Классный час "Дети войны"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Цели и задачи:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;
- развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе.
Дети войны...
Ход мероприятия.
СЛАЙД № 1
Дочь: Мама!
Мать: Снова дралась во дворе!
Дочь: Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!
Мать: Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нет!
Дочь: Мама, а вырасту я когда?
Мать: Вырастешь. Ешь котлету.
Дочь: Мама, купим живого коня?
Мать: Коня? Да что ж это делается?
Дочь: Мама, а в лётчики примут меня?
Мать: Примут, куда ж они денутся?
Ты ж из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти.
Дочь: Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детство опаленное войной» (Звучит музыка)
СЛАЙД № 2-9
Вед 1: Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Дети теряли своих родителей, оставались одни, умирали с голода.
Вед 2: Конечно, историки могут скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…
Вед. 1: Но не могут они подсчитать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.
Вед 2: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
Вед 1: Об этом могут рассказать они сами.
Вед 2: Те, кто видел эту войну.
Вед 1: Те, кто выжил в ту войну.
Вед 2: Те, кто ещё живы.
Вед 1: Тем, кому 65 лет назад не было 16…
Вед 2: Тем, чьё детство опалено огнём ВОВ, посвящается…
СЛАЙД № 10-11 Музыка “Господи помилуй»
Чтец 1:
Блокада. Далеко как это слово.
От наших с вами светлых мирных дней
Произношу его – и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Чтец 2:
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведёрком пустым
Чуть движется,… а над Невою
Клубится пожарища дым
А там, меж сугробов горбатых
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мёртвую мать.
Чтец 3:
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных – истома
А щёки белые, как мел.
Чтец 2: Где твоя мама, мальчик?
Чтец 3: Дома.
Чтец 2: А где твой дом, сынок?
Чтец 3: Сгорел.
Чтец 2: Он сел, его снежком заносит,
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает – хлеба нет!
СЛАЙД № 12
Вед 1: Что чувствовали, что переживали дети войны? Вот страшная выдержка из дневника Ленинградской девочки Тани Савичевой, которая писала о своей семье.
В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц –шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”. Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.
СЛАЙД № 13 Сценка в блокадном Ленинграде
Девочка: (Закутанная в шарфы, платки (выходит на сцену во время хроники и собирает дрова). Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда.
Бабушка: (во время слов девочки выходит на сцену, ёжилась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу).Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодные умрём.
Бабушка гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него, делает шаг в перёд к зрителям.
Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди). Иногда я ходила за водой. И на улице Пестеля видела страшную картину. Там прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе она замерзала, и уже образовалась ледяная гора, по которой люди старались подняться, но многие скользили на животе, не успев наполнить чайник, вёдра, а потом их обливало этой ледяной водой, и они в эту гору ледяную вмерзали.
На экране хроника блокадного Ленинграда.
Чтец
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улице идут,
Как все живые.
Только не поют:
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые
Всегда среди живым
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Вед 2: Война унесла миллионы жизней советских людей. Не было ни одного города, ни одной деревни, где бы ни погиб на фронте муж, отец, сын, брат.
Исполняется песня «Прощайте скалистые горы»
СЛАЙД № 14 Звучит музыка «Если б не было войны» 1775
Мать:
Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов победы.
Я уже на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нет.
Слетела давно вся пыль с черёмух
Мой мальчик, ты, где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын: Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад.
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны
Но фрицы не знали этого
Нервы у всех оголены
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,
Постой за меня у калитки
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка,
Мать: Мой, мальчик, не уходи постой!
Давай мы выберем путь другой
Другой умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын: Ах, мама, другой – ведь мне он брат,
Он тоже ни в чём не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!
(Минута молчания)
СЛАЙД № 15-17
Вед 1: 18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети.
На переднем плане сцены резко поднимется волейбольная сетка, до этого лежащая незамеченной. Дети оказываются за решеткой. Те, у кого идут реплики, по очереди поворачиваются, доходят до сетки и хватают её пальчиками.
- й ребенок: Мы жались к матерям. Они не всех убивали, не всю деревню. Они разделили: детей – отдельно и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы…Я просила и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…». Куда- то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я видела?
2 – й ребёнок: Я видела как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.
3 – й ребёнок: Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.
4 –й ребёнок: Я видел, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь.
5 –й ребёнок: Я видела, как плакала кошка. Она сидела на головёшках сожженного дома, и только хвост у неё остался белым, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.
Вед 2: Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров.
СЛАЙД № 18-20 На экране слайды. Затем звучит МОЛИТВА. Дети по очереди отходят от сетки, сетка опускается. Зажигаются свечи.
Вед 1: В марте 1944 года советские войска вышли на границу, но у них за спиной оставались свидетельства чудовищных преступлений фашистов на оккупированных территориях. Вы уже слышали дневник Тани Савичевой, написанный в блокадном Ленинграде. Но не легче было и в немецком плену, о чём свидетельствует письмо Кати Сусаниной.
СЛАЙД № 21 Музыка Песня о далёкой Родине» 1756
«Дорогой добрый папенька!
Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о мамочке. Когда вернешься, маму не ищи. Её расстреляли немцы. Когда допытывали о тебе, офицер бил её плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь – у меня отбили легкие. А помнишь, папа, 2 года назад, когда мне исполнилось 13 лет, какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» А теперь, папа, когда взгляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутах, номер на мне, как у преступницы, сама худая, как скелет, - соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Работаю я у немца Шарляна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день. Так приказал барон.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Сегодня я узнала новость: хозяева уезжают в Германию и берут нас с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться. Завещаю, папа: отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя. Мое сердце верит: письмо дойдет.
Чтец:
Выше голову русские девочки!
Выше голову, будьте смелей!
Нам терпеть остается недолго,
Прилетит по весне соловей…
И откроет нам двери на волю,
Снимет платье в полоску с плечей
И залечит глубокие раны,
Вытрет слезы с опухших очей.
Выше голову русские девочки!
Будьте русскими всюду, везде!
Ждать недолго осталось, недолго –
И мы будем на русской земле
Чтец: Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Чтец: Были выплаканы слезы –
Вдовьи – навсегда…
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Эта память – верьте, люди
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.
Музыка «Солнечный круг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Война и дети".
Классный час посвящён детяым, которые жили в годы Великой Отече6ственной Войны и вместе со взрослыми принимали активное участие в боевых действиях....
Классный час "Война 1812 года"
Тема «Отечественная война 1812 года»Цели занятия1. Сформировать представления о войне 1812 года.2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.3. Воспитывать патри...
Классный час война 1941 года
В данной презентации рассказывается о потерях, которые пережили советские люди, о героизме и вере в победу....
классный час "Война 1812 года"
классный час "Война 1812 года"...
классный час "Войной украденное детство"
Классный час "Войной украденное детство" с мультимедийной презентацией для учащихся 1-4 классов....
Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти людской"
Цель классного часа: нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....
классный час "Война ворвалась в детство, в юность"
Этот классный час посвящен детям-участникам Великой отечественной войны. Также на классном часе использовалась презентация....