Экологическая игра – викторина «Звездный час»
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Птицы нашего края
Экологическая игра – викторина «Звездный час»
Цели:
- выявить лучших знатоков птиц;
- развивать память, мышление, расширять кругозор и эрудицию учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Оформление, оборудование и реквизит:
- таблички с цифрами от 1 до 8 (8 штук);
- зашифрованное слово;
- жетоны – звезды;
- презентация;
- призы для участников.
Предварительная подготовка: дети готовят сообщения о птицах, стихи.
Ход игры.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвященную нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. В нашем крае насчитывается около 340 видов птиц. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение радуют наш слух и глаз. Без птиц природа мертва! А какую еще пользу приносят птицы? (Ответы учащихся: охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, разносят семена и т.д.)
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну – ка, ребята, их вспомни скорей!
Задание – назвать зимующих и перелетных птиц.
Учитель: Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведем отборочный тур и выберем участников. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.
Отборочный тур
Вопросы:
- Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)
- Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла.)
- Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)
- Как охотники называют глухарку? (Капалуха.)
- Какая птица наших мест может прожить до ста лет? (Ворон.)
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики.)
- Какая птица летает дальше всех и выше всех? (Орел.)
- Когда отмечается Международный день птиц? (1 апреля.)
В игре принимают участие 8 учащихся, которые первыми правильно ответили на вопросы викторины.
Учитель: Итак, у нас определились восемь участников игры – они будут бороться за победу. После каждого тура двое игроков, набравших наименьшее количество жетонов – звезд, выбывают из игры. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов. Итак, объявляю начало первого тура!
Первый тур
На слайде изображены следующие птицы:
- Ласточка.
- Снегирь.
- Дятел.
- Голубь.
- Кукушка.
- Синица.
- Сова.
- Скворец.
Учитель: Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните все, что вы о них знаете. Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.
Вопросы:
- Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной? (№2. Снегирь.)
Учитель: Эти красногрудые птицы летом живут далеко на севере, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу – как красные яблоки, рассыпанные у дорог, сидят они под деревьями.
Чтец.
Ты Север знаешь и Сибирь,
Ты грудь обжег себе, снегирь.
Каким холодным зимним днем
Ты опалил ее огнем?
И стало красное пятно
В твоем роду давным – давно…
(А.А. Прокофьев)
- Птица – почтальон, символ мира. (№4. Голубь.)
Учитель: В далеком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.
3 .Какой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи? (№3. Дятлу.)
Учитель: Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где под корой сидит гусеница. Проделает клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклевывать еловые и сосновые шишки.
- Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и желтым брюшком. (№6. Синица.)
Учитель: Синицы не улетают на зиму в теплые страны. В лютую стужу они прилетают к домам людей подкормиться. Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день до ста двадцати гусениц. Выкармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до пятисот раз в день, принося тысячу разных насекомых.
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (№5. Кукушка.)
Учитель: Кукушка за лето уничтожает двести семьдесят тысяч крупных гусениц и майских жуков. Все птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она же дожидается, когда улетит какая – нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит свое яйцо в чужое гнездо.
- Эта птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой. (№1. Ласточка.)
Учитель: Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых – вредителей. Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.
Чтец.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати – поле
Прыгает, как мяч.
(А.А. Фет)
- Какая птица любит кататься на спинах коров, лошадей, овец? Так она ищет себе корм – насекомых и их личинок. (№8. Скворец.)
Учитель: Семья скворцов за день уничтожает до трехсот пятидесяти гусениц, жуков, улиток, спасая от вредителей наши поля, сады и огороды.
8.Какую птицу называют «ночной кошкой»? (№7. Сова.)
Учитель: Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло. С 1964 года совы находятся под охраной. Одна сова уничтожает за лето до тысячи мышей – полевок, сберегая нам при этом тонну зерна! Ни одна кошка не может соперничать с совой.
Подведение итогов первого тура. Подсчет жетонов. Двое участников, набравших наименьшее количество жетонов, получают утешительные призы и покидают игру. Во второй тур выходят шесть игроков.
Физкультминутка «Птички»
Птички начали спускаться –
На поляну все садятся.
(Дети приседают.)
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут руками – «крыльями».)
Вот и юг! Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Второй тур
На слайде изображены следующие птицы:
- Грач.
- Клест.
- Скворец.
Вопросы:
- Какая птица выводит птенцов зимой? (№2. Клест.)
Учитель: Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним – вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый – нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.
- Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (№1. Грачи.)
Учитель: Гнезда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать – двадцать гнезд. Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними через несколько дней – самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая своих подружек.
Чтец.
Отпылала заря на востоке,
И послышалось в ближних кустах,
Непролазно – густых, невысоких,
Нежно – тихое пение птах.
Налетело на птиц вдохновенье
В догорающем свете зари.
Не спугни их чудесное пенье,
И душою, и сердцем замри!
(С. Шилов)
Подведение итогов второго тура. Подсчет жетонов. Двое участников, набравших наименьшее количество жетонов, получают утешительные призы и покидают игру. В третий тур выходят четыре игрока.
Третий тур
Учитель демонстрирует игрокам репродукцию картины «Грачи прилетели».
Дальше на слайде изображены фамилии известных русских художников:
- В. Васнецов.
- А. Саврасов.
- И. Левитан.
Учитель: Перед вами репродукция картины известного художника, которая была написана в 1871 году. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из теплых краев возвратились на старые гнезда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от нее исходит тихая радость, любовь к своему краю.
Внимание, вопрос. Кто из перечисленных художников написал эту картину? (№2. Саврасов.)
Подведение итогов третьего тура. Подсчет жетонов. Двое участников, набравших наименьшее количество жетонов, получают утешительные призы и покидают игру. В финал выходят два игрока.
Финал
Учитель: Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Задание – из букв слова «сорока» за две минуты составить как можно больше новых слов (имена существительные в именительном падеже единственного числа).
(Примеры: коса, кора, рак, сок, сор, роса, рок, оса, срок и др.)
По истечении двух минут финалисты по очереди называют составленные слова. Побеждает участник, назвавший слово последним. Вручение призов.
Учитель: А наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый открыл сегодня для себя что – но новое. А главное, усвоил, что птицы – это часть природы, наши друзья, и мы должны их беречь и охранять, подкармливать зимой.
Чтец.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А.Я. Яшин «Покормите птиц»)
Приложение
Дополнительные вопросы
Если дети в ходе какого – либо тура набрали одинаковое количество жетонов, ведущий задает им дополнительные вопросы:
- Кто кукует у кукушки - самец или самка? (Самец.)
- Самая маленькая птичка наших лесов. (Королек.)
- Какая птица имеет самый длинный язык? (Дятел.)
- Назовите птиц – хищников. (Сова, орел, ястреб, сокол.)
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)
- Почему козодоя так назвали? (Охотятся на насекомых, кружится над стадом коз.)
- Какая птица кричит кошкой? (Иволга.)
- Какая птица шипит, словно змея? (Вертишейка.)
Использованная литература:
- Бианки В. Наши птицы.
- Дмитриев Ю. Лесные загадки.
- Сладков Н. Лесные сказки.
- Снегирев Г. Про птиц.
- Сборник стихов и загадок о природе.
- Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая игра - викторина
Это мероприятие учит детей познавать окружающий мир....
презентация к Экологической игре-викторине
С помощью данной презентации дети с интересом будут участвовать в викторине, легко ориентироваться в выборе ответа на заданный вопрос....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина
Экологическая викторина способствует расширению кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрытию важности рационального использования и охраны окружающей природы; воспитанию экологическ...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Экологическая игра - викторина".
Расширение кругозора детей; раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей среды....
Экологическая игра-викторина
Внеклассное мероприятие...
Внеурочная деятельность. Игра - викторина "Звездный час"
Пробуждение у детей интереса к знаниям, развитие творческих, организаторских способностей....
Игра-викторина «Звездный час» "Права и обязанности ребенка"
Игра-викторина «Звездный час» "Права и обязанности ребенка"Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.Задачи:Продо...