классный час "Огонь - друг или враг?"
классный час (2, 3, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Огонь - друг или враг?
Цели:
1. ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь;
2. выучить правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара;
3. проследить связь темы урока с литературными произведениями;
4. воспитывать уважение к профессиям пожарных, сталеваров, электросварщиков и др.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование:
1. набор карточек с описаниями ситуаций;
2. карточки с тестами «Противопожарная безопасность»
3. кроссворд;
4. детские рисунки;
5. мультимедийная установка;
Ход занятия.
I. Введение в тему.
– Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот на какую, попробуйте определить сами. Я загадаю вам загадку, а вы скажите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке.
Слайд 1
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
- Тема нашего урока «Огонь - друг или враг»
Слайд 2
– Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём.
Слайд 3
Говорим - огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров-
И от дома – куча дров!
- Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.
Слайд 4
- Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.
Слайд 5, 6
- Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.
Слайд 7
- Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь.
- Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите.
Слайд 8
- А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.
Слайд 9, 10
- Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы.
Слайд 10,11
- Электрическим током «питаются» и гигантские заводы, и работающие в нашей квартирах телевизоры, радио- приёмники, пылесосы, утюги, холодильники…
Слайд 12
- Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это – тоже огонь.
Слайд 13
- Оно верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
Стихотворение читает:____________________________________
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
- Какие вы знаете, профессии, где человек применяет огонь?
Слайд 14
- Но случается, что огонь из верного друга и помощника превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
Слайд 15
Стихотворение читает: _____________________________
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользнет коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
- Сила у друга – огня – большая - пребольшая! Но если этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны.
Слайд 16
- Он уносит человеческие жизни, стирает с лица земли большие города и маленькие деревни.
- Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить и дом, и деревню, и лес.
Слайд 17
- Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия, больницы, магазины, корабли, самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля. (слайд)
- Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.
II. Изучение нового материала и актуализация субъектного опыта учащихся.
- Отчего может возникнуть пожар?
- Назовите причины. (Дети называют причины пожара, а учитель записывает на доске)
- Часто пожары возникают по вине людей, в том числе – школьников. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила:
Слайд 18, 19
/ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПО ОЧЕРЕДИ ПО ОДНОМУ ПРАВИЛУ/
- Давайте еще раз повторим все правила пожарной безопасности:
1. Не балуйся со спичками и зажигалками.
2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
3. Не суши белье над плитой.
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.
5. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу.
6. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
7. Не разводи костер в лесу.
8. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений.
9. Не вешай на лампу бумажный абажур.
10. Будь осторожен с газом.
- Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую – здоровье и жизнь людей.
- Помните, всякая шалость с огнем может привести к большому несчастью! К пожару!
Стихотворение читает: ________________________
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители Земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
- Но бывает так, что все же случилась беда, и начался пожар, что же делать?
Давайте познакомимся и заучим правила поведения при пожаре:
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его затушить. Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем).
Слайд 20
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. ( Можно ли при пожаре прятаться в укромных местах? Что в первую очередь надо спасать?)
Слайд 21
3. Если не можешь убежать из горящего дома, сразу же позвони по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих.
Слайд 22
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу.
Слайд 23
5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
Слайд 24
6. Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут. (Но если дом одноэтажный, то наоборот нужно разбить стекло и выпрыгнуть наружу).
Слайд 25
7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. (К чему может привести паника?)
Слайд 26
- Огонь – не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные.
Слайд 27, 28
Пожарные – это люди, которые каждый день рискуют своим здоровьем и даже жизнью ради спасения чьей-то жизни и имущества.
-Почти два века, как в нашей стране появились пожарные.
Взгляни, каким было житьё - бытьё первых пожарных.
Высокая башня – это каланча. Из неё виден пожар: где огонь, там и дым. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом – повозки с водой, багры, лестницы, лошади.
Лошади – самые лучшие, самые резвые!
Слайд 29
- Необыкновенной удалью и геройством славились пожарные.
- Есть у пожарных и поезда. В одном вагоне - насосная станция, в другом - пожарный
автомобиль. В таком поезде есть всё, что нужно для схватки с огнём. К горящей станции или составу его домчит дежурный локомотив.
- Есть и пожарные самолёты и вертолёты.
Слайд 30
-Пожарные тренируются в скорости, силе, ловкости.
Вот, что советуют пожарные каждому из вас:
Стихотворение читают: ________________________________
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен,
Дети, помните о том,
Что нельзя шалить с огнем!
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять? –
Сразу спички те отнять!
Раскалился если вдруг,
Электрический утюг,
Что должны вы сделать, детки?
Вынуть вилку из розетки.
Если вдруг пожар возник,
Ты звонить обязан вмиг,
Знает каждый гражданин
Часть пожарных – 01!
IV. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности.
Физминутка: Игра «Это я, это все мои друзья»
-Я задаю Вам вопросы, а Вы будете хором отвечать:
-«Это я, это я, это - все мои друзья!»
- Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
- Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
V. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности .
Анализ ситуаций.
1. - А сейчас послушайте историю, которая произошла с Незнайкой.
Слайд 31
- Однажды Незнайку пригласили в гости. Он готовился очень тщательно: достал новый костюм, почистил ботинки. На следующее утро, когда Незнайка проснулся, он увидел, что проспал. Что тут началось! Незнайка в спешке съел бутерброд, выпил чай. Быстро натянул пиджачок, а он - мятый. Незнайка включил утюг и стал гладить. Заканчивал он, когда часы пробили 11-00. Незнайка быстро оделся и выскочил на улицу. А утюг так и остался на столе включенный...
- Как вы думаете, что случилось дальше?
Слайд 32
- Хорошо, что Знайка (учитель достает куклу) был дома и увидел, что из окна дома его соседа валит дым. Он подбежал к телефону и набрал номер...
Учитель прикрепляет к доске карточку 01.
- Что это за номер?
- Пожарные быстро приехали и затушили огонь. Вспомните, из-за чего может возникнуть пожар?
- Все верно. Ребята, Незнайка подготовил для вас стихотворение, про волшебный номер телефона 01.
Стихотворение читает: ____________________________
Этот номер -01.
Знает каждый гражданин
Если в дом придет беда —
Позвони скорей туда.
Если, нету телефона,
Позови людей с балкона.
2. Ситуация: “Позвони пожарному”.
Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных. – По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните. (Варианты ответов детей).
(Образец правильного варианта: “Набрать номер 01.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: улица Юбилейная, дом 1,квартира 17. Говорит Дима Иванов, телефон 48251” )
– Почему не поздоровался? (нет времени). Что ещё можно было сказать? (что именно горит)
3 ситуация: «Какие правила безопасного поведения на кухне нужно помнить?»
Дети сидят за партами. Ведущий передает воздушный шар, участник, договаривая последнее слово стихотворной строки, передает шар другому участнику.
Ведущий.
Раз, два, три, четыре-
У кого пожар в…? (Квартире).
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ....? (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками… (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…? (газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички….? (зажигал)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег ...? (листву.)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ...? (предметы).
Помни каждый гражданин этот номер ... (ноль один).
Дым увидел — не зевай и пожарных ... (вызывай).
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем….? (опасно)
3 Ситуация: Кроссворд
По горизонтали: | 5. Это темный, темный дом, |
4 ситуация: VI. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности по тесту.
Проводится в том случае, если на уроке остается время. Если времени нет, то предлагаемый тест можно использовать для проверки домашнего задания на следующем уроке.
Слайды: 34-37
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарных по телефону 01.
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.
4. Для чего прибивают железный лист на полу возле печки?
а) для сохранения тепла;
б) для поддержания чистоты;
в) чтобы угольки не попадали на пол и не вызвали пожара.
5. Почему пожарных называют борцами огненного фронта?
а) умеют быстро разжечь костер;
б) умеют быстро потушить огонь;
в) знают много игр с огнем.
5 ситуация:
а) Что означают знаки?
Знак перечёркнутой сигареты “Запрещается курить”. Изображается на наружной стороне дверей помещений, где нельзя пользоваться открытым огнём и находятся ядовитые вещества.
Знак перечёркнутой горящей спички “Запрещается пользоваться открытым огнём”. Изображается на наружной стороне дверей помещений и складов с пожароопасными материалами, а также на таре с ними.
Знак, где нарисован кран и перечёркнутый огонь “Запрещается тушить водой”. Изображается на таре со щелочными металлами, а также на дверях помещений, где эти вещества хранятся.
Треугольный знак – огонь “Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”. Изображается на таре, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости.
6 ситуация: Придумать свой запрещающий знак и дорисовать
Заключение:
А сейчас ребята споют вам частушки:
1. Мы частушки пропоем,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнем,
Вам сейчас покажем.
2. То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
3. Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
4. Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
5. Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!
6. Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 0-1,
Сразу все уладится.
7. Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!
8. Собрались мы здесь сегодня,
Чтобы ловкость показать.
Научиться быть пожарным
И пожар не создавать.
VII. Подведение итогов занятия.
Огонь – давний друг человека. Во все времена люди стремились разумно использовать огонь. Он согревал первобытных людей, с его помощью люди научились готовить пищу, защищаться от нападения диких зверей. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей.
Но он может быть и злейшим врагом людей, когда он идет бушующим пожаром, сметая все на своем пути. Надо помнить, что пожар сам по себе не возникает. Он всегда начинается с маленького загорания.
Крепко надо помнить о правилах пожарной безопасности. И если вы их будете всегда соблюдать, то вам не понадобятся правила тушения пожаров, но и их забывать нельзя. И помните слова, сказанные Владимиром Высоцким «Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам».
Давайте посмотрим выставку рисунков «Осторожно – огонь!», которую вы подготовили вместе с учащимися других классов.
- А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?
- Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре. Ребятам дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.
Работа в группах по карточкам
Если огонь небольшой………,
(можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)
Если не можешь убежать из горящей квартиры…………,
(сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)
При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься……….,
(опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)
При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Почему?........
(Он может отключиться, и ты задохнешься.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Друг- это кто......."
Классный час "Друг- это кто......."...
Классный час "Другие люди "
Беседа о детях с ограниченными способностями....
Классный час: «Друга ищи,а нашел, береги!».
Классный час на данную тему помогает воспитывать чувство толерантности в классном коллективе , формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу, формировать у учащихся куль...
Классный час "Друг - дружба"
Классный час на тему дружбы....
Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."
1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали? (Ответы детей) Га...
Классный час "Друг -это тот кто...."
классный час на тему "Друг это тот кто..." Материал полезен учащимся 2 класса. Работа в парах,технология деятельностного метода позволяет учащимся раскрыть сущности нравственных отнош...
Классное занятие "Друга нет- ищи, а нашёл - береги!"
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Нет друга — ищи, а нашел — береги!" 2 класс...