Статья:"Проектно-исследовательская деятельность учащихся в группе продленного дня."
статья на тему

ГБОУ лицей  №572

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал  государства. Я считаю, что одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является организация проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon amosova.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в группе продленного дня

Амосова В. П.

Воспитатель ГПД,

ГБОУ лицей  №572

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал  государства. Я считаю, что одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является организация проектно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.»[1] Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. 

Проектная деятельность в начальной школе широко используется  не только в учебной деятельности, но  и во внеурочное время в частности, в группе продленного дня. Над формированием научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия  для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Начиная работу над проектом,  взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом коллективе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект? Мы сами педагоги должны быть увлеченными людьми, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать  ребенку  учиться, направлять его познавательную деятельность. Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

 - значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая познавательная);

 - применение исследовательских, творческих методов при проектировании;

 -структурирование этапов выполнения проекта;

 -  самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

 Проекты  в начальных классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Это очень сближает детей, педагогов и родителей.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит реальное взаимодействие семьи и школы. Так, например, работая над проектом «Птицы в городе» дети активно сотрудничали с родителями, изготовляли кормушки.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

 - содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

 - навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

 - заинтересованностью ученика в работе.

 Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов для начальной школы обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученик на выполнение других более сложных и самостоятельных проектов.В качестве примера можно привести  проект, который был в группе продленного дня, «Ёлочка, живи».

При организации данного вида деятельности разрабатываются различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. Первоначально учащиеся занимаются разработкой информационных проектов, которые направлены на изучение информации о каком-либо объекте, явлении. Деятельность их заключается в анализе информации, полученной из различных источников, ее обобщении. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных  проектов, которые носят исследовательский характер.

Например, проект «Родная рудная земля». Это долгосрочный проект. Ребят очень заинтересовала история возникновения нашего города, достопримечательности города и его окрестностей, красота нашего неповторимого края. Дети так сильно увлеклись данным проектом, что начали его расширять, развивать, открывать для себя новое, ранее неизведанное. Продолжением этой работы стал проект «Люблю мой край родной». Этот проект можно классифицировать коллективный, творческий. Идея проекта возникла при выполнении домашнего задания по ознакомлению с окружающим миром. Ребят заинтересовали вопросы:

  1. История возникновения села.
  2. Почему село получило название Сергиевка?

 Были намечены следующие этапы работы:

  1. Изучение специальной литературы.
  2. Экскурсия по селу.
  3. Экскурсия в Губкинский краеведческий музей.
  4. Беседы с жителями села.

После знакомства с книгами «Фронтовые дороги сергиевцев» и «Все остается людям» Ю.Алексеева прошли бурные обсуждения, которые вылились в вывод: село назвали в честь графа Сергея Орлова – Давыдова, имение которого находилось в нашем селе.

Одним из этапов проекта были экскурсии по селу и посещение Губкинского краеведческого музея, где дети познакомились с воспоминаниями Горовец Капитолины Дмитриевны. Из воспоминаний они узнали, что Горовец К.Д. жила в селе в 1910 году и работала учителем в земской школе. Продолжением исследовательской работы стали беседы с жителями села. Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дети поместили в папку – портфолио.

Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной,  внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальном, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат становится социально и практически значимым.

Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе научно - практических конференций различного уровня. Учащиеся группы продленного дня принимают участие в школьной конференции, выступают со своими проектами на районных научно - практических конференциях, региональных конференциях.

Организация проектно-исследовательской деятельности у наших учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ проектно – исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.

Литература

  1. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.
  2. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
  3. Савенков А.И.   Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .
  4. Савенков А.И.   Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.
  5. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – с. 34-45.
  6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – с. 160


[1]         Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – Самара, Федоров, 2006,

         с.-47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

СТАТЬЯ по теме:«Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»

СТАТЬЯ по теме:"Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...

Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся"

В методической разработке "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся" говорится об эффективности  само...

Статья: Использование современных информационных технологий при организации проектной/исследовательской деятельности школьников в группе продленного дня

       В условиях современного образовательного процесса “одним из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в уче...

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...