Сценарий праздника "Святочные калядки"
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Среди всех праздников особенное место отводится колядным, новогодним. Это и понятно: выхоленные в народе столетиями обычаи и обряды имеют сакральный смысл, поэтому живут и передаются из поколения в поколение как особые традиции. Отличие их ещё в том, что организуется празднование и в семье, и в городе, и в деревне, а ещё – в детских садах, школах, других учебных заведениях, на работе. Говорят же, как встретил Новый год, так его и проживёшь. Так ли это – на самом деле зависит только от нас самих!

Предлагаю сценарий святочных колядок, который обязательно понравится детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatochnye_kolyadki_kornienko_t.n._.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Среди всех праздников особенное место отводится колядным, новогодним. Это и понятно: выхоленные в народе столетиями обычаи и обряды имеют сакральный смысл, поэтому живут и передаются из поколения в поколение как особые традиции. Отличие их ещё в том, что организуется празднование и в семье, и в городе, и в деревне, а ещё – в детских садах, школах, других учебных заведениях, на работе. Говорят же, как встретил Новый год, так его и проживёшь. Так ли это – на самом деле зависит только от нас самих!

Предлагаю сценарий святочных колядок, который обязательно понравится детям.

МБОУ «СОШ № 41 г.Белгорода»

Учитель начальных классов: Корниенко Татьяна Николаевна

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Святочные колядки».

Цель:

- Формирование интереса у дошкольников к истории и культуре русского народа.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познание»

Задачи:

- Расширять и закреплять представления детей о православном празднике «Рождестве Христовом», «Рождественских святок».

- Развивать внимание, познавательную активность.

Образовательная область «Коммуникация»

Задачи:

- Обогащатьсловарный запасдетей (Рождество, Святки, Коляда, колядки, колядующие, ряженые, гадание.).

- Совершенствовать диалогическую речь, умение выразительно читать стихотворения.

Образовательная область «Социализация»

Задачи:

- Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.

- Воспитывать доброжелательное отношение не только к себе, но и ко всему окружающему миру.

Образовательная область «Музыка»

Задачи:

- Активизировать эмоциональное восприятие музыкально-художественных образов.

- Совершенствование навыков выразительного исполнения песен.

Материал и оборудование: оформление музыкального зала в соответствии с тематикой мероприятия: нарядная рождественская ёлка, на левой стене картина, на которой изображена рождественская пещера, над ней сияет Звезда

Предварительная работа: беседы по теме, разучивание стихов и песен.

Ведущий:

- Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Рождество, рождественские Колядки и рождественские Святки. (Одетые в русские костюмы входят зазывалы.)
1-й зазывала:

Дети! Велено для вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой,

Нашей матушкой – Зимой!

ЧИТАЕТ УКАЗ:

Каждый год, сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Приходить на праздник!

Непременно все должны

Быть на празднике Зимы!

2-й зазывала:

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Руку дай скорее, друг!

Ждем вас всех в веселый круг!

1-й зазывала:

К нам на Святки

Пришли Колядки!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лета жили!

Ведущий :

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки!

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними наши пробабушки!

Ребенок:

Приходили на веселые Святки,

На песни всем миром да загадки!

Ребенок:

А что такое Святки?

Ребенок:

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

Ребенок:

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Ребенок:

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Ведущий: Но сначала давайте познакомимся с народными традициями святочных

обрядов. (Рассказ из истории святок проходит на фоне презентации)
Ведущий: Колядовщики не обошли и нашу школу. Встречайте!

(В сопровождении шумового оркестра ( бубен, трещотки, деревянные ложки, свистульки) входят колядовщики в масках и в костюмах..

(На сцене тетрализованная комната русской избы) (Колядовщики стучат в дверь)

Хозяйка: 

Входоте, гости дорогие!

Колядовщики хором:

Здравствуйте, хозяин и хозяюшка!

Уродилась коляда накануне рождества!

Пришла коляда, отворяйте ворота

Коляда, молода

Коляде нужна еда

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Ему рожь густа

Из зерна ему коврига

Из полузерна пирог

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём!

Конь: Святой день, добрый день, доброму хозяину на здоровье!

Корова: Мы не сами идём, мы козу ведём!

Медведь: Где коза походит, там жито родит! (топают ногами)

(Коза кланяется, выходит вперёд и все кланяются хозяйке)

Колядовщики хором:

Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!

Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.

Хозяюшка, можно ли колядки спеть?

Свинья: 

Блин да лепёшку кидай в окошко

Кто не даст пирога, то корову за рога

Волк: 

Лошадку за гривку

Быка за хвост уведём на мороз

Колядовщики хором: 

Чем, хозяюшка, нас одарите?

Что, хозяюшка, нам подарите?

Кувшин молока или каши горшок?

Кусок пирога или денег мешок?

Хозяйка:

Не плясали и не пели

Угощенья захотели?

Погодите же, постойте,

Попляшите и попойте!

Коза: Мы вам споём шуточные частушки – колядки

Коза:

Коляда, коляда

На столе стоит еда,

Каша овсяная,

Голова свиная.

Звезда:

Коляда, коляда

Покатилася звезда

К нам сюда на святки

Подпалила пятки.

Петух:

Коляда, коляда

Есть у деда борода

А весёлый петушок

Носит красный гребешок.

Конь:

Коляда, коляда

Подавай еду сюда

Конфет коробок

Аккурат под Новый Год!

Лиса:

Кто дал пирога

Тому рожь густа

Из полузерна пирог

С голенища широк

Колядовщики хором: 

С Новым Годом

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили

Уродись у Вас пшеничка

На столе всегда пирог,

Лёгких Вам всегда дорог!

Приветствуют по очереди:

Овечка: Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях

Медведь: Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете

Волк: Пускай почитают родителей дети

Лиса: Пусть горе обходит сторонкою хату

Свинка: Пусть с песней живётся легко и богато!

Колядовщики хором: 

Ты, хозяюшка, подай!

Ты, отрадушка, подай!

Подавай - не ломай

Дай Бог тому, кто в этом дому!

И житьём, и бытьём, и богатством!

Будьте здоровы, будьте здоровы!

С Новым Годом! С Новым Годом!

Хозяюшке наш земной поклон (кланяются)

Хозяюшка:

Ах, спасибо вам, ребятки

Что пришли в наш дом на святки!

Пожелали нам добра и хорошего родства!

Приходила коляда

С колядой была звезда

- Ты куда пошла опять, коляда?

- Колядовать!

Колядовщики хором: 

Впереди у нас дорожки

Нам опять колядовать

Да хозяев поздравлять

С Новым годом!

Хозяйка: 

Вот вам угощенье-

Сыр да печенье

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики хором:

Спасибо, хозяин с хозяюшкой,

С праздником вас,

С рублём и полтинником

Вам на потешки, нам на орешки!

Ведущий:

- Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Ведущий:

- У нас здесь две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто хитрей, смекалистей, веселей будет.

За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный –фант.

1 ИГРА «ВЕДЬМИНА МЕТЕЛКА». 

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать или ему загадывается загадка.

ЗАГАДКИ ПРО ЗИМУ.

1. «В гору деревяшка, под гору – коняшка» (Сани)

2. «Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте» (Рука в рукавичке)

3. «Идет Егорка – бела шубенка» (Снег)

4. «Глянули в оконце – лежит белое суконце» (Снег)

5. «Трескучий ядрен

Намостил мостен.

По дворам пробежал,

Все окна расписал» (Мороз)

6. «Текло, текло и легло под стекло» (Лед)

7. «Я вода, да по воде же и плаваю» (Лед)

8. «Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица» (Метель, вьюга)

9. «Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает – ковром устилает» (Снег)

2 ИГРА «ДЕДКИНЫ ПОТЕШКИ» .

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

СКОРОГОВОРКИ.

«Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»

1. «Вязку сушек сушил Сашка на суше»

2. «У Сережки в сапожки попали сережки»

3. «Галка-копалка, куда-то подевалка»

4. «У дороги крутороги повалили сена стоги»

ПОСЛОВИЦЫ.

- Я начну пословицу, а вы закончите» Хором, дружно отвечайте ?

1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»

2. «Делу время… - потехе час»

3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»

4. «Рукам работа…- душе праздник»

5. «Труд человека кормит…, а лень портит»

6. «Терпенье и труд… все перетрут»

7. «Друга ищи, а найдешь…- береги»

8. «Других не суди… на себя погляди»

9. «Играть играй, да дело… знай»

10. «Красота приглядится, а ум… пригодится»

11. «Кто много говорит, тот мало… делает»

12. «Конец…- делу венец»

ЧАСТУШКИ.

Во время частушек - мальчики играют на трещотках, ложках и других ударных инструментах, а девочки - помахивают платочками. ( Или мальчики и девочки повязывают платочки)

МАЛЬЧИКИ:

1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Хором: (припев поётся после каждой частушки)

Ой, бяда, бяда, бяда,
В огороде лебяда,

Черемуха белая,

Что любовь наделала.

2. Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

3. Я нашел себе невесту,

Говорят – богатая.

Две подружки у нее

И коза рогатая.

4. Я вам, дедушка Иван,

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает»

5. На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

6. А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А по лужам босиком

Прыгали девчушки.

7. Я иду, иду, иду,

Собаки лают на пруду.

Какого шута лаете?

Ведь вы меня не знаете.

8. Я на печке спал,

Меня клоп кусал.

На полати перешел,

Он и там меня нашел.

Ведущий:

Эй, девчушки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

ДЕВОЧКИ:

1. Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Хором: ( припев поётся после каждой частушки)

Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот,

Все идет наоборот.

2. Не ругай меня, мамаша,

За помаду и духи,

Ведь не ты же покупала,

Покупали женихи.

3. Я качалась на качели,

Потеряла брошку,

Не ругай меня, мамаша,

Я люблю Алешку

4. Не ругай меня. Мамаша,

Что я простудилася.

Я у Коли в коридоре

Танцевать училася.

5. Мой дружочек, ох, хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

6 Я девчонка боевая

И нигде не пропаду.

С самолета упаду,

Отряхнуся и пойду.

7. Эй, топни, нога.

Топни правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

8. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася!

3 ИГРА «ПИРОГ». 

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог»

Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинрький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

4 ИГРА «МЕДВЕДЬ».

Ну, и я, медведь,

Не хочу реветь.

Буду деток искать,

Буду с ними играть.

Как по лесу я гулял,

Да все деточек искал.

Искал, искал, да не нашел,

Спать в берлогу я пошел.

Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.

Колядовщики:

Детки мишку увидали,

Тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке)

Громко, громко закричали:

«Миша, Мишенька, вставай

И попробуй нас поймай!»

Играют с Мишкой несколько раз.

5 ИГРА «КОЛЕЧКО, КОЛЕЧКО».

Вместе с родителями выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих, вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню –

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать. Не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из водящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят:

«Раз, два, три, колечко, беги».

Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, догоняет. Играющие произносят:

Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через, луг, возвращайся, сделав круг!

6 ИГРА «ПЕРЕТЯНИ ВЕРЕВКУ».

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника, и выдернувший веревку из другого обруча, считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Подведение итогов – развлечений. ( у кого «Фанты», тот исполняет любой номер (поёт, пляшет и т.п)

Ведущий:

-Ну вот и закончился наш праздник. Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников. - Приглашаем всех на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)

Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...

Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна

(сценарий  выступления  агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...

Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»

Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1  класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

Литературный вечер на калядки

Гадание на Святки – один из самых таинственных и красивых периодов в году. Поэтому, свой литературный вечер мы посвятили этой замечательной теме, устроили забавные игры, весёлые гадания, хороводы, пес...

Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»

Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...