Классный час "Какой я?"
методическая разработка (4 класс) на тему

Труфанова Ирина Юрьевна

Цели: открыть учащимся путь к их  собственному "Я",

           стимулировать интеллектуальную и духовную деятельность,

           воспитание чувства толерантности, способствовать развитию

           самовыражения, саморегуляции, самоопределения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_kakoy_ya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                         

Классный час в 4 классе «Какой я?»

Цели: открыть учащимся путь к их  собственному "Я",

           стимулировать интеллектуальную и духовную деятельность,

           воспитание чувства толерантности, способствовать развитию

           самовыражения, саморегуляции, самоопределения

Оборудование:

          1. Аудиозапись песни  "Дорога добра" (сл.Энтина, муз.

           Минкова).

          2. Индивидуальные карточки-деревья  для  "посадки"леса      

               Дружбы.                

          3. Индивидуальные карточки - сердечки для рефлексии.

          4. На доске пословица «Дерево сильно корнями,

              а  человек друзьями» .

         

   

Ход занятия

 1.Организационный момент.

 - Добрый день! У нас сегодня не совсем обычное занятие в "Школе нравственности.

   Живут на свете люди: старые, молодые, взрослые и маленькие. Живут, работают, учатся и играют. И вдруг настает момент, когда человек задумывается о самом себе "Какой я?" Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый.  Это произошло с героем стихотворения А.Барто "В зеркале".

Не смотрюсь я в зеркала,              Стал в зеркало посматривать

Поважнее есть дела!                      Я вечером и днем.

Я не красавец, средний рост,        Но каждый раз по-разному

Обыкновенный парень:                 Себя я вижу в нем.

Обычный нос, обычный рот,         Хромую кошку приласкал

Глаза какие? Карие…                     Случайно на бульваре,

В хоккей играл я во дворе,             Иду домой мимо зеркал -

Столкнулся со старушкой,             Смотрю: красивый парень!

Ну что ж, случается в игре -          Нет, отражают зеркала

Ее задел я клюшкой.                       Не только наши лица -

Взялась ругать старушка                И наши мысли и дела

Все наше поколенье ,                      В них могут отразиться.

Я спорил со старушкой

До белого каленья.

Она словцо, и я словцо-

Война у нас в разгаре.

Вдруг вижу в зеркале лицо:

Сердитый, злющий парень!

Несли к соседям зеркало,

И вот средь бела дня

ОНО так исковеркало меня!

-  "Обычный парень"… Как хорошо, что он стал вовремя присматриваться к себе!  

Говорят, человек есть тайна. И не только для окружающих, но и для самого себя. Сегодня мы попытаемся приоткрыть эту тайну.

На карточках перечислены качества человека. Подчеркните только те, которые свойственны  хорошему человеку: сострадание, взаимопонимание, злорадство, жадность, терпение, внимание, грубость, уважение, равнодушие, умение прощать, щедрость, зависть, верность, отзывчивость, доброта.

Сколькими замечательными качествами обладает хороший человек! Сегодня мы поговорим о некоторых из них и постараемся разобраться  и ответить на вопрос "Какой я?"

  Никто не знает нас лучше нас самих. Мы знаем свои  лучшие стороны и то, что мы умеет делать хорошо. Давайте расскажем друг другу об этом с помощью игры

 У вас на парте есть карточки- маленькие сердечки.  Мы будем закрашивать их, если в вашем сердце  найдется хоть частичка  сострадания, внимания, заботы, отзывчивости, ДОБРОТЫ

2.Решение нравственных задач:

Задача 1. Зонтичная педагогика.

 Если бы в ваших руках оказался не просто зонтик от дождя или солнца, он бы оказался волшебным, как бы вы его использовали, какие добрые дела вы совершили бы, кого защитили бы.  ( дети высказывают свои варианты ответов)

  А давайте подумаем, разве нужен на самом деле волшебный зонтик или какая-то волшебная сила  для того, чтобы помочь слабым, больным. Добрые дела делаются открыто, самостоятельно, без требования вознаграждения. Трудности, слабости преодолимы без волшебства. Хочешь быть сильным, способным на добрые поступки, станешь им.

   Вот и приоткрылась первая завеса над вашей тайной, вы узнали, на что способны. Закрасьте, пожалуйста, в своей карточке-сердечке частичку заботы, сердечности, ДОБРОТЫ.

Задача 2.  Разыгрывается сценка.

                Кто кого ударил первый?

                Он меня!            Нет, он меня!

                Кто кого обидел первый?

                Он меня!            Нет он меня!

                Вы же раньше так дружили!

                Я дружил!          И я дружил!

                 Что же вы не поделили?

                 Я забыл!            И я забыл!

О чем напомнила вам эта сценка? Даже если вы поссорились, допустили грубость, нужно одному уметь извиниться, а другому уметь  простить, нужно быть добрым и милосердным.

Подумайте, есть ли в вашем сердце частичка ДОБРОТЫ, умения прощать, не держать обиду и зло, закрасьте ее.

          Задача 3. Игра "Что такое хорошо и что такое плохо"

        Скажите, пожалуйста, жадность - это хорошо или плохо?

 А  некоторые считают, что жадный - это бережливый, это

                хорошо.

Жадный - это хорошо.                    Жадный - это плохо.

 (учитель)                                                 (дети)

Все остается у тебя.                        Жадность делает человека злым.

Мне больше достанется.                 Жадность вредит здоровью.

Ничего не надо никому давать.      С жадным никто не будет  

                                                            дружить.А без друзей плохо.

Не надо ни с кем делиться,            С жадиной общаться неинтересно

другие завидуют, что у тебя           жадина никогда ни с кем не

все есть.                                             делится.

                                 Ученик читает стихотворение:

Жадные!                                    Поднимите хотя бы пальчики!

Поднимите руки!                      Сколько жадных?

Жадные, жадины и жадюги!    Надо же знать!

 Нету рук….                                Пять? Двадцать пять?

 Вдруг жадных не стало.           Или сто двадцать пять?

 Как не бывало,                           Сколько жадных?

Ну хоть бы мало,                        Смотрим тщательно,

Две-три штуки!                           Жадных нет?

Поднимите руки,                         Замечательно!

Жадные девочки,

- Конечно, у жадных всего много, но даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет, ведь у жадных нет друзей. Когда делишься, доставляешь радость другому человеку и сам получаешь удовольствие.                                                    

   И еще одна тайна вашего сердца раскрыта. Закрасьте в сердечке- карточке частичку  вашей щедрости , бескорыстия и ДОБРОТЫ.

 Задача 4.      Игра   " Подари добрые слова"

    - Ребята, а что вам нравится больше: когда вы слышите в свой адрес добрые или сердитые слова?

    А вы умеете говорить друг другу добрые слова?

    А замечали ли вы когда-нибудь, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам или старшим, тем больше друзей среди них появляется у вас? Вспомните, как часто вы говорите ДОБРЫЕ, приятные слова друзьям, радуетесь их успехам.

    Заметьте, не льстивые, какие говорила Ворона Лисице в басне Крылова, а именно добрые, ведь в каждом человеке обязательно есть что-то   хорошее. Давайте встанем в круг  и своими теплыми ладошками подарим ДОБРЫЕ слова друг другу.

(Дети друг другу говорят комплименты)

     - А теперь садитесь и закрасьте еще одну маленькую частичку вашего сердца - умение говорить добрые слова друг другу.

Задача 5.    

 Ребята, скажите, пожалуйста, чем может быть богат  человек?  (умом, здоровьем, друзьями).

 -Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

 - Друзья познаются в беде или  радости?

 - А  есть ли у вас друзья?

 - Сейчас мы это проверим. Ваша задача - нарисовать у

               дерева столько корней, сколько у вас друзей.

                                           Дети рисуют

                                          "Дерево дружбы"

                   (готовые рисунки прикрепляются на доску)

- Есть очень верная,  мудрая пословица "Дерево сильно корнями, а

человек ….. друзьями". И, судя по вашим рисункам, у нас теперь получился целый лес  дружбы.

   - Что друзья могут делать вместе? (играть, работать,   учиться, отдыхать, смеяться, разговаривать, молчать).

  - Вот о такой дружбе послушайте  стихотворение:

Что такое дружба?

Каждый знает

Может быть и спрашивать смешно.

Слово "дружба" что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Паша  стены разукрасил,

А Илья все видел и молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: "Вы не в школе?"

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба-это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба? Каждый знает!

Может быть и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает это слово?

Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду рассказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг!

Дружба в радости и дружба в горе,

Друг последнее всегда отдаст.

Друг- не тот, кто льстит,

А тот, кто  спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на Земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.
      Дружба- это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Итак, дружба может быть настоящей только тогда, когда друзья внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения. Если  в вашем   ДОБРОМ сердце есть  хотя бы частичка этих качеств, закрасьте это в своем сердечке-карточке.

3. Рефлексия:

-  Сегодня мы постарались разобраться в самих себя и ответить на вопросы:                 «Какой я?»,      «Какое у меня сердце?»

    - Покажите модели своих сердец.

    - Какими качествами обладают ваши сердца?

                 (Мое сердце доброе, заботливое, внимательное.

                   Мое доброе сердце умеет прощать.

                   Мое сердце щедрое, доброе

                   Я  умею сказать другу хорошие, добрые слова.

                   Я настоящий друг, у меня много хороших, добрых, друзей.)

- Скажите, каким словом можно объединить все эти  замечательные качества , какое  слово чаще всего повторялось сегодня на нашем занятии?    Это ДОБРОТА. Правильно,  ДОБРОЕ сердце всегда подскажет вам как поступить, что сказать. Люди издавна ценили доброту как главное качество личности .

Со словами замечательного стихотворения мы закончим наш классный час:

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если станем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

А сейчас приглашаю всех вместе исполнить песню   "Дорога добра".

                                 

                                                           

                                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...