Рабочая программа по курсу " Моё Отечество" - 1 класс - 22.04.2015 г.
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Курс " Моё Отечество" включён во внеурочную деятельность учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_otechestvo-1_klass.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Бардина А. М.
Пояснительная записка
к курсу «Моё Отечество»
Курс «Гражданское образование» по авторской программе «Гражданское образование в начальных классах» создали и предложили при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области преподаватели НИРО С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. Авторы предоставили учителю прекрасное пособие, где дано много дополнительных сведений: исторические факты, сказки, стихи, игры, частушки, загадки, пословицы, много заданий на релаксацию, познание самого себя.
В 1999 году был разработан учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. Обучающий курс не утратил своей актуальности, привлекательности и по сей день.
В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что изучение учебного материала с опорой на специфику среды обитания, обычаев, традиций своего региона повышает эффективность учебно– воспитательного процесса.
Источники изменений.
- Расширение образовательного пространства путём введения в социальное проектирование и исследование, включающего в себя изучение регионального компонента;
- Нахождение разрешений правовых и личностных конфликтов в повседневной жизни.
- Введение регионального компонента в преподавание курса «Гражданское образование».
.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предполагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей- личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре мордвы. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
Экологическая направленность занятий: здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: « Охранять природу - значит охранять Родину…».
2. Цель: углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
3. Особенности программы.
Некоторые, темы повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы; музей Мордовской национальной культуры, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
4.Задачи программы:
Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры мордовского народа;
Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, о культурных, политических, экономических особенностях республики Мордовии;
Воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
Приобретение знаний основ мордовской культуры и искусства;
Обеспечить развитие чувственного опыта учащихся;
Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
Истории
Краеведения музыки
Изобразительного искусства
Трудового обучения
5. Формы проведения занятий:
1. Интегрированный урок
2. Инсценированное представление
3. Экскурсия
4. Комбинированный урок
5. Краеведческая викторина
6. Механизм реализации программы:
Организация экскурсий в краеведческий музей, музей национальной культуры и музей Эрзи.
Сбор материала.
Создание и оформление этнографического уголка.
Создание проектов и исследовательских работ.
7. Прогнозируемые результаты:
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края, происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России;
Самостоятельно подбирать литературу по теме;
Работать в читальном зале библиотеки
Готовить и выступать с докладами и сообщениями
Работать в семейных архивах
Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию
Сравнивать и обобщать факты
Воспитывать бережное отношение к своему городу, школе
Воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Тематическое планирование по курсу
«Моё Отечество»
1 класс
№ п/п | Кол-во ч | Дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Примеча-ние | |
По плану | По факту | |||||
1-2 | 2ч. | 05.09.14 12.09 | Дом, в котором мы живём. Земля – общий дом для всех людей. | Составление коллективного панно. | ||
3-4 | 2ч. | 19.09 26.09 | Отечество. Наша Родина – Россия. | Урок - путешествие | ||
5 | 1ч. | 03.10 | Москва – столица нашей Родины. | Урок - путешествие | Урок с использо-ванием м\м | |
6 | 1ч. | 10.10 | Санкт – Петербург. | Урок - путешествие | Урок с использо-ванием м\м | |
7 | 1ч. | 17.10 | Нижний Новгород. | Урок - путешествие | Урок с использо-ванием м\м | |
8 | 1ч. | 24.10 | Нижегородская ярмарка . | Урок - путешествие | ||
9 | 1ч. | 31.10 | Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник. | Урок - путешествие | ||
10 | 1ч. | 14.11 | Моя малая родина. Край мордовский, родной… (р\к). Уважение национальных и культурных различий. | Заочная экспедиция. «Фольклор разных народов» групповая работа | Урок с использо-ванием м\м | |
11 | 1ч. | 21.11 | Тематическая экскурсия в Краеведческий музей (р\к). | Посетить экскурсию. | ||
12 | 1ч. | 28.11 | Мой город. Из истории образования города (р\к). | Мини - сочинение «Моя малая родина» | Урок с использо-ванием м\м | |
13 | 1ч. | 05.12 | Исторические места города. р\к | Экскурсия по городу | ||
14 15 | 2ч. | 12.12 19.12 | Наследие предков. Устное народное творчество (р\к). | Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка мордовской народной сказки | ||
16 | 1ч. | 26.12 | Песни, танцы и игры мордовского народа (р\к).. | Разучивание народных игр. Составление книжки – малышки с описанием народных мордовских игр. | Урок с использо-ванием м\м | |
17 18 | 2ч. | 16.01.15 23.01 | Тематическая экскурсия в музей Мордовской национальной культуры (р\к). «На каком поле выросла рубашка» История мордовского костюма. | Экскурсия в музей. Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа | Урок с использо-ванием м\м | |
19 20 | 2ч. | 30.01 06.02 | Тематическая экскурсия в музей Мордовской нацио-нальной культуры (р\к). «Волшебные вещи и их повелители». Ремёсла и занятия населе-ния мордовского края (р\к). | Посетить экскурсию. Изготовление игрушек из раз-ного материала (свистульки, резьба и т.д.) | Урок с использо-ванием м\м | |
21 | 1ч. | 13.02 | Исчезающие растения и виды птиц Мордовии. р\к | Составление «Красной книги». | Урок с использо-ванием м\м | |
22 | 1ч. | 27.02 | Саранская ярмарка. Обобщающий урок – праздник (р\к). | Урок - путешествие | ||
23 | 1ч. | 06.03 | Путешествие по миру. Шар земной именуется миром. | Урок - путешествие | ||
24 25 | 2ч. | 13.03 20.03 | Открываем Америку. Соединённые Штаты Америки. | Урок - путешествие | Урок с использо-ванием м\м | |
26 27 | 2ч. | 03.04 10.04 | Хождение за три моря. Индия. | Урок - путешествие | Урок с использо-ванием м\м | |
28 | 1ч. | 17.04 | Кругосветное путешествие. | Урок - путешествие | Урок с использо-ванием м\м | |
29 | 1ч. | 24.04 | Разноцветный хоровод. | Урок - путешествие | Урок с использо-ванием м\м | |
30 | 1ч. | 08.05 | В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. По неведомым дорожкам. | Урок - путешествие | ||
31 32 | 2ч. | 15.05 22.05 | В суровом северном краю. | Урок - путешествие | ||
33 | 1ч. | 29.05 | Секреты старого замка. | Урок - путешествие | Урок с использованием м\м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год....
Рабочие программы по предметам, 3 класс, 2014-2015 учебный год
Здесь представлены рабочие программы для 3 класса по изобразительному искусству (Неменский), литературному чтениею (Чуракова), окружающему миру (Федотова), математике (А.Л. Чекин), русскому язык...
Рабочая программа по математике, 3 класс, система Занкова, 2014-2015 уч.год
Предлагаю рабочую программу по математике, 3 класс, система Занкова...
Рабочая программа по чтению 2 класс УМК «Школа России» На 2014 -2015 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа по чтению 2 класс УМК «Школа России» На 2014 -2015 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа по Математике 1 класс "Школа России" 2015 - 2016
Рабочая программа по Математике 1 класс "Школа России"...
Рабочая программа по Технологии 1 класс "Школа России" 2015-2016
Рабочая программа по Технологии 1 класс "Школа России"...