Пятерка по письму
статья (1 класс) на тему
В данной статье я попыталась проанализировать почему первоклассники плохо пишут, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anzhelika.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №354
Московского района
Санкт — Петербурга
Панченко Анжелика Владимировна
Пятерка по письму
Несмотря на то, что мы все чаще «пишем» на компьютере, умение переносить мысли на бумагу требуется всем. Но в каком возрасте наступает пора учить ребенка держать ручку и выводить буквы? От чего зависит, разборчивым ли будет его почерк? Как достичь вершин каллиграфии и стоит ли это делать вообще?
Идеальный почерк, по утверждению физиологов, - это удел людей с тонкой и совершенной координацией движений, тех, кто может стать каллиграфом. Но таких во всем мире лишь около 5%. И не беда, если ваш школьник относится к оставшимся девяноста пяти. Ведь, если прислушаться к советам специалистов, четкий и читаемый почерк можно сформировать практически у любого ребенка.
Главная задача родителей дошкольников — соблюдать несколько важных правил.
Правило 1. Начинать обучение письму можно только с печатных букв (ни в коем случае не форсируйте события и не покупайте прописи для школы!).
Ребенок — дошкольник еще функционально не готов к тому, чтобы правильно держать ручку. Переучить ребенка потом будет невозможно, следовательно, о хорошем почерке придется забыть.
А на модели письма печатных букв можно сформировать все необходимые качества, которые помогут первокласснику научиться писать курсивом.
Правило 2. Рисовать. Обводить ребенок может и карандашом, а вот когда вы целенаправленно начинаете заниматься с ним подготовкой к письму, это нужно делать только ручкой. Причем гелевая ручка для этой цели не подходит, нужна обычная шариковая с мягким и прорезиненной областью обхвата.
Не берите громоздкие ручки с утолщенными насадками — их сложно держать, поэтому процесс письма усложняется.
Правило 3. Требовать от первоклассника идеального почерка бессмысленно. Особенно если подготовка руки к письму не велась еще до школы. Причем проводить эту самую подготовку надо не спеша и поэтапно. В идеале и потом — уже в школе — надо бы учить письму не торопясь.
Но, к сожалению, все современные школьные методики форсированного обучения, в результате которого формируются каракули.
Неудивительно, что сегодня четкий читаемый почерк у подрастающего поколения — большая редкость.
Самое главное, что нужно сделать до школы, - это подготовить руку к письму.
Как развить двигательные функции?
* Отлично подойдут занятия лепкой: хоть из пластилина, хоть из глины.
* Купите ребенку конструктор: работа с мелкими деталями отлично развивает моторику рук.
* Как вариант — который не исключает конструктор! - мозаика.
*Очень полезна штриховка. Пусть ребенок заштриховывает геометрические фигуры и ли элементы рисунка. И лучше ручкой, чем карандашом. Это даст дополнительный опыт владения ею. Между штрихами должно быть определенное одинаковое расстояние, и их наклон — одинаковый.
Когда в школе дети начинают изучать прописные буквы, помогите ребенку их освоить.
Запомните: буквы делятся на 3 группы. И каждая требует своего подхода.
* Проще всего выписывать буквы с четкими элементами. Например, «а» прописная: овал, крючок.
* Выписывать буквы с нечеткими элементами (например, «к») лучше на нелинованной бумаге - чтобы лучше запоминать элементы.
* Чтобы познакомиться с буквами, которые состоят (например, «з»), полезно сначала сделать из проволоки или толстой нитки. Пусть ребенок обследует ее пальчиками — подключаем тактильные ощущения.
Желательно, чтобы ребенок, прежде чем садиться прописывать буквы, потренировал пальчики: выложил мозаику, заштриховал несколько геометрических фигур.
Когда первоклассники уже пишут слова и короткие предложения, полезно под страничку подкладывать разлиновки (они позволяют контролировать наклон, расстояние между буквами).
У ребенка должен быть стимул красиво писать. В классе мы устраиваем выставки работ и самим детям предлагаем выбрать лучшие, на родительском собрании хвалим тех, у кого самые аккуратные тетради. Как поощрять дома — придумайте сами.
Кстати, дети, с которыми занимаются исключительно папы и мамы, традиционно хуже подготовлены к письму, чем детсадовские.
Разумеется, лучше доверить дошколенка профессиональным педагогам. Если же такой возможности нет, надо постараться избежать возможных ошибок.
Самая распространенная их них: учить с ребенком буквы по таким плакатам, где у каждой буквы какой - нибудь предмет нарисован: «А» - арбуз, «Б» - белочка.
Дети ведь так и запоминают, а когда приходит пора читать и писать, оказываются в тупике: из белочки и арбуза слог «БА» никак не складывается. Более того — надо сразу объяснить ребенку, что есть буквы, а есть звуки. Буквы мы видим, пишем. А звуки слышим. То есть буква «Б» называется «бэ», а произносится отрывисто: «б». «Л» - это «эл» и «л». Дети это отлично воспринимают. И им потом будет легче складывать буквы при чтении, и при письме.
Вообще же главная цель подготовки к школе - расширить кругозор ребенка и его лексичекский запас. А считать и писать он научится и в 1 классе. Но родителей не унять: они стараются самостоятельно — кто, как может — натаскать ребенка по программе 1 класса. Чего совершенно не требуется. При анкетировании учителей начальных классов на тему «Чего вы ждете от ребенка, который только поступил в школу?» Все опрошенные не сговариваясь, отметили, что у детей, которые приходят сегодня в первый класс, очень скудный лексический запас, узкий кругозор и совершенно не развита моторика — они порой даже ножницами пользоваться не умеют. Так что лавный совет: расширяйте кругозор ребенка, читайте ему больше книг, развивайте моторику. Остальное сделает школа.
Если у ребенка был сформирован правильный почерк, а потом в какой — то момент нарушился наклон, ширина и высота букв, это может служить сигналом, что ребенок переутомлен, эмоционально или физиологически истощен, не здоров.
Почерк и душевное состояние тесно взаимосвязаны. А еще он зависит от типа нервной системы. Неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения.
Различия же в тонусе разных мышечных групп — источник различий в расположении линий на бумаге. И это неизбежно проявится в своеобразии почерка.
Единственное требование к почерку должно сводиться не к каллиграфии, а к относительной читабельности — именно в этом главная функция почерка.
Нужно сразу оговориться: в графоанализе нет общего понятия «хорошего» или «плохого» почерка. Личность формируется, во - первых, из врожденных, а во - вторых, из приобретенных в процессе воспитания факторов. И почерк — лишь отражение этого комплекса, своего рода «материальный» носитель психофизических особенностей индивидуума.
февраль 2015 год
Санкт - Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вредная пятерка, полезная десятка
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно опреде...
Конспект урока по математике 2 класс "Счет пятерками"
P { margin-bottom: 0.21cm; } ЦЕЛИ УРОКА.Составление таблицы умножения на 5. Формирование умений выполнять умножение и деление на 5.Расширение житейского опыта школьников,приобретение практических...
Охотники за пятерками.
Сценарий урока Знаний во 2 классе...
Урок математики во 2 классе "Счет пятерками. Умножение и деление на 5"
Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Планета знаний"...
Презентация по математике "Счет в прямом и обратном направлении по одному, двойками, тройками, пятерками"
Презентация по математике "Счет в прямом и обратном направлении по одному, двойками, тройками, пятерками"...
Новогодние "пятерки"
Новогодние "пятерки"...
Викторина "Экспресс пятерка!"
Викторина предназначена для учеников начальной школы. Я использовала данный материал в проведении недели английского языка в школе в конкурсе на получение быстрой пятерки....