В гостях у дедушки Корнея.
классный час (1 класс) на тему
В гостях у дедушки Корнея.Классный час посвящённый творчеству и биографии К. Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_vgostyah_u_dedushki_koorneya.docx | 25.84 КБ |
predmety_iz_proizvedeniy_chukovskogo.ppt | 272 КБ |
risunki.rar | 1005.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по чтению, посвященное творчеству К.И.Чуковского в 1 – ж классе
Камышникова Н. Ю.
учитель начальных классов
МБОУ лицей №4 г.Данкова
Цели:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
- Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя;
- Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
- Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление и оборудование: портрет писателя, грамзаписи произведений К.И.Чуковского в исполнении автора, костюмы для инсценировки сказки «Айболит», «Федорино горе», атрибуты для сценок, выставка книг писателя.
Ход занятия:
Учитель: Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в «Литературную гостиную», посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.
Ученик:
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
Учитель: Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители всей нашей страны и за ее рубежами. В этом поселке есть терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Целый день звенят в нем детские голоса. Здесь происходят интересные встречи с писателями, учеными. Вы,наверно, догадались, что это детская библиотека. А создал ее К.И.Чуковский.
Каким он казался им великанам, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки.
- С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»… Стихи Корнея Ивановича воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Послушаем некоторые из них.
Дети читают наизусть стихотворения «Поросенок»,
Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Тата
Маленьких котят.
Но всего милее Татеньке
Не котёнок полосатенький,
Не утёнок,
Не цыплёнок,
А курносый поросёнок
«Радость»
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады Тёмные осины,
И на них от радости Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака И не град,
То посыпался из облака Виноград.
И вороны над полями Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами, Лысые - кудрявыми.
Даже мельница - и та Заплясала у моста.
Так бегите же за мною На зелёные луга,
Где над синею рекою Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вскарабкаемся, Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге На салазках, на коньках!
«Бутерброд».
Как у наших ворот За горою
Жил да был бутерброд С колбасою.
Захотелось ему Прогуляться,
На траве-мураве Поваляться.
И сманил он с собой На прогулку
Краснощёкую сдобную Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
«Бутерброд, Сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдёшь — Пропадёшь,
Муре в рот попадёшь!
Учитель: А сейчас я постараюсь понять, насколько хорошо вы знакомы с произведениями К.И.Чуковского. Узнайте, из какого произведения отрывок.
Рано утром на рассвете А потом позвонили цапли:
Умываются мышата. - Пришлите, пожалуйста, капли:
И котята, и утята, Мы лягушками нынче объелись,
И жучки, и паучки. И у нас животы разболелись.
Ты один не умывался ( Телефон)
И Грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.
( Мойдодыр).
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
(Тараканище)
Учитель: Родился писатель в 1882 году в Петербурге. Корней – это не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал и имя, и фамилию, и получилось Корней Чуковский.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»
Дети отгадывают загадки:
Был белый дом, Мудрец в нем видел мудреца,
Чудесный дом, Глупец – глупца,
И что-то застучало в нем. Баран – барана,
И он разбился, и оттуда Овцу в нем видела овца,
Живое выбежало чудо – И обезьяну – обезьяна.
Такое теплое, такое Но вот подвели к нему
Пушистое и золотое. Федю Баратова,
(Яйцо и цыпленок) И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)
Учитель: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо,надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
Просмотр отрывка из м/ф «Мойдодыр»
Учитель: К.И.Чуковский вспоминал:
«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
- О если я утону,
Если пойду ко дну…
Вы, наверное, догадались из какого произведения эти строки?
Прослушивание отрывка из сказки «Айболит»
Учитель: А сейчас поиграем. У меня в коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:
телефон – У меня зазвонил телефон … («Телефон»)
воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде А за ним комарики на воздушном шарике… («Тараканище)
мыло – Вот и мыло подскочило .. («Мойдодыр»)
блюдце – А за ними блюдца… («Федорино горе»)
калоша – Пришли мне дюжину новых калош… («Телефон»)
термометр – И ставит и ставит им градусники… («Айболит»)
Учитель: Однажды Корней Иванович часа три лепил из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать.Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».
Чтение отрывка из сказки «Федорино горе».
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"
И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!"
Учитель: Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича.
Итак, мы еще раз убедились, что К.И.Чуковский – замечательный сказочник. Но Чуковский – прекрасный переводчик. Послушайте стихотворение в переводе Корнея Ивановича.
Дети читают английские народные песенки «Храбрецы»
Наши-то портные
Храбрые какие:
"Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!"
А как вышли за калитку
Да увидели улитку -
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
«Курица»,
Курица-красавица
У меня жила.
Ах, какая умная
Курица была!
Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Сладкие, румяные
Пекла мне пироги.
Слушают «Скрюченная песня».
Ребятам демонстрируются книги К. Чуковского
Ираклий Андронников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у дедушки Корнея Ивановича Чуковского
Познавательная игра, посвящённая 130 летию К. И. Чуковскому...
презентация к Викторине "В гостях у дедушки Корнея"
турнир - викторина сопровождается показом слайдов для более полного восприятия материала....
Внеклассное чтение "В гостях у дедушки Корнея"
Цель: - продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского Задачи: - дальнейшее углубление знаний о творчестве К.И.Чуковского; - познакомить учащихся с особенностями языка произведе...
Литературный КВН В гостях у дедушки Корнея.
Цели:В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании произведений К.И. ЧуковскогоСпособствовать развитию коммуникативных умений детей и родителей в совместной деятельностиРа...
Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Корнея".
Как привить ребенку любовь к чтению волнует как учителей, так и родителей. Внеклассные мероприятия по произведениям детских писателей во многом этому способствуют....
Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"
Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации...
Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Корнея" для 2 класса.
Знакомсво с творчеством Корнея Ивановича Чуковского....