В гостях у дедушки Корнея.
классный час (1 класс) на тему

В гостях у дедушки Корнея.Классный час посвящённый творчеству и биографии К. Чуковского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по чтению, посвященное  творчеству           К.И.Чуковского  в 1 – ж  классе

 Камышникова Н. Ю.

учитель начальных классов

МБОУ лицей №4 г.Данкова

Цели:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
  • Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя;
  • Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как к источнику  содержательного и занимательного проведения досуга;
  • Развитие   творческих способностей учащихся.

Оформление и оборудование: портрет писателя, грамзаписи произведений К.И.Чуковского в исполнении автора, костюмы для инсценировки сказки   «Айболит», «Федорино горе», атрибуты для сценок, выставка книг писателя.

                        Ход занятия:

Учитель:  Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в «Литературную гостиную», посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.

Ученик:

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?

Учитель: Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому  поэт Валентин Берестов.

Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского

- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке     Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме.   Его знали не только все дети поселка, но и  все маленькие жители всей нашей страны и за ее рубежами. В этом поселке есть терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Целый день   звенят в нем детские голоса. Здесь происходят интересные встречи с писателями, учеными. Вы,наверно, догадались, что это детская библиотека. А создал ее К.И.Чуковский.

        Каким он казался им великанам, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки.

- С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы,     но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют  своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»… Стихи Корнея Ивановича воспитывают        способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Послушаем некоторые из них.

Дети читают наизусть стихотворения «Поросенок»,

Полосатые котята

Ползают, пищат.

Любит, любит наша Тата

Маленьких котят.

Но всего милее Татеньке

Не котёнок полосатенький,

Не утёнок,

Не цыплёнок,

А курносый поросёнок

 «Радость»

 Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.

Рады, рады, рады Тёмные осины,
И на них от радости Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака И не град,
То посыпался из облака Виноград.

И вороны над полями Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами, Лысые - кудрявыми.

Даже мельница - и та Заплясала у моста.

Так бегите же за мною На зелёные луга,
Где над синею рекою Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся, Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге На салазках, на коньках!

 «Бутерброд».

Как у наших ворот За горою 
Жил да был бутерброд С колбасою. 

Захотелось ему Прогуляться, 
На траве-мураве Поваляться. 

И сманил он с собой На прогулку 
Краснощёкую сдобную Булку. 
Но чайные чашки в печали, 
Стуча и бренча, закричали: 
«Бутерброд, Сумасброд, 
Не ходи из ворот,

 А пойдёшь — Пропадёшь, 
Муре в рот попадёшь! 

Учитель:  А сейчас я постараюсь понять, насколько хорошо вы знакомы с произведениями К.И.Чуковского. Узнайте, из какого произведения отрывок.

Рано утром на рассвете                А потом позвонили цапли:

Умываются мышата.                        - Пришлите, пожалуйста, капли:

И котята, и утята,                        Мы лягушками нынче объелись,

И жучки, и паучки.                        И у нас животы разболелись.

Ты один не умывался                                ( Телефон)

И Грязнулею остался,                

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

( Мойдодыр).

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

(Тараканище)

Учитель: Родился писатель в 1882 году в Петербурге. Корней – это  не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал и имя, и фамилию, и получилось  Корней Чуковский.

        Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»

Дети отгадывают загадки:

Был белый дом,                                Мудрец в нем видел мудреца,

Чудесный дом,                                Глупец – глупца,

И что-то застучало в нем.                Баран – барана,

И он разбился, и оттуда                Овцу в нем видела овца,

Живое выбежало чудо –                 И обезьяну – обезьяна.

Такое теплое, такое                        Но вот подвели к нему

Пушистое и золотое.                         Федю Баратова,

(Яйцо и цыпленок)                        И Федя неряху увидел лохматого.

                                                        (Зеркало)

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

     (Расческа)

Учитель:  Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.

        Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

         А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела  в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо,надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам!

        Так родился на свет «Мойдодыр».

Просмотр отрывка из м/ф «Мойдодыр»

Учитель:  К.И.Чуковский вспоминал:

«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

- О если я утону,

   Если пойду ко дну…

Вы, наверное, догадались из какого произведения эти строки?

Прослушивание отрывка из  сказки «Айболит»

Учитель: А сейчас поиграем. У меня в коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:

телефон – У меня зазвонил телефон … («Телефон»)

воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде А за ним комарики на воздушном шарике… («Тараканище)

мыло – Вот и мыло подскочило .. («Мойдодыр»)

блюдце – А за ними блюдца… («Федорино горе»)

калоша – Пришли мне дюжину новых калош… («Телефон»)

термометр – И ставит и ставит им градусники… («Айболит»)

Учитель: Однажды Корней Иванович часа три лепил из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины  были тяжелыми, и их приходилось придерживать.Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».

Чтение отрывка  из сказки «Федорино горе».

Скачет сито по полям, 
А корыто по лугам. 
За лопатою метла 
Вдоль по улице пошла. 
Топоры-то, топоры 
Так и сыплются с горы. 
Испугалася коза, 

Растопырила глаза: 
"Что такое? Почему? 
Ничего я не пойму". 
Но, как чёрная железная нога, 

Побежала, поскакала кочерга. 
И помчалися по улице ножи: 
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!" 
И кастрюля на бегу 
Закричала утюгу: 
"Я бегу, бегу, бегу, 
Удержаться не могу!" 
Вот и чайник за кофейником бежит, 
Тараторит, тараторит, дребезжит... 
Утюги бегут покрякивают, 
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца – 
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! 
Вдоль по улице несутся - 
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! 
На стаканы - дзынь!- натыкаются, 
И стаканы - дзынь!- разбиваются. 
И бежит, бренчит, стучит сковорода: 
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?" 
А за нею вилки, 
Рюмки да бутылки, 
Чашки да ложки 
Скачут по дорожке. 
Из окошка вывалился стол 
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл... 
А на нём, а на нём, 
Как на лошади верхом, 
Самоварище сидит 
И товарищам кричит: 
"Уходите, бегите, спасайтеся!" 
И в железную трубу: 
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!" 

Учитель: Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать   себя бесстрашным участником воображаемых   битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится  каждая строчка стихов Корнея Ивановича.

Итак, мы еще раз убедились, что К.И.Чуковский – замечательный сказочник. Но Чуковский – прекрасный переводчик. Послушайте стихотворение в переводе Корнея Ивановича.

Дети читают          английские народные песенки «Храбрецы»

Наши-то портные

Храбрые какие:

"Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!"

А как вышли за калитку

Да увидели улитку -

Испугалися,

Разбежалися!

Вот они какие,

Храбрые портные!

 «Курица»,

Курица-красавица
У меня жила.
Ах, какая умная
Курица была!
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Сладкие, румяные
Пекла мне пироги.

Слушают «Скрюченная  песня».

Ребятам демонстрируются книги К. Чуковского

Ираклий Андронников писал, что «талант   у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у дедушки Корнея Ивановича Чуковского

Познавательная игра, посвящённая 130 летию К. И. Чуковскому...

презентация к Викторине "В гостях у дедушки Корнея"

турнир - викторина сопровождается показом слайдов для более полного восприятия материала....

Внеклассное чтение "В гостях у дедушки Корнея"

Цель:   - продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского   Задачи: - дальнейшее углубление знаний о творчестве К.И.Чуковского; - познакомить учащихся с особенностями языка произведе...

Литературный КВН В гостях у дедушки Корнея.

Цели:В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании произведений К.И. ЧуковскогоСпособствовать развитию коммуникативных умений детей и родителей в совместной деятельностиРа...

Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Корнея".

Как привить ребенку любовь к чтению волнует как учителей, так и родителей. Внеклассные мероприятия по произведениям детских писателей во многом этому способствуют....

Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"

Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации...

Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Корнея" для 2 класса.

Знакомсво с творчеством Корнея Ивановича Чуковского....