Работа с родителями
статья (3 класс) на тему
Выступление классного руководителя - учителя начальных классов на педсовете на тему "Работа с родителями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapitanova_g.s._doklad_k_pedsovetu_rabota_s_roditelyami_.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему «Работа с родителями» - слайд 1
Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Слайд 2
Однако, время показало, что комфортность условий обучения - вещь необходимая, но не достаточная.
Сегодня все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса. Слайд 3
Слайд 4. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их поступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций - неприемлемо.
Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.
Слайд 5. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
---- Слайд 6 Содержание работы с родителями
1. Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни:
- создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей;
- раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с инспектором ПДН.
- 2. Правовое просвещение родителей.
- 3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций:
- беседы для предупреждения конфликтных ситуаций
- 4. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:
- помощь в проведении творческих дел;
- помощь в укреплении материально-технической базы;
- помощь в благоустройстве школы;
- помощь в проведении спортивных мероприятий;
- помощь в организации экскурсий, поездок.
- 5. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.
- 6. Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.
- 7. Участие в традиционных классных и общешкольных праздниках.
- 8. Проведение родительских собраний.
Слайд 7. "Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем...Встреча с родителями учеников – как раз тот случай.
Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. Здесь помогают разговоры «тет-а-тет», письменные характеристики (начало - позитивное, затем – немного негативного, в конце – позитивное, рекомендации, надежда на положительный успех), обмен родителей опытом воспитания по той или иной теме, …
Пример из родительского собрания по итогам 1 четверти 1 класса…..
Совет. В конце каждой четверти прошу родителей устраивать праздничный стол всем детям, даже тем, кто закончил не очень хорошо. «Просто сказать своим чадам, что Г.С. заметила изменения в лучшую сторону, и мы вместе с учителем надеемся на тебя, что в следующей четверти ты больше постараешься».
Совет. Когда появляются отметки, родители вместе с ребёнком за каждую полученную хорошую отметку кладут в коробочку или баночку горошинки (макаронины). Когда она наполняется, родители выполняют желание (можно, как в сказке, 3 желания) детей. Это большой стимул для успешной учёбы.
Слайд 8
Мои принципы общения с родителями:
- Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни.
- Быть тактичной.
- Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
- Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной
- Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
- Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
В конце каждого собрания всегда благодарю родителей за совместную работу. Родители, уходя с собрания, всегда благодарят учителя. Стараюсь, чтобы каждый родитель ушёл с собрания в хорошем настроении.
Слайд 9. Доверие – один из факторов повышения качества работы с родителями
Для того чтобы научиться слушать, слышать и быть услышанными родителями, надо решить проблему доверия. Доверие - один из факторов повышения качества работы с родителями. Родитель, который доверяет учителю, школе:
1). более лоялен, а это благоприятно сказывается на школьной атмосфере в целом;
2). менее чувствителен к проблемам, так как уверен, что их решат;
3). он не жалуется и не скандалит, а высказывает конструктивные предложения и советы;
4). всегда встанет на защиту школы в критической ситуации.
Фрагменты проведения родительских собраний:
1 класс: Предлагаю родителям на листочке обвести свою ладошку. Запишите, пожалуйста, на бумажных ладошках, что бы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше. Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников. Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса. Свой листок можно подписать, а можно и не подписывать.
Ещё пример: Прошу родителей обвести руку на листе бумаги и на каждом пальчике написать разные ласковые слова («Моё солнышко», «Моя радость» и т.д.). Листочки подписать. При удобном необходимом случае раздаю детям листочки. Сколько радости, восторга, удивления на лицах детей. Некоторые дети целуют каждый пальчик на бумаге).
К родительскому собранию часто готовлю памятки для родителей, анкеты по разным интересующим темам, знакомлю родителей с результатами опроса детей по определённой теме собрания, готовлю выставки рисунков детей.
-----Опрос детей
- Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор и играешь в компьютерные игры?
- Ты смотришь телевизор и играешь один или со своей семьей?
- Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи? А какие игры ты предпочитаешь? Или тебе всё равно? На каких сайтах любишь бывать?
- Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
- ---Слайд 10
Памятка для родителей
1. Поддержите в ребенке его стремление быть успешным школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его нового положения и деятельности. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Но помните! Ребенок имеет право на ошибку. Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встречается в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Составьте вместе с ребёнком распорядок дня, следите за его соблюдением.
4. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
5. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
6. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет.
7.Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.
---- Только контакт родителей, ребенка и учителя даёт положительный результат в его обучении и воспитании. Многое зависит от родителей. Если они заинтересованы в будущем своего ребенка, то они должны в первую очередь интересоваться успехами или неудачами своего ребенка в школе, быть активными участниками педагогического процесса.
Работа с родителями – это не только встреча на родительских собраниях. Это насыщенная интересная жизнь. А именно …
Слайд 11. Участие родителей во внеклассной работе
1. Традиционные праздники в классах:
- «День осенних (зимних, весенних, летних) именинников»,
- «Прощай, первый (второй, третий) класс. Здравствуй, лето!»
Это совместное проведение родительского собрания с детьми. Здесь же и концерт для родителей. На этом собрании мы награждаем каждого ребёнка по той или иной номинации («самая ответственная», «самые весёлые и общительные», «самые серьёзные», «самые музыкальные», «самые спортивные», «самые активные», «джентльмены», «самые скромные», «самые трудолюбивые», «самые добрые». Награждаем медалями или грамотами, а так же сладкими призами тех детей, которые не пропустили за весь год ни одного учебного дня по болезни. Вручаем благодарности родителям за активное участие в школьной и классной жизни.
- «Последний звонок»
- «А ну-ка, мальчики!»
- Концерт для мам и бабушек на 8 Марта.
2. Общешкольные праздники:
- День знаний – торжественная линейка.
- Конкурсы творческих работ.
3. Организация коллективного посещения музеев, выставок. Экскурсии во внеурочное и каникулярное время.
4. Походы в пиццерию, в школьный бассейн, в Ледовый Дворец.
5. Отдых на природе. Зимой катание на лыжах, «ватрушках».
6.Совместное участие в творческих конкурсах, проектах («Школа кулинаров», «Птичьи столовые»).
7. Выпуск праздничных газет, плакатов.
Слайды 12-26 - фото
13 слайд. На утренниках. Родители спонсируют праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомиться с их школьными друзьями.
Родители, их помощь – самый большой наш внутренний ресурс. Необходимо тщательно анализировать их возможности: - интеллектуальные; - материальные; - процессные; - коммуникативные, и постараться привлечь родителей к нашему образовательному процессу. И, конечно же, сами дети, их заинтересованность заставляют родителей «свернуть горы».
Слайд 27. Каждый из нас - творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куется счастье наших воспитанников.
Ш.А. Амонашвили.
Я желаю всем, чтобы счастье наших учеников ковалось в полной гармонии и тесном сотрудничестве с родителями, поскольку, только шагая по такому пути, мы можем добиться хороших результатов.
Капитанова Г.С. – 26.03.2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»...
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....