Родительское собрание " Роль семьи в формировании личности ребёнка"
консультация (2 класс) на тему

Лукичёва Наталья Борисовна

В этой статье вы найдёте ответ на вопрос, как строить свои отношения с детьми, какой может быть родительская любовь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobr._rol_semi_v_formirovanii_lichnosti_reb.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

                  Средняя  общеобразовательная  школа № 11

   

            Родительское  собрание  на  тему:

    Роль  семьи  в  формировании

               личности ребенка.

                                                                            Ковров.

                                                       2011 -2012 уч. г.

Цель:   выявить  особенности  взаимоотношений  между  детьми  и  

              Родителями.

Оформление:  экран  для  демонстрации  слайдов;

                              На  столах  чистые  листы,  ручки;

                              Плакат  на  доске:  «  дети  должны  воспитываться  не  для  

                               Настоящего,  а  для  будущего,  возможно  лучшего,  

                               Состояния  рода  человеческого.»

                                                                                                            Э. Кант.

                                  Ход  собрания.

      Семья – колыбель  духовного  рождения  человека.  Многообразие  отношений  между  ее  членами,  обнаженность  и  непосредственность  чувств,  которые  они  питают  к  друг  другу,  обилие  различных  форм  проявления  этих  чувств,  живая  реакция  на  малейшие  детали  поведения  ребенка – все  это  создает  благоприятную  среду  для  эмоционального  и  нравственного  формирования  личности.

      Семья – это  первый  устойчивый  коллектив  в  жизни  маленького  человека.  В  процессе  формирования  личности  семья  играет  главенствующую  роль.  Именно  в  семье,  еще  до  школы,  формируются  основные  черты  характера  ребенка,  его   привычки.  И   каким  будет  ребенок,  успешным  или  нет,  зависит  от  того,  каковы  отношения  в  семье  между  членами  семьи.  Семейная  жизнь  многообразна.  Не  бывает  семьи  без  проблем,  без  трудностей.

      Давайте  сегодня  поговорим  о  ваших  детях,  о  том  какую  роль  играет  семья  в  их  воспитании,  так  как  семья  и  школа – это  два  социальных  института,  от  согласованности  действий  которых  зависит  эффективность  процесса  воспитания  ребенка.  Чтобы  вырастить  полноценную,  культурную,  высоконравственную,  творческую  и  социально  зрелую  личность,  необходимо,  чтобы  учителя  и  родители  действовали  как  союзники,  делясь  с  детьми  своей  добротой,  опытом,  знаниями.

        Взаимоотношения  семьи  и  школы  важны  не  только  в  первые  годы  пребывания  ребенка  в школе.  Актуальными  они  остаются  и  в  старшем  возрасте,  ведь  очень  часто  именно  в  школе  у  ребенка  появляется  шанс  для  самовыражения,  проявления  своих  талантов.  Школа  ставит  перед  собой  много  задач:  и  воспитательные,  и  учебные,  и  просветительные.  «  Там,  где  нет  мудрости  родительского  воспитания,  любовь  матери  и  отца  уродует  детей.»  Есть  много  разновидностей  этой  уродливой  любви.  Вот  некоторые  из  них:  любовь  умиления,  любовь  деспотическая,  любовь  откупа.

     Прежде,  чем  поговорим  о  каждом  из  этих  выражений,  обращаю  ваше  внимание  на  мини-анкету.  За  время  собрания  дайте,  пожалуйста,  ответы  на  эти  вопросы.

  1.  С  каким  лицом  вы  чаще  всего  общаетесь  со  своим  ребенком?
  2. С  каким  лицом  чаще  всего  ваш  ребенок  общается  с  вами?
  3. Каким,  по-вашему  мнению,  должно  быть  лицо  вашего  ребенка  во  время  общения  с  вами?

(   приветливое,  равнодушное,  строгое,  сердитое)

    Любовь  умиления – самое  печальное,  что  можно  представить  себе  в  общении  с  детьми.  Это  инстинктивная,  неразумная,  иногда  наивная  любовь.  К  чему  она  может  привести?  Ребенок,  воспитанный  в  атмосфере  умиления,  не  знает,  что  в  человеческом  обществе  есть  понятия:  можно,  нельзя,  надо.  Ему  кажется,  что  ему  все  можно.  Он  не  знает  своего  долга  перед  родителями,  не  умеет  и  не  хочет  трудиться,  потому  что  не  видит  людей  и  не  чувствует  сердцем,  что  у  тех,  кто  его  окружает,  есть  свои  желания,  свои  потребности,  свой  духовный  мир.  У  него  складывается  твердое  убеждение  в  том,  что  он  приносит  счастье,  радость  родителям  и  другим  людям  тем,  что  он  просто  живет  на  свете.

    Вторая  разновидность  неразумной  родительской  любви – деспотическая  любовь.  Эта  форма – одна  из  причин  того,  что  у  ребенка  с  малых  лет  извращается  представление  о  добром начале  в  человеке,  он  перестает  верить  в  человека  и  человечность.  В  обстановке  деспотического  самодурства,  мелочных  придирок,  постоянных  придирок  маленький  человек  ожесточается.  Все  это  происходит  из  неумения  родителей  пользоваться  своей  властью.  Родительская  власть  должна  не  подавлять  волю  ребенка,  а  поощрять,  одухотворять  его  внутренние  силы,  его  желание  быть  хорошим.  Уважайте  детское  желание  быть  хорошим  и  помните,  что  ваш  сын  или  ваша  дочь – такой  же  человек,  как  и  вы,  его  душа  протестует,  когда  кто-то  пытается  сделать  его  игрушкой  своего  произвола.

     Третья  разновидность  неразумной  родительской  любви – любовь  откупа.  Родители  в  такой  семье  считают,  что  их  долг  заключается  лишь  в  обеспечении  всех  материальных  потребностей  детей.  Это  взгляд  на  воспитание  детей  как  на  что-то  совершенно  обособленное,  отделенное  забором  от  общественных  обязанностей.  Если  в  такой  семье  ни  один  родитель не  уделит  должного  внимания  детям,  то  их  окружает  атмосфера  духовной  пустоты,  убожества.  Они  живут  среди  людей  и  не  знают  людей,  их  сердцам  совершенно  не  знакомы  чувства  такие,  как  ласка,  сострадание,  милосердие.

      Оправдывая  свои  действия,  родители  ссылаются  на  различные  примеры  из  истории  человечества.  Да,  мы  знаем  какую  жестокую  школу  проходили  мальчики  в  Древней  Спарте.  Но  ведь  из  них  готовили  сильных,  мужественных,  бесстрастных  и  беспощадных  воинов.  Или  индейские  племена,  где  четырехлетних  мальчиков  отправляли  на  12  лет  в  другой  лагерь,  к  котором  их  учили  всем  премудростям  жизни,  воспитывая  отважных  воинов,  охотников,  следопытов.  Индейцы  считали,  что  у  их  воинов  должно  быть  суровое  сердце,  холодный  рассудок,  твердая  рука,  и  потому  мальчики  должны  были  расти  далеко  от  матери,  не  зная  ее  ласки  и  нежности.  

     Иногда  противоречия  между  детьми  и  родителями  ярко  выражены,  иногда  им  не  придается  большого  значения.  Сейчас  я  дам  вам  возможность  взглянуть  на  некоторые  ситуации,  возникающие  в  семье,  глазами  ваших  детей,  а  потом  сравнить  свои  ответы  с их  взглядами.

                                               Анкетирование.  

  1.  Родители  меня  во  всем  поддерживают.
  2. У  нас  бывают  разногласия  и  даже  ссоры.
  3. Мне  бывает  трудно  дома.
  4. Родители  предъявляют  ко  мне  слишком  высокие  требования  в  учебе.
  5. Меня  во  многом  ограничивают.
  6. Родители  всегда  считаются  с  тем,  что  бы  мне  хотелось  иметь  из  одежды,  с  другими  моими  нуждами.
  7. Мне  дают  карманные  деньги.
  8. У  нас  в  доме  бывают  одноклассники,  друзья.
  9. Мне  хотелось  бы  иметь  больше  самостоятельности.
  10. Родители  заняты  только  собой.

(  ответы  всегда,  иногда,  никогда)

Ваша  задача – попробовать   поставить  себя    на  место  ребенка  и  ответить  на  вопросы  так,  как  ответил  бы  он,  то  есть  взглянуть  на  ситуацию  его  глазами.

    С  помощью  родителей  у  ребенка  постоянно  закладываются  представления  о  том,  какой  должна  быть  семья,  ее  быт,  взаимоотношения  между  членами  семьи.  Зачастую  семья,  в  которой  вырос  ребенок,  становится  моделью  его  будущей  семьи.

    (  выступление  родителей )

Как  часто  мы  сталкиваемся  с  одной  и  той  же  проблемой:  читаем  детям  нотации  о  том,  как  надо  себя  вести,  даем  им  полезные  советы,  предостерегаем  от  ошибок,  а  в  итоге  получаем  противоположные  результаты.  В  чем  же  причина?  Может  быть,  дело  в  том,  что  наши  поступки  не  всегда  соответствуют  тому,  о  чем  мы  говорим?  Дети – наши  постоянные  свидетели.  Они   видят  наши  падения,  срывы,  провалы,  как  бы  мы  не  старались  скрыть  это.

    А  может,  все  дело  в  том,  что  дети  учатся  жить  у  жизни?

   И в  заключение  нашего  собрания  я  предлагаю  вам  тест-игру  

 «  Какой  вы  родитель?»

 

                        Говорите  ли  вы  ребенку  следующие  фразы?

Сколько  раз  тебе  повторять?

Посоветуй  мне,  пожалуйста,

Не  знаю,  что  бы  я  без  тебя  делала!

И  в  кого  ты  такой  уродился?

Какие  у  тебя  замечательные  друзья!

Ну,  на  кого  ты  похож?!

Вот  я  в  твое  время…

Ты  моя  опора  и  помощник!

Ну  что  за  друзья  у  тебя?

О  чем ты  только  думаешь?

Какой  ты  у  меня  умница!

А  как  ты  считаешь?

У  всех  дети,  как  дети,  а  ты…

Какой  ты  у  меня  сообразительный!

Правильные  ответы:  1,  4,  6,  7,  9,  10,  13 – нет

                                          2,  3,  5,  8,  11,  12,  14 – да.

Результаты  теста:  

  1.  Если  вы  верно  ответили  практически  на  все  вопросы,  вы  живете  с  ребенком  душа  в  душу.  Он  искренне  любит  и  уважает  вас.  Ваши  отношения  способствуют  становлению  его  личности.
  2. Если  вы  допустили  3 -5  неверных  ответов,  вы  не  последовательны  в  общении  с  ребенком,  он  уважает  вас,  и  хотя  не  всегда  с  вами  откровенен.  Его  развитие  подвержено  влиянию  случайных  обстоятельств.
  3. Если  вы  допустили  6 -8  неверных  ответов,  вам  необходимо  быть  к  ребенку  повнимательнее,  вы  пользуетесь  у  него  авторитетом,  но  авторитет  не  заменит  любовь.  Развитие  вашего  ребенка  больше  зависит  от  случая,  чем  от  вас.
  4. Если  вы  допустили  11 – 14  ошибок,  вы  сами  чувствуете,  что  идете  по  неверному  пути.  Между  вами  и  ребенком  существует  недоверие.  Пока  не  поздно,  постарайтесь  уделять  ему  больше  внимания,  прислушивайтесь  к  его  словам.

                  Подведение  итогов  родительского  собрания.

                                       Выводы.

  1. Строить  отношения  с  детьми  на  основе  сотрудничества  и  взаимопонимания.
  2. Не  скупиться  на  ласку,  внимание,  сочувствие.
  3. Не  применять  к  детям  физических  мер  воздействия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Презентания к родительскому собранию "Роль самооценки в развитии личности ребёнка"

Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха. Если вы не в состоянии полюбить самого себя, то как же вам удастся питать любовь к кому-либо другому? Высокий уровень самооценки исключ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

               Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседн...

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка....

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности" 1 класс

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности" 1 класс...