1. Женщина и мужчина подошли к двери подъезда. Кто должен открыть дверь и кого надо пропустить вперед? (мужчина – открывает, женщина – проходит вперед)
  2. Кто за кем должен следовать на лестнице? (мужчина – впереди, женщина - следом)
  3. В транспорте кто кому уступает место? (молодой человек уступает место женщине, всегда уступают место пожилым людям, беременным женщинам, людям с маленькими детьми)

Педагог :

- Итак,

С детских лет должны мы знать

Древнюю науку:

Первым должен подавать старший – младшим руку

Женщины – мужчинам,

Девочки – мальчишкам…

Но при этом руку

Не трясите слишком!

И хочу совет я дать

И большим, и детям:

Нужно чисто отмывать

Руки перед этим.

Если ж кто-то стал тонуть,

Или стонет в яме…

Можно руку протянуть

Старшему и даме.

(А.Усачев)

Педагог:

- Давайте, теперь, посмотрим следующую сценку, которую приготовили наши артистып о произведению Виктора Голявкина.

5.Инценировка рассказа В.Голявкина «Не-а»

Неимоверная челка закрывает глаза мальчишке и половину носа

- Не мешает тебе челка?

- Не-а

- Меня видишь?

- Не-а

- Значит, ты даже не видишь человека, с которым разговариваешь?

- Не-а. Я изредка дую на нее, и она подпрыгивает (Скривив рот, он дунул, и челка подпрыгнула)

 -И часто дуть приходится?

- А что?

-Не устаешь?

- Не-а

- С утра до вечера дуть на свою челку, сума можно сойти!

- Зато, когда бежишь во весь дух, она сама разлетается в разные стороны

-Ну, а когда спокойно идешь?

-Тогда встряхиваешь головой в такт шагам, и челка назад отлетает

- И обратно не прилетает?

- Я вам серьезно говорю

- Но нельзя же все время трясти головой»

- Почему нельзя?

- Голова заболит от беспрерывных трясок

- Не-а

-Да и не удобно. Сзади, предположим, волосы тебе не так мешают, а за столом наверно в тарелку твоя челка попадает?

- Два раза в суп и три раза в кисель…

- Ну и как?

-Смешно

-Неужели?

-А что?

- А если читаешь, пишешь за столом, тебе челка не мешает?

- Не-а

- Как же ты с ней обходишься в это время, опять дуешь?

- Не-а.. Читаю я в кровати, а когда пишу, одной рукой челку придерживаю

-Ну и ну!

- А что?

-А телевизор когда смотришь, дуешь, держишь или головой все время трясешь?

- Тогда я высоко поднимаю головой, затылком упираюсь в стену и сверху вниз смотрю, что показывают

- И видно?

- Ну, не очень. А что?

-Тряс бы головой бы тогда и дул

-От  тряски экран мелькает. А дуть к вечеру я уже больше не могу…

-Сознался хоть…

-А что?

-М-да.. Много у тебя хлопот

- Не-а

-А что?

-Это вы меня спрашиваете?

- Не-а… Хватит с меня

Педагог:

- Объясните, пожалуйста, какой должна быть челка? (любой, какой угодно – наискосок, уголком, прямая, полукруглая ,вкусы у всех разные; показ изображений людей с различными челками и прическами, с челками, прибранными  заколками, ободками)

- Почему, волосы не должны  закрывать глаза?

(портиться зрение, не удобно при общении, в быту)

6. Инсценировка рассказа А.Усачева «Вишня»

Педагог:

- Предлагаю вам посмотреть следующую сценку «Умная собачка Соня»

Звучит музыка и звуки улицы, звуки двора

АВТОР: Как-то вечером умная собачка Соня сидела на балконе и ела вишни.

Соня произносит и сплевывает косточки с балкона вниз

СОНЯ:

- Года через два (тьфу), здесь вырастит (тьфу) вишневая роща (тьфу), и я буду (тьфу) срывать вишни прямо с балкона… (тьфу)

АВТОР: Но тут одна косточка случайно залетела за шиворот одному прохожему. Прохожий посмотрел вверх и закричал «Это что такое!»

СОНЯ:

- Ой!

Соня испугалась и спряталась за ящик (стул).Соня выглядывает из-за стула и робко посматривает вниз с балкона.

СОНЯ:

- Наверно, ему тоже хочется вишенки. Мне было бы обидно, если бы кто-нибудь ел вишни, а мне бросал только косточки…  Брошу  я ему горсточку…

Соня крадучись бросает горсть вишен

АВТОР: Прохожий поднял горсть, но есть почему-то не стал, а стал ругаться.

СОНЯ:

-Наверно, ему мало… Бошу-ка я всю миску с ягодами

Соня  бросает миску с ягодами

АВТОР:  Прохожий схватил миску и убежал

Соня обиженно произносит.

СОНЯ:  

-Фу, какой не воспитанный! Даже спасибо не сказал!

Соня сидит на балконе и продолжает есть вишню и сплевывать косточки вниз.

АВТОР: Через минуту прохожий вернулся с полицейским. А затем около них остановился еще один прохожий и , узнав, что здесь бросают вишни, тоже задрал голову и тоже стал ждать…

Соня с любопытством смотрит вниз с балкона и возмущенно произносит

СОНЯ:

- Что же они думают, что у меня их целый мешок?

Соня обиженно встала и ушла с балкона

АВТОР: Умная собачка Соня сидела теперь на кухне и  ела вишни, и думала о своей вишневой роще. Но косточки теперь сплевывала в блюдце.

7. Викторина «Правила поведения за столом»

Педагог:

- Как правильно надо кушать ягоды с косточками?

 (Ягоду съедают, а косточку аккуратно сплевывают на ложечку и затем кладут в блюдечко)

- А можно ли сбрасывать что-либо с балкона?

Педагог:

- Как правильно кушают компот?

Перед вами компот из ягод, блюдце, вилка, маленькая ложечка. Нужно выбрать необходимые для поглощения компота предметы и рассказать потом как правильно съесть компот.

(Компот не пьют, а едят ложечкой. Причем если в компоте присутствуют ягоды с косточкой, то их нужно аккуратно выплюнуть в ложечку, а затем положить на блюдце. Очень дурным тоном считается выпить компот, а затем съесть фрукты.)

Педагог:

- Выберете правильный ответ:

1.Представьте, что Вы садитесь за стол, берете с закусочной тарелки красиво сложенную салфетку и:

       А) Кладете ее рядом с тарелкой;

       Б) Кладете ее на колени;

       В) Заправляете ее за воротник.

2. Как вы будете сидеть за столом во время обеда:

       А) Будете следить за тем, чтобы руки не лежали на столе;

       Б) Положите локти на стол;

       В) Будете стараться , чтобы кисти рук лежали на столе.

3. Как поступить, если в гостях подали слишком горячий суп:

       А) Придется немного подождать, пока он остынет, а затем  начинать есть;

       Б) Подуть на суп, чтобы он быстрее остыл;
      В) Есть обжигаясь -  вы же в гостях.

Педагог:

- Оказывается, с помощью столовых приборов можно объясниться, сказать целые фразы, например: « я еще продолжу есть это блюдо, не надо его убирать со стола»

Помощники ведущего расставляют на столике тарелки, ножи, вилки.

Педагог:

- Наши отважные участники должны так положить нож и вилку, что бы сказать официанту , что не надо убирать приборы, у вас только «перерыв в еде»

 После показа участников игры, педагог показывает плакат с изображением правильного ответа:

«Перерыв в еде»  (вилка и нож облокачиваются о край тарелки таким образом, что их ручки направлены в противоположные стороны. Вилка располагается зубцами вниз, нож – лезвием к едоку).

Педагог:

- Наши отважные участники должны так положить нож и вилку, что бы сказать официанту , что «прием пищи окончен, можете  убирать приборы»

После показа участников игры, педагог показывает плакат с изображением правильного ответа:

«Еда закончена»  (нож и вилка лежат на тарелке параллельно друг другу; нож       правее, лезвием к едоку, вилка – зубцами вверх. Ручки приборов приблизительно     направлены на цифру «5» воображаемого циферблата часов).

Педагог:

- Наши отважные участники должны так положить нож и вилку, что бы сказать официанту , что «еда не понравилась». Данное положение приборов не принято употреблять в гостях, т. к. это будет не тактично, но знать об этом нужно, чтобы случайно не положить столовые приборы таким образом, и чтобы необоснованно не обидеть владельцев кафе.

После показа участников игры, педагог показывает плакат с изображением правильного ответа:

«Еда не понравилась» (вилка и нож лежат на тарелке крест-накрест. Нож располагается над вилкой, лезвием к едоку).

Педагог:

- В заключении,  еще один вопрос - «на засыпку». Реклама все назойливее пытается преподнести жвачку как «свежесть, чистое дыхание»... Когда, по-вашему, можно жевать жвачку, а когда не следует этого делать? 

(Воспитанный человек жует жевательную резинку, только оставшись наедине с самим собой. Во время общения, пребывания на людях лучше отказаться от жвачки, если вы не хотите, чтобы ваши партнеры по общению запомнили вас только жующим)

8. Заключительное слово ведущего – 2 мин.

Педагог:

- Подошла к финалу наша встреча. На «Уроке Вежливости» мы весело вспомнили правила этикета, и я надеюсь, что мы будем соблюдать нормы этикета в нашей жизни, изо дня в день и мир от этого станет еще прекраснее, добрее.

Звучит музыка: песня «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой…» из мультфильма «Фунтик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок вежливости.

Внеклассное мероприятие, которое проводилось во втором классе. Цель данного  мероприятия показать важность употребления "волшебных " слов, повторить правила поведения. Воспитывать отзывчивость, д...

Урок вежливости

Сценарий урока вежливости в 1 классе, презентация к уроку....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир"

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий  мир", 3 класс Для просмотра конспекта урока пройти по ссылке: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....

Внеклассное мероприятие на тему: "Урок вежливости. Вежливые слова"

Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливые слова"...