Воспитываем патриотов
статья на тему
Представлен материал из опыта работы по гражданскому и патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospityvaem_patriotov.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитываем патриотов
Н.Н. Колязимова,
г. Кемерово, Кемеровская обл.
Проблема гражданского и патриотического воспитания во все времена была актуальной. Задача педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать те черты характера, которые помогут ему стать гражданином и патриотом. Залог успешного решения этой задачи – единство семьи и школы в воспитании детей.
В своей работе по гражданскому и патриотическому воспитанию я реализую городскую программу внеурочной деятельности « С любовью к городу», а главные мои помощники - родители моих учеников. Я убеждена в том, что родители должны быть не простыми созерцателями мероприятий, приготовленных учителем, а непосредственными организаторами всех классных дел. Поэтому работу с родителями строю в трёх направлениях: информирование, педагогическая корректировка возникающих ситуаций и привлечение к проведению всех мероприятий.
Родительский комитет моего класса принимает активное участие в обсуждении плана воспитательной деятельности, вносит свои предложения, оказывает помощь в работе с асоциальными семьями, организует работу « Бабушкиной школы», родительского клуба, привлекает родителей к различным творческим делам.
Патриотическое воспитание детей начинается в семье. От того, как строятся семейные отношения, какие ценности находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. « Семейные традиции» - так называлась серия классных часов, проводимых родителями вместе с детьми. А этому предшествовало заседание родительского клуба по проблеме гражданского и патриотического воспитания. Анализ анкет показал, что современные семьи недооценивают роль семейных традиций, не понимают их значения в воспитании детей. Одни ссылаются на занятость («…нам не до традиций…»), других интересует только экономическое благополучие, третьи – из «группы риска». Поэтому моя задача состояла в том, чтобы донести до родителей информацию о ценности семейных традиций, вызвать желание сохранить имеющиеся традиции и создавать новые.
Формирование патриотических чувств, любви к прошлому, настоящему и будущему своей семьи – цель встречи «Загляните в семейный альбом». Мои четвероклассники вместе с родителями готовили материалы о своих прадедах, отстоявших страну в годы Великой Отечественной войны.
«На фронте прабабушка не была, она в тылу ковала победу.
Мы «Катюшу с ней часто пели и Тухманова «День Победы».
Так писала о своей прабабушке Чащина Таня.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет гражданское поведение, дела и поступки взрослых, и особенно близких людей. Поэтому очень важно, чтобы дети как можно раньше узнавали об их трудовых достижениях и наградах, гордились близкими, осознавали вклад своей семьи в развитие района, города, страны. В семье моей ученицы сохранилась медаль прабабушки и полоса газеты «Кузбасс» 1978 года, где сообщалось о прабабушкиных достижениях в советское время. Но родители не придавали этому значения, поэтому эти реликвии и не были известны одиннадцатилетней девочке.
Февраль – традиционный в нашей школе месячник гражданско - патриотического воспитания. Ребята готовят концерт для дедушек и пап, участвуют в фестивале патриотической песни, поздравляют ветеранов и жителей района, результат поисковой работы – газета о героях Кузбасса З.М. Туснолобовой - Марченко и Н. И. Масалове.
Патриотические чувства воспитываются на уроках и во внеурочной деятельности в процессе работы над проектами. «Поют ли частушки в современных семьях?» В работу над этим проектом включился весь класс. Ребята проводили социологические опросы в школе, дома, на улицах района. Продуктом проекта стал сборник «Ихохошки, коротушки, скоморошки». На презентации сборника присутствовали 16 респондентов (бабушки, дедушки, мамы, папы - авторы и исполнители частушек). Какой весёлой получилась встреча трёх поколений! Гости не только пели свои частушки под гармошку, но и пустились в пляс. Ребята тоже не ударили в грязь лицом - «ответили» школьными частушками. Сколько впечатлений от встречи! Ведь «частушки послушать – словно в душу народную заглянуть».
Помощь взрослых или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует сплочению детского коллектива и родителей. Надолго останется в памяти ребят« Космический рейс». Это игровая программа, подготовленная родителями ко дню космонавтики. Для успешного осуществления «космического» путешествия родители изготовили скафандр, вызвавший у детей бурю положительных эмоций. Теперь скафандр по праву занимает место в школьном музее.
С большим удовольствием участвовали ребята в проекте « Профессии моих родителей». Вместе со взрослыми составляли презентации, буклеты, фотоальбомы. Но самым интересным для них были экскурсии на работу к родителям (в цветочный магазин, на почту, в кондитерский цех, пожарную часть). Папа Ани Мороз не только рассказал о профессии огнеборцев, но и оказал практическую помощь в подготовке нашей команды, занявшей второе место в городском конкурсе «Дружин юных пожарных».
Любовь к родному краю воспитывается на основе изучения культурного наследия. « О чем рассказывают памятники?» Это детский проект об истории Кузбасса в памятниках. Особое впечатление произвели на ребят монументы погибшим горнякам. Впервые мои четвероклассники осознали смысл надписи на памятнике «Погибшим шахтёрам» г. Киселёвска: «Памятник увековечивает имена горняков, отдавших жизнь за благополучие, свет и тепло в наших домах». На презентацию проекта ребята пригласили ветерана шахтёрского труда А.Г. Дюкарева (дедушку своего одноклассника). Эта встреча вызвала особый интерес у ребят. А какой след оставила в душе ветерана и особенно его внука, начинающего осознавать причастность своей семьи к трудовой истории города!
Важнейшим признаком любви к своей Родине К.Г. Паустовский называл любовь к родной природе. А воспитанию этого чувства способствует участие детей в экологических мероприятиях и, что особенно важно, личный пример родителей. Вот почему так радовались ребята на « Птичьем переполохе», когда вместе с папами развешивали скворечники в школьной роще.
Настоящий патриотизм неразрывно связан с уважительным отношением к культуре другого народа. На классном часе « Мы граждане одной страны» дети знакомились с традициями разных народов, а бабушки угощали ребят национальными блюдами.
Под руководством Е.П. Торгонской в «Бабушкиной школе» наши бабушки (Редреева С.П. , Дружина А.А., Сом Л.Е.) проводили для ребят мастер - классы по вышиванию, вязанию и квиллингу. А результат – призовые места в городских конкурсах детского творчества. Бабушки и мамы учили девочек плести косички, выращивать рассаду для школьного цветника, участвовали вместе с детьми в трудовых десантах, неделях добра, « Минуте славы», делились воспоминаниями об Артеке, рассказывали о своей пионерской и комсомольской жизни во время встречи «Это нашей истории строки». Ну как не гордиться такими бабушками и мамами!
Любовь к Родине невозможно представить без родного языка. Родной язык самый лучший. Это и попытались доказать мои ученики своим проектом « Нужны ли нам фразеологизмы?» Вместе с родителями ребята подбирали фразеологизмы, изучали этимологические справки, готовили рисунки и «сочинялки» для фразеологического журнальчика. В рамках проекта был проведён фразеологический КВН между детьми и родителями. Детскому счастью не было предела! Ведь победа ребят была бесспорной!
Важный момент в организации патриотического воспитания - учёт психологических особенностей учащихся. Младший школьник мыслит образами, конкретными категориями. Только эмоционально пережитое оставляет в душе ребёнка глубокий след. Это и учитывали мы с родителями при разработке всех внеклассных мероприятий, призванных формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Диагностические показатели уровня воспитанности детей подтвердили успешность наших усилий.
Литература
- Лях В. И. Доклад о роли семьи в формировании патриотического чувства учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/411359/ Дата обращения: 29.04.14.
- Лебедева И. Е. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/lebedeva-irina-evgenevna Дата обращения: 29.04.14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением?
Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением? Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать своё поведение. «Без тормозов», «реактивный ...
Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...
Эссе "Учить нельзя воспитывать"
Тема: "Не будешь воспитывать ты - будут учить и воспитывать тебя"....
Как воспитывать мальчика и девочку
Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек"? Я постараюсь вам помочь. Для начал...
доклад на тему : Обучать воспитывая и воспитывать обучая.
Здесь речь пойдет о воспитании детей....
Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя
Ссылка на сайт 4 класса: http://nsportal.ru/site/n-e-p-o-s-e-d-y Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя...
консультация воспитываем патриота с детства
консультация о методах воспитания ребенка к родине...