"Особенности учебной деятельности и поведения ребенка с признаками одаренности"
материал на тему
Развитие способностей школьника является одной из приоритетных задач современного образования. Актуальной же является проблема выявления признака одаренности у ребенка. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrno2.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности учебной деятельности и поведения ребенка
с признаками одаренности.
1. Что такое одаренность?
- Какой тип одаренности проявляется в деятельности ученика? Определите тип одаренности по следующим критериям:
- вид деятельности;
- степень сформированности;
- форма;
- широта проявления.
- Какие инструментальные и мотивационные признаки одаренности для него характерны?
- Какие личностные особенности отличают данного ребенка с признаками одаренности?
Развитие способностей школьника является одной из приоритетных задач современного образования. Актуальной же является проблема выявления одаренности у ребенка. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Б.М.Теплов определил одаренность как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
Группа ученных под руководством Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова в рамках программы «Одаренные дети» определяют одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Примером такого способного ребенка с признаками одаренности является ребенок нашей гимназии Илья.
Мальчик пришел в первый класс шести лет, хорошо подготовленным. Бегло читал, хорошо считал в пределах 100, решал логические задачи. Когда я ближе с ним познакомилась, то узнала, что мама и папа у него медалисты, закончили МГУ. Папа противник электронных игр, считает, что лучше провести время с хорошей книгой, чем за компьютером.
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).
К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Так как Илье присуща познавательная деятельность, то ему соответствует интеллектуальная одаренность.
Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
актуальную одаренность;
потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети.
В нашем случае больше подходит потенциальная одаренность. Это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. Что и произошло с Ильей, когда он поступил в 7классе в физмат школу.
Первоначально развитие этого потенциала сдерживалось рядом причин:
- Учебная программа не отвечала запросам ребенка (ему порой было не интересно).
- Психологические особенности, мешающие реализации возможностей ребенка:
- недостаток самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия;
- чувственность к критике;
- склонность отвлекаться и откладывать дела (интересная головоломка или задача могли заставить забыть обо всем).
По критерию «форма проявления» можно говорить о:
явной одаренности;
скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
У Ильи я считаю скрытая форма одаренности.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. Это связано с наличием особых психологических барьеров, они возникают на пути развития и интеграции способностей.
Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:
общую одаренность;
специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
Общая и специальная одаренность взаимосвязаны, и нельзя их противопоставлять друг другу. Под влиянием общей одаренности проявление специальной одаренности выходит на качественно новый уровень освоения конкретной деятельности. В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, который проявляется в его реальной деятельности, и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный – характеризует способы его деятельности и может быть описан следующими признаками:
- Наличие специфических стратегий деятельности, которые обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.
При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения (все схватывает на лету);
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации (находит и предлагает свой нестандартный способ выполнения задания);
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных идей и решений (способен видеть новые возможности и грани решения задачи).
- Особый тип обучаемости, который проявляется как в высокой скорости и легкости обучения, так и взамедленном темпе обучения, но с последующим, резким изменением структуры знаний и умений.
Два других признака – сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности и высокая структурированность знаний - к Илье не подходят.
Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности и характеризуется у этого ученика следующими признаками:
- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям и сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;
Увлекаясь интересной задачей, Илья мог забыть обо всем, его не останавливал ни звонок на урок, ни с урока. В пятом классе стал думать над изобретением «вечного двигателя», так увлекся расчетами, что ушел домой без портфеля.
- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а так же готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
При всей любви к математике, Илье было «тесно» в рамках этой науки и он стал интересоваться физикой, при этом не переставал читать классическую литературу. Читал много и с удовольствием. В пятом классе увлекся Б.Акуниным, читал очень вдумчиво.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.
Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста.
У одаренного ребенка, а в частности у Ильи, можно отметить следующие отличительные черты:
- чрезвычайное любопытство в отношении того как устроен тот или иной предмет;
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием помогает ему накапливать информацию, а затем ее интенсивно использовать;
- с удовольствием занимается сложными задачами, не терпит хоть какой-то подсказки. (Еще в 1 классе оставаясь в ГПД, решал занимательные и логические задачи. Если какая-то задача не получалась, то отвергал всякие объяснения. Додумывал дома и на следующий день приходил с ответом).
- Обладает повышенными математическими способностями, в плане вычислений и логики (легко мог посчитать многозначные числа, в любой системе исчисления – восьмеричной, пятеричной ит.д.)
- Увлеченность в сочетании с отсутствием опыта и нужных знаний, приводила к тому, что ему не по силам.
Дети с признаками одаренности имеют ряд особенностей, которые приводят порой к возникновению сложностей во взаимодействии с одноклассниками.
Учась в начальной школе, Илья был очень ранимым, нетерпелив, ему не доставало эмоционального баланса, У него возникали трудности в общении с одноклассниками, он испытывал сложности в адаптации к требованиям социального окружения. Илья не мог понять, для чего дежурить в классе, если это время можно использовать продуктивнее. Ребята на него злились за то, что приходиться делать все за него. На помощь пришёл учитель, который объяснил все ребятам и поговорил с Ильей.
В исследованиях М.Воллаха и Н.Когана, направленных на улучшение уровня развития интеллекта и креативности были выявлены четыре группы детей в зависимости от уровня развития этих качеств. Илья подходит к группе с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности. Он стремится к школьным успехам, тяжело воспринимает неудачу. Он сдержан, скрытен и дистанцируется от своих одноклассников. У него был всего один близкий друг, который разделял его интерес к чтению и математическим головоломкам. Они вместе перешли в физмат школу.
Выделяют несколько типичных проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети. Илья, на мой взгляд, сталкивается со следующими:
Неприязнь к школе. У Ильи появилось равнодушие, потому что программа не соответствовала его способностям, ему было скучно.
Игровые интересы. Нравились сложные игры, головоломки, не все ребята могли в них играть.
Погружение в философские проблемы. Илью стали интересовать философские проблемы, религиозные верования после прочтения произведений Б.Акунина.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Предпочтение в общении с детьми старшего возраста.
Нереалистичные цели. Стремление к постановке завышенных целей.
Сверхчувствительность. Уязвимость, критическое отношение к себе и окружающим.
Илья неусидчив, у него плохо с мелкой моторикой, он плохо рисовал, штриховал. Часто сидел под партой и читал, но когда ему становилось интересно сразу, же включался в работу и не только отвечал на вопросы, но и вносил свои предложения. Илья очень неопрятен, его это не заботило, так как есть более интересные дела. Тетради у него мятые и грязные. Но он обожает математику, а пишет очень плохо, хотя очень грамотно (1 место по городу в «Русском медвежонке» и «Кенгуренке»).
Различают одаренность с гармоничным и дисгармоничным типом развития.
Особенностью детей с гармоничным типом развития является стремление к творческой деятельности, проявление повышенной самостоятельности, они в меньшей степени нуждаются в помощи взрослых. Признаком этих детей является высокий уровень познавательной потребности, любознательность. Высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знаний, которые связаны с ведущими способностями.
Для детей (Ильи) с дисгармоничным типом развития типичным является значимое опережение в умственном развитии. Эмоциональная, социальная и физическая сферы не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к неравномерности развития. Самооценка у Ильи отличается противоречивостью, нестабильностью.
Перфекционизм (стремление добиваться совершенства) характерен и для этого ребенка. Однако нередко задачи, которые ставит перед собой он, намного превышают его реальные возможности на данном этапе обучения. Эти дети очень впечатлительны.
Трудной является проблема саморегуляции. Часто одаренные дети занимаются тем, что интересно и легко для них. Любой другой деятельности, которая не входит в сферу их деятельности – избегают.
Чтобы понять особенности личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития, надо проанализировать его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у них гораздо меньше места, чем у сверстников. Поэтому такие дети редко становятся лидерами. И Илья из их числа. У него отсутствуют навыки социального поведения, зато повышенные интеллектуальные возможности. Особая одаренность сопровождается необычным поведением. И чтобы не произошло отчужденности ребенка от группы сверстников, нужна помощь учителя.
В нашем случае, Илье повезло с классным руководителем, она сразу заметила неординарность ученика и всячески помогала ему. Так в классе организовали «Клуб взаимопомощи». Илья объяснял одноклассникам непонятные темы, помогал с выполнением домашнего задания, а ребята помогали ему на уроках рисования, труда. Учитель нередко обращался к Илье за помощью. Но к сожалению не все учителя с пониманием относились к этому одаренному ребенку, что часто приводило к конфликтным ситуациям.
Понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития является принципиально важным для успешной работы учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности учебной деятельности одаренных детей.
Консультация для родителей....
Особенности учебной деятельности у детей с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательных школ
В статье отражены вопросы классификации детей с ЗПР, причины задержки психического развития у детей, характеристика детей с ЗПР, особенности учебной деятельности детей с ЗПР....
Особенности учебной деятельности у учащихся с речевыми нарушениями.
Эта работа адресована учителям нечальной школы. Преподнесены некоторые приемы упорядочения учебной деятельности....
Возрастные особенности учебной деятельности второклассников
Работа содержит материал для родителей по теме "Возрастные особенности учебной деятельности второклассников"...
Консультация для родителей "Особенности учебной деятельности одаренных детей".
Консультация для родителей учащихся 1-2 класса ....
Особенности учебной деятельности слабослышащих обучающихся с педагогической запущенностью.
Харктерные проявления педагогической запущеннсти в учебной деятельности....
Советы родителям Как узнать , что мой ребенок имеет признаки одаренности
В статьеедложены советы родителям о том "Как узнать , что мой ребенок имеет признаки одаренности"...