Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности" 1 класс
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Роль семьи в формировании личности»
Цели:
- выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
- разработка основных правил семейного воспитания
Участники: классный руководитель и родители учащихся.
Подготовка: За 1 - 2 недели до собрания в классе среди учащихся проводится анкетирование «Ребенок и его семья», в котором учащиеся оценивают свое положение в семье.
Анкета «Ребенок и его семья»
- Меня почти во всем поддерживают.
- У нас бывают разногласия, даже ссоры.
- Мне бывает трудно дома.
- Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
- Меня во многом ограничивают.
- Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
- Мне дают карманные деньги.
- У нас дома бывают одноклассники, друзья.
- Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.
Варианты ответов:
- практически всегда;
- иногда;
- почти никогда.
Оформление, оборудование и инвентарь. ,
I. На доске представлена мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах».
1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?]
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
II. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.
Ход собрания.
I. Информационная часть.
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа — это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- любовь умиления;
- любовь деспотическая;
- любовь откупа.
Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он - «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:
Если:
- ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
- ребенок живет во вражде, он учится…(быть агрессивным);
3) ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины);
- ребенок растет в терпимости, он учится…(понимать других);
- ребенка хвалят, он учится…(быть благородным);
6) ребенок растет в честности, он учится…(быть справедливым);
- ребенок растет в безопасности, он учится…(верить в людей);
- ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя);
9) ребенка высмеивают, он учится…(быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…(находить любовь в этом мире).
По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.
III. Заключительная часть.
Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль семьи в формировании ЗОЖ"
ачество медицинской помощи – 10На родительском собрании рассматриваются вопросы от чего зависит воспитание здорового ребёнка? что влияет на формирование ЗОЖ. ...
Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация
Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Роль семьи в формировании личности» (в обучении и воспитании детей).
Содержание собрания....
Родительское собрание по теме: «Формирование математических способностей у детей 6-7 лет» Собрание-практикум Цель: объединение усилий школы и семьи в формировании математических способностей.
Быть готовым к школе сегодня это не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе это уметь всему этому учиться.Задачи:1. Сформировать представление родителей о математ...
Родительское собрание на тему"РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
Собрание проводится в форме тренинга. Родители практически задействованы на протяжении всего собрания.Цель собрания: выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на ...
Родительское собрание "Семья, её роль в формировании нравственных ценностей и ориентирования подрастающего поколения"
Презентация к Родительскому собранию "Семья, её роль в формировании нравственных ценностей и ориентирования подрастающего поколения", содержит диагностику учащихся....
Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности ребенка"
Тема "Роль семьи в формировании личности ребенка" очень актуальна для родителей учащихся 1-2 классов. Многообразие отношений между её членами, обилие различных форм проявления чувств, живая реак...