Технология проблемного обучения
методическая разработка на тему
Технология проблемного обучения - экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16._eksperimentirovanie.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Экспериментирование – это исследовательская деятельность.
На сегодняшний день существует 6 основных подходов к организации обучения:
- Синеритический подход.
Используется меньше в отечественной педагогике, больше на западе.
Синергетика – хаос – свободное воспитание, самостоятельное воспитание.
- Теория активного обучения.
- Развивающее обучение.
- Проблемное обучение.
Активное взаимодействие с окружающей средой (сенсорный опыт – через руки) + создание проблемных ситуаций.
- Модульное обучение
(Реализуется в средней и высшей системах образование)
Инвариантный набор знаний (обязательный для всех) + дополнительный и + вариативный (на выбор)
- Акмеологический подход.
Акмеология –наука
Используется в системе повышения квалификации взрослых. Обучение с
учетом возрастных особенностей.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и самостоятельное их разрешение ребенком.
Основная цель проблемного обучения не формирование знаний, умений и навыков, а формирование познавательной активности.
Необходимо создать проблемную ситуацию, а сделать вывод должны дети.
Основные показатели познавательной активности:
- Интерес
- Самостоятельность в организации
- Умение задавать вопросы по теме (когда вопросов нет, то познавательная активность не высокая)
- Умение замечать ошибки свои и других
- Умение выдвигать новую задачу (т.е. самому создать новую проблемную ситуацию)
- Способность использовать знания самостоятельно
Тест
на выявление сформированности познавательной активности
(для старших дошкольников)
Можно в среднем возрасте в конце года.
Задание: Детям предлагается разделить бумажный круг на 3 части (индивидуально)
Инструкция: Раздели круг на 3 части.
Низкий уровень: Ребенок не задаст вопроса, сразу включится в деятельность и методом «тыка» начнет действовать.
Средний уровень: Ребенок начал задавать вопросы (разные)
Тогда педагог предлагает: давайте подумаем, как это сделать?
Когда пойдет обсуждение, необходимо обсудить как разделить на 3 равные части. Те, кто догадаются как это сделать – высокий уровень.
На столе должны лежать предметы, которые помогут: циркуль, линейка.
Высокий уровень: Ребенок самостоятельно или с помощью подсказки сообразил, додумался как выполнить задание.
Виды проблемных ситуаций.
Познавательная активность детей зависит от познавательной активности взрослого.
- Сначала должны быть спонтанные не целевые ситуации (звук, шум, упал какой-либо предмет и т.п.)
А) Ребенок во время прогулки видит паука – это производит на него огромное впечатление. Необходимо заметить эту ситуацию и отреагировать. О чем можно поговорить?: кто это? Что делает? Можно вспомнить стихи, загадки и т.п.
Б) Во время занятия распахивается окно и ветер сдувает со столов какие-либо дидактические пособия. (если занятие по математике – можно измерить как далеко улетели предметы, посчитать сколько и т.п.)
В) Ребенок постоянно хочет слушать какую-либо песню. Задача педагога включиться и поговорить, узнать почему нравится.
Чем больше мы будем обращать внимание на какие-либо вещи, которые интересуют ребенка, тем больше у него будет интерес. (т.е. возникает очаг)
Г) У ребенка есть любимая сказка, которую он просит читать постоянно.
Основой экспериментирования является не целевая ситуация, т.е. умение педагога увидеть то, что интересует ребенка.
- Целевые проблемные ситуации.
1 вариант:
Подвести к противоречию и предложить самостоятельно найти решение.
Это ситуация: чем лучше, тем хуже; чем больше, тем меньше.
2 вариант:
Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос: что в этом хорошего, что плохого.
3 вариант:
Рассматривание явления с позиции людей разных профессий.
4 вариант:
Учим сравнивать, обобщать, классифицировать: все что… (чем необычнее классификация, тем лучше)
5 вариант:
Постановка проблемной задачи с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными (задачи на сообразительность, на смекалку) и с заведомыми ошибками, с ограничением времени выполнения задания.
Игры на развитие сенсорных представлений ребенка.
- Чудесный мешочек
- «Волшебный город» (конец младшей группы)
Цель: развитие наблюдательности (доска с магнитами); формирование сенсорных представлений ребенка; развитие сенсорных каналов (зрение, тактильный, обоняние, слух)
Методика: игра длится min – 5 дней (5 анализаторов)
Используется лист бумаги большого формата или наращивать
Закрепить лучше не на доске, а в зоне территории детей.
1 день
Найти все, что соответствует какому-либо признаку.
Чем больше найдем, тем быстрее построим город.
Если ты хочешь что-то увидеть, посмотри вокруг.
Самый простой вариант: Кто, что увидит, то и называет.
Усложнение: все круглое, все красное.
В старшей группе: круглое-большое-красное
Условные обозначения: + , I , I
Самая простая задача: ищем все, что вокруг нас.
На другой день (слуховой канал) и т.д.
Услышать все, что вокруг тебя (можно на прогулке)
Дальше может сам ребенок рисовать
В последний день – обобщение:
Обыграть то, что получилось, украсить и т.д.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ.
Занятие является итоговой формой работы с детьми.
Сначала идет совместная деятельность (показ вариантов опытов и экспериментов), затем самостоятельная деятельность детей (предметы остаются в группе) и только потом организация занятия как обобщения.
В экспериментировании важно не количество опытов, а качество рассмотрения проблемы. Лучше рассмотреть одно явление с разных точек зрения, чем разные явления, но только с одной точки зрения.
Например: Влияние воды на жизнь растений
- Разная вода по разному влияет на рост растений (по количественному состоянию, чистая, грязная)
- Комплекс факторов, влияющих на жизнь растения (вода + воздух;+ тепло)
- Влияние воды на жизнь растений, разных условий произрастания.
Для проведения занятия необходимо провести min 3 варианта.
Структура занятия.
- Предварительная работа.
- совместная деятельность с детьми, чтение литературы.
- Эвристическая беседа: вспомнить о том, что было (не рассказать, а восстановить в памяти с помощью вопросов) – либо до занятия, либо 5 мин. на занятии.
- Тренинг
- игры
Необходимо учитывать особенности восприятия:
Глаза
Рассмотреть 3 предмета и запомнить, а вопрос задать о предмете, который посередине.
- Постановка проблемной ситуации.
- Самостоятельная деятельность детей.
Это большая часть времени, отведенная на занятии.
- Обсуждение, обобщение. Теория вопроса.
- Фиксация результатов опыта (пиктограммы, самоделки, фотоматериалы)
Игра «Рассуждалки»
Варианты проблемных вопросов:
- Елка – это дерево? (потому что…)
- Имеет ли воздух вес?
- Что такое мыльный пузырь?
- Может ли человек (животное, растение) долго находиться без воздуха?
- Что такое ветер?
- Дым – это воздух?
- Почему появляется иней на стеклах?
- Как сделать туман в своей комнате?
- Когда быстрее сохнет мокрое белье?
- Почему двигаются облака по небу?
- Чем растениям помогает ветер?
- Когда от ветра польза, а когда вред?
- Как сделать ветер?
- Почему не замерзают под снегом растения?
- Зачем размешивают ложкой соль и сахар?
- Какая вода называется минеральной?
- Почему вода в реках имеет разный цвет?
- Как можно объяснить пословицу: «Вода всему голова»?
- В море впадает много рек. Почему же оно не переполняется и не заливает сушу?
- Для чего в крышках чайника делают отверстия?
- Почему летом после дождя легче дышится?
- Гриб - это растение?
- Что такое Африка?
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
- Центр науки (отдельное помещение)
- Место для постоянной выставки (мини-музей: коллекция минералов и т.д.)
- Место для приборов, отдельные столы (одноместные)
- Место для выращивания растений
- Место для хранения материалов
- Место для проведения опытов
- Место для неструктурированных материалов (глина, песок, вода)
- В группе
Зона экспериментирования включает 2 части:
1часть: Зона сенсорных и перцептивных действий (доминирует в младшей группе)
- Бусины, пуговицы (найти нетрадиционный способ использования)
- Веревки, шнурки, тесьма, нитки
- Пластиковые бутылочки разного размера
- Разные прищепки из разного материала
- Камешки разного размера
- Семена фасоли, бобов, гороха, семечки, крупы
- Косточки, скорлупа орехов
- Спилы дерева разных пород
- Винтики, гайки, шурупы
- Пух и перья
- Пробки разноцветные
- Упаковки от киндер-сюрпризов
- Вода и пищевые красители
- Бумага разного сорта, ткань разной фактуры, материалы
- Песок и глина
- Фотобумага, фотопленка
- Разные резинки
- Игры-Монтессори
2 часть: Зона опытов и экспериментов (доминирует в старшей группе)
- Мерные ложки разного размера, материала
- Сито и воронки
- Резиновые груши разного размера
- Упаковки контейнеров от яиц, из-под конфет, из-под мыльниц
- Резиновые и пластиковые перчатки
- Пипетки с закругленными концами
- Шприцы без игл
- Резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктелей
- Прихватки, пинцеты с закругленными концами
- Увеличительные стекла, микроскопы, спиртовки, пробирки
- Портновский метр, рулетка, линейка
- Свечки, подсвечники
- Часы разнообразные, календари
- Степлеры, дыроколы
- Магниты, фартучки, нарукавники
- Щеточки, савочки
- Бумага для записи
Классификация методов.
- Проблемный вопрос.
(Например: Зачем у кошки мягкие лапки?)
Что выше прыгнет: деревянный кубик или резиновый мячик?
- Давай проверим? – это превращает проблемный вопрос в эксперимент.
- Опыт. (например: Как можно узнать, что растворено в стакане: соль или сахар?)
Содержание исследовательской деятельности детей в «Программе воспитания и обучения в детском саду»
Младший дошкольный возраст (4-ый год жизни)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования элементарных обследовательских действий детей, педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
- Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию(ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и пр.) (дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы(шуба – пальто, чай – кофе, туфли – босоножки) (дидактическая игра типа «Не ошибись»)
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?)
- Активное использование опыта практической деятельности, игрового опыта детей (Почему песок не рассыпается?)
Основное содержание «исследований», производимых детьми предполагает формирование у них следующих представлений:
- О материалах – глина, бумага, ткань, дерево.
- О природных явлениях – ветер, снегопад, солнце (игры с ветром, со снегом).
- О мире растений
- способы выращивания растений (из семени, листа, луковицы);
- проращивание растений (гороха, бобов, семян, цветов).
- О способах исследования объектов
- как заварить чай
- как сделать салат
- как сварить суп
- Об эталоне – «1 минута»
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки свойства явления или объекта природы (цвета, формы, величины): мнется, ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твердый – теплый).
Средний дошкольный возраст (5-ый год жизни)
Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования являются:
- Активное исследование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?)
- Группировка объектов по функциональным признакам (обувь, посуда) (Для чего она необходима? С какой целью используется?)
- Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда: чайная – столовая)
Основное содержание «исследований», проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
- О материалах – глина, дерево, ткань, бумага, металл.
- О природных явлениях – явлениях погоды и объектов неживой природы (песок, снег, лед: игры с цветными льдинками).
- О мире растений – овощи – фрукты, условия необходимые для роста и развития растения (свет, влага, тепло).
- О предметном мире – игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого детей знакомят с этимологией (происхождением) слов (таких как: сахарница, мыльница и т.д.)
Активно в этом возрасте используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма и т.д.).
Старший дошкольный возраст (6 и 7 год жизни)
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования являются:
- Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой деятельности: Как быстрее построить прочный дом для кукол?)
- Классификация на основе сравнения по: длине (чулки – носки), форме (шарф –платок – косынка), цвету – орнаменту (чашки – разноцветные и т.д.), материалу (платье шелковое, шерстяное), плотности, фактуре и др. («Кто назовет больше качеств (свойств)?»)
Основное содержание «исследований», проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
- О материалах – ткань, бумага, стекло, Фарфор, пластик, металл, керамика, поролон.
- О природных явлениях – явлениях погоды, круговорот воды в природе, движение солнца и снега, времени (сутки, день – ночь), снегопад.
- С агрегатными состояниями воды – вода – основа жизни; как образуется град – снег – лед – иней – дождь – роса – туман – радуга; рассматривание снежинок (в лупу).
- О мире растений – об особенностях поверхности овощей – фруктов, а также, форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений, цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
- О предметном мире – родовые – видовые признаки (транспорт – грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и т.д.)
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого детей знакомят с этимологией слов (словообразования; сахарница – хлебница); с омонимами (ключ – многозначность слова); синонимами (красивый, прекрасный, чудесный); антонимами (легкий – тяжелый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).
Примерная тематика элементарных опытов и вариантов игр-экспериментирований в дошкольном возрасте
ОПЫТЫ
Средний дошкольный возраст:
- Как рыба в воде (тонет, не тонет).
- Животные (определить обоняние у кошки, слух у кошки и собаки).
- Растения (выбрать среду для посадки).
- Камни (разбор по величине, по однородности составов).
- Превращение воды в лед и обратно.
- Защитные свойства снега.
- Посадка лука в различную почву.
Старший дошкольный возраст:
- Опыт с почвой, песком.
- Маленькие айсберги.
- Замораживаем почву.
- Как обнаружить ветер?
- Почему дует ветер?
- Воздух вокруг нас.
- Свойства воздуха.
- Испытание магнитом.
- Извержение вулкана.
- Фонтан из бутылки (нагретый воздух).
- Плавающие монеты.
- Гром и молния.
- Смена времен суток, года.
- Круговорот воды в природе.
- Опыты с растениями (посадка в различные растворы, выбор почвы).
Формы работы по итогам экспериментирования.
- Схемы (старший дошкольный возраст)
- Дневник наблюдений:
- в виде рисунка;
- в виде таблицы.
- Коллажи.
- Составление рассказов и сказов, рисунки по сказкам.
- Составление загадок.
- Моделирование.
- Фотоматериалы (во всех возрастных группах).
- Фиксация наблюдения (в виде зарисовок).
- Работа с палитрой (смешивание красок), составление цветовой таблицы (синяя + желтая = зеленая…)
- Самоделки.
- Зарисовка поделок, построек.
- Выставка итогов опыта.
- Пиктограммы.
- Проведение режиссерских игр.
- Показ фокусов на основе полученных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."
Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....
Реферат "Технология проблемного обучения"
в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...
Технология проблемного обучения
В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....
Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике
Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения
педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...