Психологические особенности детей 10 летнего возраста.Памятка и рекомендации для родителей.
консультация (4 класс) по теме

Каргина Наталья Васильевна

Психологические особенности детей 10 летнего возраста. Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возраст 10–11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.

     У них появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса.

         У ребят существует и потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми. Если в семье этого нет, дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, возможно любыми способами привлекают к себе внимания, даже негативными, т.к. им не хватает родительского внимания и тепла.

       В этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие: ускорение роста, несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.

       Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания)

      А также происходит нарушения со стороны нервной системы: • Повышенная возбудимость,

• Вспыльчивость,

• Раздражительность,

• Склонность к аффектам

      Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

       Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

        Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия.

        Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.

       Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

       Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

      НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

       В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

       Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

    Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

       Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

 Психологические особенности  подростка

Негативные проявления

 

  • Дисгармоничность в строении личности
  • Свертывание прежде установившейся системы интересов

     ребенка
  • Протестующий характер его проявления по отношению ко

    взрослым

Положительные факторы

 

  • Возрастает самостоятельность ребенка
  • Более разнообразным и содержательными становятся

    отношения с другими детьми и взрослыми
  • Значительно расширяется сфера деятельности

Данные статистики

  • 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет
     испытывают беспокойство по поводу своего роста.
  • 60% девочек этого возраста испытывают беспокойство по
    поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от
    этого числа склонны к ожирению и тучности.
  • Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической
     зрелости обладают более высоким статусом в детском
     коллективе.

 

  • По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
     
  • В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет увеличивается конфликтность подростков.

 

  • Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

 

Памятка для родителей

  • Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  • Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  • Будьте открыты для общения с ребенком, даже если Вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы. 

  • В период полового созревания мальчикам особенно важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.

  • Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  • Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

  • Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Функции родителей

    Период воспитания, оговоренный законом, длится 18 лет. Этого времени достаточно, чтобы родители успели выполнить четыре функции для своих детей:

  • Стать источником эмоционального тепла и поддержки (0-3 года),
  • Быть властью, высшей инстанцией, распорядителем благ (3-7 лет),
  • Быть образцом, идеалом для подражания (8-11 лет),
  • Оказаться другом и советчиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников...

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологический дневник учителя-логопеда...

Психологические особенности детей с ЗПР

В данном докладе описывается особенности  обучения  детей с задержкой психического развития, продуктивность их учебной деятельности и характер....

Физические и психологические особенности 10-летних детей.

Краткая характеристика особенностей детей десятилетнего возраста. Возраст, с которым я сейчас работаю (3-й-4-й классы)...

Консультации для родителей на тему " Психологические особенности детей 5-6 лет"

С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, а это начало активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, ког...