Формирование художественной мотивации школьников во второй половине дня средствами музыкальных праздников.
статья (2 класс) на тему

Аркадьева Ирина Юрьевна

Музыкальные праздники – особая область самовыражения учеников. Они создают атмосферу, благоприятствующую проявлению творческих способностей ребенка, помогают ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Само понятие «праздник» в первую очередь ассоциируется  с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование художественной мотивации школьников во второй половине дня средствами музыкальных праздников.

Художественно-педагогические возможности музыкальных праздников.

По мнению М.И.Белоруковой,  музыкальные праздники – особая область самовыражения учеников. Они создают атмосферу, благоприятствующую проявлению творческих способностей ребенка, помогают ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Само понятие «праздник» в первую очередь ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Фактически для этой цели и организуется праздник. Но праздник есть более сложное и комплексное понятие, имеющее различные формы и варианты, цели и задачи организации и проведения и т.п.

Определение праздника в русской исторической науке сложилось еще в XIX веке, где он рассматривался как антитеза будней, как проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, повседневной. И.М.Снегирев определяет праздник как слово, выражающее упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с веселием и радостью. Праздник есть свободное время.

На смену такому пониманию праздника в трудах отечественных и зарубежных исследователей XX века пришли поиски новых категориальных определений, основанных на комплексном подходе. Большинство современных авторов, посвятивших свои исследования празднику, сходятся в том, что праздник есть особое социо-культурное явление, характеризующееся единством социально-психологической и художественно-эстетической сторон, единством реального содержания и художественной формы, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Достаточно глубокие категориальные определения праздника, раскрывающие его связь с общественно-политической жизнью и культурой, содержатся в работах А.И.Мазаева и К.Жигульского.

Согласно А.И.Мазаеву, праздник – есть коммуникация по поводу свободы, которая соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность. Праздник как таковой составлял и продолжает составлять тот тип жизнедеятельности, который не только в нашем сознании, но и объективно должен иметь прямое отношение к свободе, изобилию, радости и смеху. Но одновременно с этим праздник выполняет и чисто техническую роль, навязанную социально-классовой системой и ориентированную на реализацию своих собственных интересов, совпадающих с интересами власти или господствующего в обществе класса. А.И.Мазаевым была разработана и общая программа изучения праздника: определение его сути, значения как социального института, места и роли в развитии культуры и искусства, связи с другими сторонами жизни.

Теоретико-обобщающее исследование о празднике представляет монография социолога К.Жигульского, в которой он создает классификацию и типологию праздника. Автор подчеркивает ту огромную роль, которую играет праздник в обществе. Значение праздника как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Поистине праздник и празднества можно назвать важнейшими социально-культурными ценностями, способствующими формированию личности, духовному развитию человека. Именно праздник в значительной степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре.  К.Жигульский формулирует праздник как зеркало своей эпохи. По создаваемым народом праздникам можно судить о политической, исторической и духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы и стремления самых различных ее социальных слоев.

Многие исследователи пытались поделить праздники в зависимости от того, являются ли они:

  • воспоминанием, напоминанием, свидетельством памяти о важных событиях прошлого, например, о смерти мифологического героя;
  • торжественным началом какого-либо периода, например, Нового года;
  • торжественным завершением какого-либо периода, например, жатвы.

Одной из классификаций массовых праздников является классификация по типу праздничной ситуации. Она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт.
Наиболее существенные из них – общественная значимость и масштабность праздничного события – становятся главными при классификации праздников. Однако, масштабность праздничного события, по мнению
Е.А. Соболевой,  сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации. Необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере,  с еще одной существенной стороной праздничной ситуации – потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности. 

Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника. Д.М.Генкин выделяет три основные группы праздников в нашей стране:

  1. Первая группа – всеобщие праздники;
  2. Вторая группа – локальные праздники;
  3. Третья группа –  личностные праздники.                

Всеобщие праздники – это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно – историческое значение, эпохальные события, истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична – это весь российский народ, все человечество.

В нашей стране самыми известными и строго отмечаемыми международными праздниками являются:

  • международный женский день (8 марта);
  • международный день защиты детей (1 июня);
  • день учителя (5 октября).

В последние годы в России начали отмечать:

  • всемирный день здоровья (7 апреля);
  • международный день борьбы за права инвалидов (5 мая);
  • международный день пожилых людей (1 октября) и множество других. 

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа – локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие. В каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности, например:

  • день космонавтики (12 апреля);
  • день радио (7 мая);
  • день милиции (10 ноября).

А так же и такие, которые известны не всем и отмечаются лишь теми, кто имеет непосредственное отношение к той или иной профессии:

  • день банковского работника (10 мая);
  • день маркетолога (25 октября).

К третьей группе праздников относятся личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей. Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации. Значимость и событийность праздника, по мнению О.А. Лебедевой,  определяются такими достаточно простыми общими признаками, как:

  • абсолютная добровольность праздника и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
  • свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;
  • необходимость каждому ребёнку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднике;
  • разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности, учитывающей природный календарь и структуру учебного года;
  • коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;
  • отсутствие любых принуждений и нарушений детских прав и свобод;
  • наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, фольклористики.        

 В современных условиях, когда особенно большое значение придаётся духовно-нравственному развитию детей, организация школьных праздников требует особого внимания педагогических коллективов школ. Школьный праздник – есть синтез духовной и материальных культур уже потому не имеет права быть мелким, суетным, надуманным, идеалогизированным. Ребенка нужно не только слушать, но и слышать.

Во всём многообразии школьных праздников, по мнению О.А.Апраксиной, наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на следующие существенные стороны праздника в его фольклорной традиции:

  • Во-первых, обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Они отражали то благоговейное чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результату.
  • Во-вторых,  массовость. Праздник – это всегда «событие» в буквальном смысле слова. На праздник собирались все, и все в нём участвовали. Кульминационным моментом праздника являлись совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.
  • В-третьих, праздник –  это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

Во многих школах стали традиционными художественно-творческие праздники. Они посвящаются детской литературе, музыке и театру. Эти праздники помогают решать задачи художественно-эстетического воспитания школьников, учат их глубже понимать прекрасное, развивают художественно-творческие способности детей и подростков.

Учащиеся участвуют в сезонных праздниках,  организуемых в школах в связи с временем года: встреча весны, новогодняя ёлка, масленица. Эти праздники способствуют воспитанию любви к природе, бережного отношения к ней.  

Школьный праздник – одна их форм воспитательной работы с детьми. Важную роль праздников в воспитании отмечали ещё Н.К.Крупская и А.С.Макаренко. Они подчеркивали, что каждый праздник ценен в первую очередь его глубоким содержанием, идейно-нравственной направленностью. Правильно подготовленный и проведённый музыкальный праздник, обладает большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения к окружающей действительности, развития индивидуальных художественных способностей детей, а так же дает возможность понять художественный образ праздника, для лучшей игры и внутреннего художественного мышления.

Все праздники далеко не равнозначны. В одних праздниках принимают участие все школьники, в других – лишь отдельный класс или параллель. Однако, как показывает практика, любое торжество, имеющее общественное звучание, сплачивает детей, утверждает высокие чувства, прививает нравственность и мораль. Н.И.Савушкина пишет, что эффективность массового праздника зависит от учёта возрастных особенностей школьников. Наибольший  результат, по ее мнению, достигается, если содержание и организация праздника рассчитаны на одну возрастную группу школьников, что способствуют лучшему усвоению и передачи художественного образа зрителям.

Иной позиции придерживается Д.М.Генкин, утверждающий, что воспитательное воздействие праздника с особой силой проявляется тогда, когда его идеи подхватываются широкой массой и становятся реальностью жизни. Важное воспитательное значение праздника как педагогической системы, по утверждению ученого, состоит в том, что, объединяя различные формы массовой и культурно-просветительской работы, он становится средством познания действительности, способствует выработке и проявлению нравственной позиции по отношению к наиболее существенным вопросам, формирует общественное настроение, воздействует на сознание и мотивационную сферу школьников.

В современных условиях, когда заметно растёт активность школьников, их заинтересованность в переменах школьной жизни, необходим постоянный поиск соответствующих форм и методов внеклассной работы. Ее активными формами могут явиться следующие элементы музыкально-воспитательной деятельности:

  • музыкальные сказки;
  • музыкальные фестивали;
  • конкурсы;
  • тематические вечера;

 Музыкальная сказка, по мнению С.И.Пушкиной, это форма театрализованного действа, которая особенно близка школьникам младшего возраста, наиболее живо и правдоподобно раскрывающая содержание и художественный образ народных песен, игр, обрядов. Разумеется, не каждому детскому коллективу и руководителю удаётся поставить целиком спектакль – сказку или народный обряд. Но даже отдельные сценки с музыкальными моментами из них будут полезны и интересны для приобщения детей к искусству театра.

Музыкальные фестивали в работе Ю.В.Келдыш – празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединенных, как правило, тематически и проходящих в особо торжественной обстановке. Организуются фестивали филармониями, музыкальными обществами, музыкантами, меценатами. Как правило, проводятся регулярно, с определённой периодичностью: ежегодно (в большинстве случаев), раз в два года, раз в три года и реже. Протяжённость фестивалей различна от 7-10 дней до двух или более месяцев. Наряду с традиционными фестивалями начиная с 1960 года, получили распространение фестивали песен, эстрадной музыки и т.д., главным содержанием которых являются композиторские и исполнительские конкурсы.

Музыкальные фестивали дают возможность детям показать свой талант, познакомиться с другими участниками, найти друзей по увлечению. Педагогу в подготовке ребенка к музыкальному фестивалю отведена значительная роль. Он должен хорошо продумать репертуар, художественный образ ребенка, его костюм, чтобы он как можно лучше почувствовал себя в образе.

Музыкальные конкурсы являются соревнованиями музыкантов, проводящиеся, как правило, на заранее объявленных условиях. М.М.Яковлев считает, что современные музыкальные конкурсы стали важнейшим средством выявления и поощрения талантливых музыкантов, значительным фактором культурной жизни. Педагог должен психологически настроить ребенка на участие в конкурсе, как на победу, так и на возможность неудачи. Ребенок должен понимать что результат зависит только от него самого. Поэтому задачей конкурса раскрытие своей индивидуальности.

Тематические вечера, по мнению С.И.Бекиной, посвящены одной теме, позволяют педагогу подробно рассказать, например, о жизненном пути, творчестве концертного композитора, исполнителя. Участники таких вечеров узнают интересные исторические факты, более глубоко проникают в тему и атмосферу вечера. Здесь могут быть использованы коллективный рассказ, использование стихов и песен о герое вечера, различные кинофрагменты. Цель вечера – полнее осветить данную тематику.

Праздник неразлучен с музыкой. Функции у неё на празднике самые различные. Она звучит и на торжественных церемониях, и в паузах между основными событиями праздника; звучит и как аккомпанемент, и как самостоятельный номер праздничного представления. По мнению Н.В.Ветлугиной, музыка помогает раскрыть идею и содержание праздника, его образную сферу, вызывает соответствующую реакцию всех присутствующих в зале детей и взрослых, объединяя всех эстетическим переживанием.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что праздник в культурологическом аспекте есть сохранение, а в известном смысле развитие и умножение высших ценностей человеческого бытия, главным образом, всего того, что имеет отношение к положительной оценке духовной свободы личности. Музыкальный праздник, представляя собой синтез эстетического, художественного и музыкально-педагогического пластов человеческой культуры, является ничем не заменимым средством не только музыкального развития школьников, но, в первую очередь, средством духовного воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О работе со школьниками во второй половине дня в условиях сельской местности.

Внеурочная деятельность школьников на селе является одним из условий гуманитарного развития учащихся сельской школы, их родителей и всего сельского социума и выполняет социаль...

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...

Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению

Статья на тему "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению"...

Доклад на заседание ШМО начальных классов. Тема:«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению».

Ни для кого ни секрет, что у одного и того же учителя бывает разный уровень знаний и умений учеников, так как учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот ж...