Рабочая программа по курсу " Моё Отечество" - 1 класс - 22.04.2015 г.
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Бардина Анна Михайловна

Курс " Моё Отечество" включён во внеурочную деятельность учащихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_otechestvo-1_klass.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Бардина А. М.

Пояснительная записка

к курсу «Моё Отечество»

Курс «Гражданское образование» по авторской программе «Гражданское образование в начальных классах» создали и предложили при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области преподаватели НИРО С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. Авторы предоставили учителю прекрасное пособие,  где  дано много дополнительных сведений: исторические факты, сказки, стихи, игры, частушки, загадки,  пословицы, много заданий на релаксацию, познание самого себя.
         В 1999 году был разработан учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. Обучающий курс не утратил своей актуальности, привлекательности и по сей день.

В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что изучение учебного материала с опорой на специфику среды обитания, обычаев, традиций своего региона повышает эффективность учебно– воспитательного процесса.

Источники изменений.

  1. Расширение образовательного пространства путём введения в социальное проектирование и исследование,  включающего в себя изучение регионального компонента;
  2. Нахождение разрешений правовых и  личностных конфликтов в повседневной жизни.
  3. Введение регионального компонента в преподавание курса «Гражданское образование».

.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предполагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей- личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

 Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре мордвы. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

Экологическая направленность занятий: здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: « Охранять природу - значит охранять Родину…».

2.  Цель:  углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

    Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

   Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.

   Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

3. Особенности программы.

Некоторые, темы повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы; музей Мордовской национальной культуры, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

4.Задачи программы:

Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры мордовского народа;

Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, о культурных, политических, экономических особенностях республики Мордовии;

Воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;

Приобретение знаний основ мордовской культуры и искусства;

Обеспечить развитие чувственного опыта учащихся;

Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;

Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

 Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

Истории

Краеведения музыки

Изобразительного искусства

Трудового обучения

5.  Формы проведения занятий:

1. Интегрированный урок

2. Инсценированное представление

3. Экскурсия

4. Комбинированный урок

5. Краеведческая викторина

6.  Механизм реализации программы:

Организация экскурсий в краеведческий музей, музей национальной культуры и музей Эрзи.

 Сбор материала.

 Создание и оформление этнографического уголка.

 Создание проектов и исследовательских работ.

7.  Прогнозируемые результаты:

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края, происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России;

Самостоятельно подбирать литературу по теме;

Работать в читальном зале библиотеки

Готовить и выступать с докладами и сообщениями

Работать в семейных архивах

Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию

Сравнивать и обобщать факты

Воспитывать бережное отношение к своему городу, школе

Воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

 

Тематическое планирование по курсу

«Моё Отечество»

1 класс

п/п

Кол-во ч

Дата

Основное содержание материала

Творческое задание

Примеча-ние

По плану

По факту

1-2

2ч.

05.09.14

12.09

Дом, в котором мы живём.

Земля – общий дом для всех людей.

Составление коллективного панно.

3-4

2ч.

19.09

26.09

Отечество. Наша Родина – Россия.

Урок - путешествие

5

1ч.

03.10

Москва – столица нашей Родины.

Урок - путешествие

Урок с использо-ванием м\м

6

1ч.

10.10

Санкт – Петербург.

Урок - путешествие

Урок с использо-ванием м\м

7

1ч.

17.10

Нижний Новгород.

Урок - путешествие

Урок с использо-ванием м\м

8

1ч.

24.10

Нижегородская ярмарка .

Урок - путешествие

9

1ч.

31.10

Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник.

Урок - путешествие

10

1ч.

14.11

Моя малая родина.

Край мордовский, родной… (р\к).

Уважение национальных и культурных различий.

Заочная экспедиция. «Фольклор разных народов»

групповая работа

Урок с использо-ванием м\м

11

1ч.

21.11

Тематическая экскурсия в Краеведческий музей (р\к).

Посетить экскурсию.

12

1ч.

28.11

Мой город. Из истории образования города (р\к).

Мини - сочинение «Моя малая родина»

Урок с использо-ванием м\м

13

1ч.

05.12

Исторические места города. р\к

Экскурсия по городу

14

15

2ч.

12.12

19.12

Наследие предков.

Устное народное творчество (р\к).

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

Инсценировка мордовской народной сказки

16

1ч.

26.12

Песни, танцы и игры мордовского народа (р\к)..

Разучивание народных игр. Составление книжки – малышки с описанием народных мордовских игр.

Урок с использо-ванием м\м

17

18

2ч.

16.01.15

23.01

Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р\к). «На каком поле выросла  рубашка»

История мордовского костюма.

Экскурсия в музей.

Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа

Урок с использо-ванием м\м

19

20

2ч.

30.01

06.02

Тематическая экскурсия в музей Мордовской нацио-нальной культуры (р\к). «Волшебные вещи и их повелители».

Ремёсла и занятия населе-ния мордовского края (р\к).

Посетить экскурсию.

Изготовление игрушек из раз-ного материала (свистульки, резьба и т.д.)

Урок с использо-ванием м\м

21

1ч.

13.02

Исчезающие растения и виды птиц Мордовии. р\к

Составление «Красной книги».

Урок с использо-ванием м\м

22

1ч.

27.02

  Саранская ярмарка. Обобщающий урок – праздник (р\к).    

Урок - путешествие

23

1ч.

06.03

Путешествие по миру.

Шар земной именуется миром.

Урок - путешествие

24

25

2ч.

13.03

20.03

Открываем Америку. Соединённые Штаты Америки.

Урок - путешествие

Урок с использо-ванием м\м

26

27

2ч.

03.04

10.04

Хождение за три моря. Индия.

Урок - путешествие

Урок с использо-ванием м\м

28

1ч.

17.04

Кругосветное путешествие.

Урок - путешествие

Урок с использо-ванием м\м

29

1ч.

24.04

Разноцветный хоровод.

Урок - путешествие

Урок с использо-ванием м\м

30

1ч.

08.05

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

По неведомым дорожкам.

Урок - путешествие

31

32

2ч.

15.05

22.05

В суровом северном краю.

Урок - путешествие

33

1ч.

29.05

Секреты старого замка.

Урок - путешествие

Урок с использованием м\м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа  по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год....

Рабочие программы по предметам, 3 класс, 2014-2015 учебный год

Здесь представлены рабочие программы для 3 класса по изобразительному искусству (Неменский), литературному чтениею (Чуракова), окружающему миру (Федотова),  математике (А.Л. Чекин), русскому язык...

Рабочая программа по математике, 3 класс, система Занкова, 2014-2015 уч.год

Предлагаю рабочую программу по математике, 3 класс, система Занкова...

Рабочая программа по Математике 1 класс "Школа России" 2015 - 2016

Рабочая программа по Математике 1 класс "Школа России"...

Рабочая программа по Технологии 1 класс "Школа России" 2015-2016

Рабочая программа по Технологии 1 класс "Школа России"...