Воспитываем патриотов
статья на тему

 Представлен материал из опыта работы по гражданскому и патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvaem_patriotov.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем патриотов

                                                               Н.Н. Колязимова,

г. Кемерово, Кемеровская обл.

Проблема гражданского и  патриотического воспитания во все времена была актуальной. Задача педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле,  сформировать те черты характера, которые помогут ему стать  гражданином и патриотом. Залог успешного решения этой задачи – единство семьи и школы в воспитании детей.

В своей работе по гражданскому и патриотическому воспитанию я  реализую городскую программу внеурочной деятельности « С любовью к городу», а главные мои помощники -  родители моих учеников.   Я убеждена в том, что родители должны быть не  простыми созерцателями  мероприятий, приготовленных учителем, а  непосредственными организаторами всех классных дел. Поэтому работу с родителями строю в трёх направлениях: информирование, педагогическая корректировка возникающих ситуаций    и привлечение к проведению  всех мероприятий.

 Родительский комитет моего класса принимает активное участие в обсуждении плана воспитательной деятельности, вносит свои предложения, оказывает помощь в работе с асоциальными семьями, организует работу « Бабушкиной школы», родительского клуба, привлекает родителей к различным творческим делам.

  Патриотическое воспитание детей начинается в семье.  От того, как строятся семейные  отношения,  какие ценности   находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.  « Семейные традиции» -  так                                                                                                                                         называлась серия классных часов, проводимых родителями вместе с детьми.   А этому предшествовало заседание родительского клуба по проблеме гражданского и патриотического воспитания. Анализ анкет показал, что современные семьи недооценивают роль семейных традиций, не понимают их значения в воспитании детей. Одни ссылаются на  занятость («…нам не до традиций…»),  других интересует только экономическое благополучие, третьи – из «группы риска». Поэтому моя задача состояла в том, чтобы донести до родителей информацию о ценности семейных традиций, вызвать желание сохранить имеющиеся традиции и создавать новые.

 Формирование патриотических чувств, любви к прошлому, настоящему и будущему своей семьи – цель встречи  «Загляните в семейный альбом». Мои четвероклассники вместе с родителями  готовили материалы о своих прадедах, отстоявших страну в годы Великой Отечественной войны.

«На фронте прабабушка не была, она в тылу ковала победу.

Мы «Катюшу с ней часто пели и Тухманова «День Победы».

Так писала  о своей прабабушке Чащина Таня.

 В патриотическом воспитании огромное значение имеет  гражданское поведение,  дела и поступки взрослых, и особенно  близких людей. Поэтому очень важно, чтобы дети как можно раньше узнавали об их  трудовых достижениях и наградах, гордились близкими, осознавали вклад  своей семьи в развитие района, города, страны. В семье  моей ученицы сохранилась медаль прабабушки и полоса газеты «Кузбасс» 1978 года, где сообщалось о прабабушкиных достижениях в советское время. Но родители не придавали этому   значения, поэтому эти реликвии  и не были известны одиннадцатилетней  девочке.

 Февраль – традиционный в нашей школе месячник гражданско - патриотического воспитания. Ребята готовят концерт для дедушек и пап, участвуют в фестивале патриотической песни, поздравляют ветеранов и жителей района, результат поисковой работы – газета о героях Кузбасса З.М. Туснолобовой - Марченко и Н. И. Масалове.

  Патриотические чувства воспитываются на   уроках и  во внеурочной деятельности в процессе работы над проектами. «Поют ли частушки в современных семьях?» В работу над  этим проектом включился весь класс. Ребята проводили социологические опросы  в школе, дома, на улицах района. Продуктом проекта стал сборник   «Ихохошки, коротушки, скоморошки». На презентации сборника присутствовали 16 респондентов (бабушки, дедушки, мамы, папы - авторы и исполнители частушек). Какой весёлой получилась встреча трёх поколений!  Гости не только  пели свои частушки под гармошку, но и пустились в пляс. Ребята тоже не ударили в грязь лицом   - «ответили» школьными частушками. Сколько впечатлений от встречи! Ведь «частушки послушать – словно в душу народную заглянуть».

 Помощь взрослых или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует сплочению детского коллектива и родителей. Надолго останется в памяти ребят« Космический рейс».  Это игровая программа, подготовленная родителями  ко дню космонавтики. Для успешного осуществления «космического» путешествия родители изготовили скафандр, вызвавший  у детей бурю положительных эмоций. Теперь скафандр по праву занимает место в школьном музее.

 С большим удовольствием участвовали ребята в проекте « Профессии моих родителей». Вместе со взрослыми составляли презентации, буклеты, фотоальбомы. Но самым интересным для них были экскурсии на работу к родителям (в цветочный магазин, на почту, в кондитерский цех, пожарную часть). Папа Ани Мороз не только рассказал о профессии огнеборцев, но и оказал практическую помощь в подготовке нашей команды, занявшей второе место в городском конкурсе «Дружин юных пожарных».

Любовь к родному краю воспитывается на основе изучения культурного наследия. « О чем рассказывают памятники?» Это детский проект об истории Кузбасса в памятниках. Особое впечатление произвели на ребят монументы погибшим горнякам. Впервые мои четвероклассники осознали смысл надписи на памятнике «Погибшим шахтёрам» г. Киселёвска: «Памятник увековечивает имена горняков, отдавших жизнь за благополучие, свет и тепло в наших домах». На презентацию проекта ребята пригласили  ветерана шахтёрского труда   А.Г.  Дюкарева  (дедушку своего одноклассника). Эта  встреча вызвала особый интерес у ребят. А какой след оставила в душе ветерана и  особенно его внука, начинающего осознавать причастность своей семьи к трудовой истории города!

Важнейшим признаком любви к своей Родине К.Г. Паустовский называл любовь к родной природе. А воспитанию этого чувства способствует   участие детей   в экологических мероприятиях и, что особенно важно,  личный пример родителей. Вот почему так радовались ребята на « Птичьем переполохе», когда вместе с папами развешивали скворечники в школьной роще.

Настоящий  патриотизм  неразрывно  связан  с  уважительным отношением  к    культуре другого  народа. На классном часе  « Мы граждане  одной  страны»  дети  знакомились с традициями разных народов, а бабушки угощали ребят национальными блюдами.

Под руководством Е.П. Торгонской   в «Бабушкиной школе»   наши бабушки (Редреева С.П. ,  Дружина А.А.,  Сом Л.Е.)  проводили для ребят  мастер - классы по вышиванию, вязанию и  квиллингу.  А результат – призовые места в городских  конкурсах детского творчества. Бабушки и мамы учили  девочек плести косички, выращивать рассаду для школьного цветника, участвовали вместе с детьми в трудовых десантах, неделях добра, « Минуте славы»,  делились воспоминаниями об Артеке, рассказывали о своей пионерской  и комсомольской  жизни  во время встречи  «Это нашей истории строки». Ну как не гордиться такими бабушками и мамами!

Любовь к Родине  невозможно представить без родного языка. Родной язык  самый лучший. Это и попытались доказать мои ученики своим проектом  « Нужны ли нам фразеологизмы?»  Вместе с родителями ребята подбирали фразеологизмы, изучали этимологические справки,  готовили рисунки и  «сочинялки» для фразеологического журнальчика. В рамках проекта был проведён фразеологический КВН между детьми и родителями. Детскому счастью не было предела! Ведь победа ребят была бесспорной!

Важный момент в организации патриотического воспитания - учёт психологических особенностей учащихся. Младший школьник мыслит образами, конкретными категориями. Только эмоционально пережитое оставляет в душе  ребёнка глубокий  след. Это  и учитывали мы с родителями при разработке всех внеклассных мероприятий, призванных формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Диагностические показатели уровня воспитанности детей подтвердили успешность  наших усилий.

Литература

  1. Лях В. И. Доклад о роли семьи в формировании патриотического чувства учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/411359/ Дата обращения: 29.04.14.
  2. Лебедева И. Е. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/lebedeva-irina-evgenevna Дата обращения: 29.04.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением?

Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением? Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать своё поведение. «Без тормозов», «реактивный ...

Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...

Эссе "Учить нельзя воспитывать"

Тема: "Не будешь воспитывать ты - будут учить и воспитывать тебя"....

Как воспитывать мальчика и девочку

Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли   воспитывать мальчиков и девочек"?  Я постараюсь вам помочь. Для начал...

доклад на тему : Обучать воспитывая и воспитывать обучая.

Здесь речь пойдет о воспитании детей....

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя

Ссылка на сайт 4 класса:   http://nsportal.ru/site/n-e-p-o-s-e-d-y   Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя...

консультация воспитываем патриота с детства

консультация о методах воспитания ребенка к родине...