Педагогическое эссе на тему "Способности учащихся"
статья на тему
Написала учитель начальных классов Танкова Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.esse_tankova.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе
Танкова Н.В. учитель начальных классов МАОУ СОШ №58
Способности ребёнка
Рождение ребёнка – это рождение надежд. Мы мечтаем, что он будет способным, ярким. Поиск одарённости в ребёнке естественен. Почему бы этим наблюдением не заниматься, если есть способности, их надо заметить, чтобы как-то развить. Упустить способности, упустить их формирование – это тяжкая вина родителей. Одна из наиболее тяжёлых, какие только могут быть. Но высматривать надо долго – некоторые дети раскрываются медленно. Поэтому не надо торопиться выносить вердикт «неспособен». Но с другой стороны, не надо и фанатично упорствовать в поисках одарённости.
Почему больше любят способных, чем неспособных? Способному от природы дано больше – зачем же дополнительно его вознаграждать нашим отношением. В то время как неспособный получил меньше – зачем же что-то ещё у него отнимать?
Но гораздо хуже, когда чёрствые родители и педагоги упрекают ребёнка тем, что он не умеет так, как другие, «не тянет» и т.п. А ведь малоспособный ребёнок нуждается как раз в противном – в большой и сочувственной помощи взрослых. Он видит сам, что слабее многих, он сопоставлениями занимается больше, чем мы. Соревновательность – одна из важнейших черта детского поведения и неудачи переживаются очень тяжело.
Не только по этой гуманной причине надо быть особо внимательными. Дело в том, что дети-середнячки – это часто совсем не малоспособные. Что-то приводит их к тому, что они таковыми выглядят.
Я не могу похвастаться тем, что встречалась в своей жизни со многими детьми, обладающими «ложной неспособностью». Мои наблюдения заметили несколько разновидностей:
Первая. Ребёнок слишком тушуется, особенно если к его действиям привлечено внимание окружающих. Он полон страха, что покажет себя плохо и , раз ошибившись, совсем падает духом. Вникнуть в ход дела, уловить, что неудачи связаны не с недостатком способностей, ребёнок, конечно, не всегда может. Он видит только, что конечный результат плох и начинает считать себя «слабаком». Там, где терпит неудачи, он уже участвует всё неохотнее. И перед нами по всей внешней видимости – неспособный.
Вторая. Ребёнок наделён очень ранимым самолюбием. Хочет быть первым, а не получается. Начинаются тяжёлые переживания. Пробуждается снова сила отталкивания от сфер деятельности, где приходится переносить всё это. И в итоге опять перед нами маленький человек, который «не тянет».
Третий. Наиболее загадочный. Инертность, безразличие без видимых причин. Эпизодами, вспышками такой ребёнок показывает нам, что, в общем-то, всё в порядке, справиться может не хуже других. Но в норму поведения это у него никак не превращается.
Четвёртая. Это быстроустающий ребёнок. Резво начинает и вскоре выдыхается. Не может выдерживать постоянно напряжение, мобилизованность, требующиеся для любых занятий.
Возникает вопрос – что же делать? Исходя из опыта моей работы,я считаю, если ребёнок из числа тушующихся – надо постоянно ободрять, вселять уверенность в себя простой, элементарной похвалой. Хвалить его каждый раз, когда что-то, даже мизерное, сделает хорошо. Это будет здорово вселять в него уверенность. «Значит могу» - именно в этом выводе он нуждается.
Совсем другое дело, если облик неспособности принимает чрезмерное самолюбие. Тут надо спокойно урезонивать ребёнка в том духе, что вовсе не обязательно быть неприменно первым, да ещё и во всех областях, что четвёрка тоже неплохая отметка. Надо избавить его от непосильного, сокрушающего максимализма. Можно даже успокаивать тем, что многие выдающиеся известные люди в детстве ничем не блистали.
Что касается малоспособных из-за инертности. Довольно сложная группа детей. Их ничем не удивишь,кажется ничем не увлечёшь. Но не надо отчаиваться, совместно с родителями надо неустанно искать его привязанность к тому или иному предмету. Возможно мы имеем дело с человеком, который наделён ценным даром – призванием к чему-то определённому. Может, вся эта несобранность, опоздания – это просто стихийный протест натуры, лишённой любимого дела.
Если же впечатление слабых способностей создаётся из-за быстрого утомления и выключения внимания, необходимо прежде всего проверить здоровье ребёнка, обратиться к специалистам. Терпеливо помогать изживать это качество: трудовая выносливость, способность длительно концентрировать внимание элементарно тренируется. Только не надо его заставлять работать дольше и больше резкими требованиями, упрёками, сравнениями с другими. Пусть тренируется медленно, постепенно, в таком ритме, в каком именно он может.
Хочу закончить свои рассуждения народным изречением: «Деньги потеряны – ничего не потеряно. Здоровье потеряно – кое-что потеряно. Характер потерян – всё потеряно.»
Так вот, мы не должны допустить, чтобы малоспособный ребёнок понёс эту потерю. Не допустим –и остальное приложится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Педагогическое эссе
Педагогическое эссе «Современный урок современного учителя для современных детей»...
Педагогическое эссе "Нет дороге окончанья..."
В этом эссе мой взгляд на то, что такое школа, каким быть учителю и ученику....
педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"
педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...
Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»
Февраль 2010 год. Год, объявленный годом Учителя. Год, в котором моя дочь пойдет в 1 класс. Она...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ».
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»....
Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021
Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021...