Особенности развития универсальных учебных действии у первоклассников в период адаптации
учебно-методический материал на тему
Используя технологию деятельностного метода, уже к середине первого класса все дети успешно адаптируются к школьной жизни, осваивают организационные навыки и умения без труда (с определенной корректировкой учителя) определяют тему и цели урока, самостоятельно выбирают способы решения, предложенных им затруднений и, как следствие получают удовлетворение от выполнения проделанной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_1_kl.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития универсальных учебных действии у первоклассников в период адаптации
Каждые четыре года с радостью и волнением встречают новых учеников учителя, ведь каждый первый класс - всегда начало нового пути, сколько бы таких классов у учителя ни было.
И с такой же радостью и волнением поднимутся по школьным ступенькам вчерашние дошкольники. Для них школа - неизведанная страна, И очень важно, чтобы они смогли стать полноправными гражданами этой страны.
Что же для этого нужно? Прежде всего, необходимо время, чтобы дети привыкли к новым правилам жизни, освоили их, И это время называется периодом адаптации к школе. Его можно рассматривать в первую очередь как процесс психологической адаптации, привыкания ребенка к новым для него условиям учебной деятельности, которая в отличие от привычной ему игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной.
Этот процесс происходит у каждого ребенка по - своему, занимает разное время. Работа учителя в данном направлении может продолжаться в течение всего первого года обучения. Одним из принципов в работе является реализация технологии деятельностного метода,
* С моей точки зрения, возможность безболезненной психологической адаптации ребенка к школе в очень большой степени связана с формой демократичного общения на уроках». Поэтому я, в общении с учениками, опираясь на идеи сотрудничества, предполагающие в каждом первокласснике уникальную личность, стараюсь давать ребенку ощущение личной значимости, возможность совершать на каждом уроке личностно значимые открытия.
Учебники для первоклассников написаны таким образом, чтобы помочь учителю с самых первых дней организовать на своих уроках такое доверительное общение. Они написаны в соответствии с принципами адаптивности, психологической комфортности и развития, а также с учетом реализации технологии деятельностного метода. Все тексты учебников обращены непосредственно к детям; работая с ними, они ощущают себя в центре игровой ситуации с персонажами, которые присутствуют на его страницах, и друг с другом, и с учителем, осознают ценность своего участия в решении самых разных задач.
С первых уроков я предлагаю детям задания, которые способствуют креативности мышления, развивают не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяют ученику познавать себя, определять свою внутреннюю позицию. Давать самооценку, формировать навыки самоконтроля и саморегуляции.
Все содержание уроков я строю в виде системы готовых диалогов, вступая в которые и отвечая на вопросы, поставленные автором учителем, дети с высокой степенью самостоятельности «открывают для себя новые знания, учатся действовать, ставить цели, критически оценивать и при необходимости корректировать свои действия.
С первых дней пребывания ребенка в школе я начинаю работу по формированию у него адекватной самооценки и, как следствие хорошего самочувствия и эмоционального благополучия.
Известно, что дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, общительны, стремятся к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует высокая степень самостоятельности.
Одновременно с работой по психологической адаптации детей и в тесной взаимосвязи с ней я, провожу работу по освоению ими организационных навыков и умений, необходимых для учебы в школе: основных правил поведения на уроке. Навыков индивидуальной, парной и коллективной работы, элементарных приемов обратной связи с учителем. Ведь именно умение работать в группе, умение слышать, понимать и уважать мнение тех, с кем работаешь, умение правильно организовывать свою деятельность, адекватно вести себя вести себя в процессе обучения, не вызывая негативной оценки окружающих, - все это важнейшие составляющие на пули к успешной адаптации ребенка в школе.
И такая работа также реализуется мной, используя технологию деятельностного метода. Приведу несколько примеров:
1. Знакомство с правилом «Хочешь говорить - подними руку».
Первое же задание этого урока сопровождается инструкцией, которая начинается со слова «расскажи». Оно приглашает всех детей к свободной беседе. При этом ситуация разворачивается обычно так: после нескольких неуверенных одиночных ответов все дети начинают говорить одновременно, не слушая и перебивая друг друга. В этот момент учителю очень удобно приостановить обмен мнениями и выяснить у детей, смогли ли они услышать ответы одноклассников, а затем попросить сформулировать главное правило ответов на уроке: « Хочешь говорить - подними руку».
2.3накомство с правилом « Работа выполнена».
Правило «Работа выполнена» вводится после выполнения первого же задания в рабочей тетради (дети обводят по клеточкам и раскрашивают рисунок). Учитель предупреждает их о том, что все работают по-разному: Кто-то быстрее, а кто-то медленнее, а учителю нужно знать, кто уже закончил работу и просит сообщить об окончании работы. Кто-то поднимет руку, кто-то будет выкрикивать с места и тогда учитель просит подумать о том, как жестами можно показать свою готовность учителю. Формулируется новое правило: «Работа выполнена, складываем руки перед собой» и т.д.
Таким образом, используя технологию деятельностного метода, уже к середине первого класса все дети успешно адаптируются к школьной жизни, осваивают организационные навыки и умения без труда (с определенной корректировкой учителя) определяют тему и цели урока, самостоятельно выбирают способы решения, предложенных им затруднений и, как следствие получают удовлетворение от выполнения проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования.
С эти м докладом выступала на районной научно-практической конференции "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"...
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Реферат «Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий»
ВВЕДЕНИЕВ последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошё...
Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий
Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы" и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...
Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты
Статья посвящена описанию проектной деятельности в 1 классе по "Школе России". Приведены примеры детских исследований в учебной работе....
Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.В связи с тем, что приорит...