Классный час на тему: "Эрьзя скульптор мира"
классный час (3 класс) на тему
Внеклассное мероприятие на тему: « Степан Эрьзя – скульптор мира!».
Цели и задачи:
- знакомство с жизнью и творчеством мордовского скульптора С.Д.Эрьзи;
- развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся;
воспитание любви к родному краю, народному искусству, труду
- привитие любви к родному краю, развивать стремление изучать историю родного края сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.
Оборудование: выставка книг о творчестве С.Д. Эрьзи, выставка рисунков «С.Д. Эрьзя по имени эрьзи», выставка сочинений, электронная презентация.
Подготовительный этап.
Подготовка к классному часу началась с посещения музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erzya_1.doc | 505 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие на тему: « Степан Эрьзя – скульптор мира!».
Цели и задачи:
- знакомство с жизнью и творчеством мордовского скульптора С.Д.Эрьзи;
- развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся;
воспитание любви к родному краю, народному искусству, труду
- привитие любви к родному краю, развивать стремление изучать историю родного края сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.
Оборудование: выставка книг о творчестве С.Д. Эрьзи, выставка рисунков «С.Д. Эрьзя по имени эрьзи», выставка сочинений, электронная презентация.
Подготовительный этап.
Подготовка к классному часу началась с посещения музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.
Ход классного часа
Вводное слово (читает ученик)
Ты - чародей резца
Ты - славный сын земли
Ты - лучший из эрзян
Я признаюсь в любви
Воспел людей Земли.
Воспел ты свой народ.
И в камне - ты резцом
Свой возвеличил род
Мордовию свою
Прославил на весь мир!
На Родину твою
Пришелся славы пир!
/Д. Надькин./
Учитель:
Добрый день дорогие друзья! Недавно мы посетили Музей С.Д. Эрьзи, и я решила посвятит наше мероприятие этому замечательному человеку. Мы поразмышляем о жизни и творчестве великого скульптора, заочно побываем в мордовском республиканском музее изобразительных искусств еще раз, где представлены работы Эрьзи.
Ребята прошу вас быть внимательными и активными. За каждый правильный ответ я буду раздавать вам жетоны, которые мы подсчитаем в конце урока. Самые активные ребята получат грамоты и дипломы. Желаю всем удачи!
Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой. А особенно радует то, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее пределами. У мордвы это всемирно известный скульптор С.Д. Эрьзя. Его называли «русским Роденом», его работы демонстрировались на международных выставках в Венеции, Ницце, Милане. Память о мастере увековечена в его работах. Эрьзе поставлен памятник у музея изобразительных искусств, носящего его имя. Проходят годы, а интерес к его творчеству не пропадает. Имя скульптора Эрьзи широко известно и в нашей стране и за рубежом. Мордвин Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной народности. Давайте проследим весь творческий путь этого славного человека. Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Среди нас есть экскурсоводы, которые расскажут нас о каком – либо периоде из жизни Степана Нефедова.
Давайте начнем наше путешествие в прошлое.
П.Черняев «Степан Эрьзя» _
Простая эрзянка была его мамой!
Он рос на земле, чтобы больше творить,
Берёзу, квебрачо, и бронзу, и камень
Заставил навек говорить.
Он знал все страдания ХХ века,
Разгадывать тайны и думы умел.
Всю жизнь изучал, узнавал человека,
Величье и гордость воспел.
… Бывал то задумчив, то весел, то мрачен…
Творенья берёг больше жизни своей.
Назвал Аргентину страною квебрачо,
Россию – Отчизной своей.
Рассказ о раннем детстве С.Д.Эрьзи.
Рассказ учителя. Я буду первым экскурсоводом.
26 октября 1876 года в селе Баево Ардатовского уезда (ныне Ардатовский район Мордовии) в семье Нефедовых родился мальчик, который прославил не только нашу республику, но и весь мир своими творениями.
Отец, Дмитрий Иванович, был крестьянином – бедняком. Он один из немногих грамотных людей в селе Баево.
Рубрика « Это интересно»
А знаете ли вы, что Эрьзю сначала звали не Степаном, а именем, которое в переводе с мордовского означает “дитя леса”. Когда он родился, то еще неделю жил без имени – ждали отца, который как и многие крестьяне из мордвы, находился на заработках. Но по обычаям старины ребенок не должен долго оставаться без имени, т. к. нечистая сила может сглазить младенца. Боясь такого лиха, старухи-староверки уговорили мать пойти в священную дубовую рощу, где по старому обычаю предков дали имя новорожденному ВиртАка – дитя леса. Вернулся отец. Он с радостью взял маленького сына на руки и ,подбрасывая вверх, воскликнул: «Ого, смелый будет человек, даже не пикнул.» Мать отобрала ребенка, прижала к груди и упрекнула:
- Виртака еще махонький, а ты играешь, как с медвежонком.
-Что за имя Виртака? Я назову сына Степаном.
В сумерках ноябрьского вечера, задами, озабоченный отец тащился к священнику, то и дело поправляя барана, которого нес за плечами. Священник, пожурив его немного и , впустив барана в хлев, буркнул: -Завтра твое чадо будет Степаном. Так дитя леса Виртака стал Степаном…
Маленький Степан любил следил за письмом отца. Мать, Мария Ивановна, была простой, разговорчивой.
Степан рос в окружении старших: брата Ивана и сестры Ефимии-Фимы, как ее называли в семье. Ходить и говорить Степан начал поздно. Его несколько запоздалое развитие сильно беспокоило родителей. Степан в детстве очень боялся и стеснялся чужих людей. Учитель. Ребята я расскажу вам о маленьком Степане, а вы ответите на вопрос: «Почему он так поступил?».
Уже 5-летним ребенком, Степан, найдя ржавый гвоздь и укладываясь на полатях, начинает ковырять потолок, подражая отцу в письме, пока родители догадались посмотреть, чем занимается сын, весь потолок уже был исчерчен кружочками, линиями, точками. Так что отцу пришлось обстругать доски рубанком. Степану наказали: впредь не ковырять потолок гвоздем. Но его это не остановило, он только заменил гвоздь углем, мелом.
Учитель. А почему, ребята, он продолжал ковырять потолок?
Дети: /ответы/: У маленького Степана была с детства потребность рисовать, лепить. У него были способности.
Как и все крестьянские ребятишки, Степан помогал отцу: он пахал, косил сено, возил дрова из леса. А вечерами лепил из глины или вырезал из дерева фикурки птиц и зверей; на клочках бумаги, на стенах избы кусочками угля и сухой глины рисовал портреты родных и знакомых.
Учитель. Да, ребята, вы правы. У мальчика с детства была потребность к рисованию, лепке, великому труду, творческому труду. Но надо было учиться.
Сценка. (Деревенская изба. Печь, исчерченная углем. Мать, отец, Степан за столом).
Мать: (жалуется плаксивым голосом) Совсем от рук отбился, поговорил бы ты хоть с ним, отец, ведь все на мне одной лежит. (Плачет)
Отец: (кашляет) Чай, прясть и ткать парня не заставишь.
Мать: Да ведь и без этого дел-то много, чего же ты говоришь!
Отец: Надо подумать…
Мать: (срывается на крик) Да чего еще думать! Да возьми хоть с собой, пускай помогает!..
Отец: Там уже нечего помогать, скоро кончаем.
Мать: Вот Иван, какой он был работящий да умелый, и по дому все делал и пахал один, и сеял, а этот лоботряс все стены углем исчертил.
Отец: (ворчит) Рисовать – тоже дело. Я всю жизнь пахал да топором махал, а добра не нажил.
Мать: Да ведь и перед людьми-то стыдно за него! Даже Назаровы ребята над ним смеются.
Отец: Ладно, осенью отвезем к Ивану, пускай научит столярничать. (Крестится на иконы).
И начинается его трудовая дорога в жизни. Кто расскажет о начале трудовой жизни. Слово экскурсоводам.
Юношество. 2 экскурсовод.
С 14 лет Степан начинает трудовую жизнь. Его отдают в ученики к иконописцу. Целых 8 лет он ходит артелью по Руси, расписывает церкви, рисует иконы.
С большим трудом удается бедному мордовскому юноше поступить в знаменитое Московское училище живописи, а чтобы не быть голодным, вечерами работает у фотографа.
Эрьзя заканчивает училище, скульптурный класс, Степан Дмитриевич вынужден покинуть Россию и поселиться в Италии.
За границей неизвестный скульптор стал всемирно известным. Здесь на международной выставке работы Эрьзи принесли ему славу. Лучшие его работы – «Тоска», «Поп», «Последняя ночь перед казнью» - получают высокую оценку. 3 года упорного труда и бессонных ночей не прибавили ему ни денег, ни вещей. Но зато Эрьзя увозит из Италии другое духовное богатство, которое не вместить ни в какие сундуки.
Учитель. Ребята, как вы думаете, какое богатство?
Дети. Свои работы.
Степан Дмитриевич переезжает во Францию. Он участник Парижской выставки 1911 года, которая принесла ему огромный успех. Его работы «Каменный век», 2 головы Христа, одна из которых отлита в бронзе, были проданы прямо с выставки. Давайте посмотрим его творения этих периодов. Презентация
Французские газеты отзывались о русском скульпторе как о чуде, печатали его фотографии и портреты.
В 1913 году Эрьзя открывает 1 профессиональную выставку скульптуры и рисунка в Париже в галерее Жоржа Пети.
В 1914 году великий скульптор возвращается на Родину. До 1918 года живет в Москве, с 1918 по 1925 год живет в Екатеринбурге, Батуми, Новороссийске, Баку, создает памятники, посвященные переменам в нашей стране.
Учитель. Ребята, слово нашим чтецам-экскурсоводам.
- Сияй, наш Эрьзя, новым поколениям!
Твой труд раздвинул занавес веков
Минувших. Вижу я освобожденье России от
тиранства и оков.
- Тебе присущ чудесный дар прозренья.
Я вижу: ты идешь среди лугов
И взором придаешь лугам цветенье.
И выпрямляешь стебельки цветов.
- И вижу я: с тобой, как с добрым другом.
Такой тихой радостью объят,
Идет поэт Есенин пышным лугом,
Да так идет, что соловьи молчат.
Шагают рядом Эрьзя и Есенин.
Таким в веках не суждено забвенье!
- Узнала вся Россия в изумленье,
Как много сделать вы смогли добра.
И жизнь прекрасней стала без сомненья.
От вашего резца и от пера.
- Стремясь лучами отблагодарить,
На вас глядело солнце с неба нежно.
И оба жили вы одной надеждой:
Побольше счастья людям подарить.
- Таких, как вы, не заслоняют тени.
В груди бушует к творчеству стремленье.
Экскурсовод 3.
Учитель. С 1927 по 1950 год Эрьзя живет в Аргентине. За эти годы организовано свыше 10 персональных выставок. С полной силой раскрывается талант скульптора. Основным материалом для его работ становятся породы дерева – квебрахо, альгарробо. Они покоряют Эрьзю, и мастер создает множество портретов. Например, «Александр Невский», «Людвиг Бетховен», «Л.Н. Толстой» и другие. Центральное место занимаю женские образы, которые художник наделяет красотой, обаянием. Но он уделял место и сказочным мотивам. Обратите внимание на скульптуру Бабы - яги
Баба русская Яга - символ доброты и зла...
Нос, приплюснув к подбородку
Из печной трубы уродка
Вылетела в сонный мир,
Дымный, сказочный эфир...
Растянулся рот ехидно:
Всё ей слышно, всё ей видно...
Баба русская Яга - символ доброты и зла!
- А какие вы знаете портреты?
Дети. Мать. Женские портреты.
Учитель. Да, ребята. Эрьзя много работ посвятил женщине, матери. Он ценил мать.
Ребята, Степан Дмитриевич долгие годы жил за границей, но образ великой Родины всегда оставался в сердце у художника. Три года, ожидая разрешения выехать на Родину, Эрьзя переписывался со своим племянником, Михаилом Ивановичем Нефедовым, который жил в Москве. Степан Дмитриевич отправил ему телеграмму встретить его, ведь ему, 74-летнему старику нелегко пришлось бы с грузом. Он вез все скульптуры и много древесины.
Ребята, о чем всегда думал Эрьзя?
Дети. О работе.
Учитель. Да, он всегда думал только о работе, о своей личной жизни он забывал.
Дети.
Учитель. Последняя персональная выставка в Москве была в 1954 году. Она продемонстрировала популярность скульптора на Родине. Прочитаю о ней из книги Кузьмы Абрамова, а вы подумайте глубже. «Перед многими скульптурами лежали охапки цветов. Хотя выставка не имела рекламных объявлений, на нее ежедневно приходило более 6 тыс. посетителей. Выстраивались даже очереди. Каждый день меняли тетради для записи отзывов. Вот один из них: «Уважаемый, товарищ Эрьзя! Внимательно осмотрев Вашу выставку мы можем от всей души пожелать, чтобы наши молодые художники учились у Вас той огромной силе жизни, которой дышат Ваши произведения» группа инженеров-химиков.» А Чтобы вы написали Эрьзе после этого урока? Ведь он посвятил себя народу, Родине. (ответы детей). Ребята, у нас в классе тоже организована выставка ваших рисунков и сочинений.
Обратите на нее внимание. Я хочу поблагодарить всех за участие, но выделить мне хотелось работы:
-
-
-
Учитель. Вот еще одна деталь. Каким он был человеком? Он ни разу в жизни не отмечал свой день рождения шумным весельем. Этот день проходил незаметным, редко кто из близких друзей чем-нибудь напоминал ему об этом. Он рассчитывал, что 80-летие пройдет тоже незаметно, как другие круглые даты его жизни. Но вечером 26 октября 1956 года его мастерская наполнилась друзьями. А вскоре и в газетах появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении скульптора Эрьзи за заслуги перед народом в развитии современного изобразительного искусства и в связи с его 80-летием Орденом Трудового Красного знамени. Эта высокая награда подтвердила, что заслуги Эрьзи как художника были признаны народом, государством.
Степан Дмитриевич любил жизнь, он никогда не говорил о смерти. Жизнь такая штука, что приходилось терять много времени на ее бесконечное устройство. Бессмысленные переезды отнимали много сил. Теперь он обосновался окончательно, кажется, все у него есть. Не достает главного – здоровья. А планы у него были. Его всегда заставали за станком, за работой. Всего у скульптора 500 и более работ по всему миру.
Учитель. Эрьзя умер в 1959 году. Ему было 83 года.
Ребята, мы с вами не поговорили о том, были дети у скульптора, оставил ли он продолжателей своего дела?
Я предлагаю посмотреть фильм, и ответить на этот вопрос .
Фильм на поэму
Прощание эрьзи с детьми. поэма часть первая
ЭРЬЗЯ НАЗЫВАЛ ДЕТЬМИ СВОИ СКУЛЬПТУРЫ...
У меня спросили: - есть ли дети,
Продолжатели моих трудов?
Так взгляните на скульптуры эти,
Белых и коричневых цветов...
Вот они - семья моя большая,
Вместе с ними - пёс Леон и кот...
Я скульптуры созидал, себя лишая,
Сна и отдыха и всех других свобод...
Вы сказали: - Эрьзя был свободен,
Жил вольготно, так, как сам хотел?
- Да. Я был без денег и голоден,
Но упорен,зол и очень смел!
По-другому жить я никогда не мог,
Потому остался одинок!
Одиночество молчащее,
Сколько пуль впилось в моё стучащее?
И терзает боль меня строптивого,
Беспокойного и ретивого...
И вползает горечь, дымом стелется,
Ни во что уже мне не верится:
Ни музея нет и ни выставки...
Помогите, дети мои, выстоять!
Никогда, никому я не кланялся
Мне никто не помог -
Сам управился...
Не Роденом был, был я ЭРЬЗЕЮ...
Не по плитам ходил, а по лезвию!
Сколько было дорог, выбрал главную...
Дети! Вас уберёг в пору странную:
В ледяных годах и голодных,
На железных путях и на водных...
Я вас резал, сколачивал, клеял,
Я Вас тёр, растирал и лелеял,
Я живой разговаривал с Вами,
А Вы мне отвечали словами...
Сын, мой друг, Моисей благородный,
Древесины высокопородной,
Что ты мне посоветуешь, милый,
Где мне взять для творчества силы?
Не боялся я жизни голодной,
Я работал в вагонах холодных,
Я месил цементное тесто,
А теперь не найду себе места?
Что же это за страна, за Россия?
Не в неё ли меня пригласили?
И не в ней ли мне всё обещали?
Это в ней ничего мне не дали!
И такое ужасное чувство:
Нет ей дела до Эрьзи искусства!
Как хотелось в Мордовию детства...
Никуда от тоски мне не деться,
Никуда от тоски сосущей
И от глаз людских завидущих...
Но я видел людей восхищённых,
Перед вами коленопреклонных!
Видел я благородные лица...
Мне казалось, что всё это снится?
Огневой Полевой и Сутеев
Написали о вас, берендеях...
Книги эти, возможно, издали,
Но добьются музея? Едва ли!
Я теперь понимаю мой ужас:
Надо мною вороны кружат...
Над рекою мой стынет крик,
Над болотом мой стынет крик,
Одинокий, унылый крик
Моей жизни последний миг...
Топь болотная глубока,
Холодна шальная река
Ухожу в неё навсегда!
Что я делаю, дети, простите!
Ухожу, но меня не вините,
Что бросаю вас на растерзание,
Тяжело мне далось расставание,
Но В России талант мой унижен,
Я растоптан, я смят, не услышан...
Обвиняют в грехах и падении?
Я же Вас создавал не для денег!
Исходил я муками и криком,
Если шаг неверный брал резец...
Я в поту не думал о великом:
Шлифовал до блеска образец...
Для меня искусство было свято...
Остальное - жизни суета...
Одержимостью безжалостно распятый
Из себя я вылепил Христа...
Мне казалось будет воскрешение,
Оживу я в творчестве своём?
Оказалось, ждёт меня забвение
В доме, что Россиею зовём...
В этом доме не построить дома,
Где вы будете легко дышать?
Мой Сократ, тебе это знакомо,
Ведь тебе от яда умирать?
Мой МИКЕЛАНДЖЕЛО, мой сын,
Италии великий гражданин,
Разгадал я, что такое гений:
Стянуты страдальчески морщины,
Озарение пламенных мгновений,
Мыслей огнедышащих лавины,
Творчество, идущее наощупь,
Зрячее во тьме блужданий,
Жажда усложнить и сделать проще
И... усовершенствовать старания!
Страстью поглощённые минуты,
Дерзость, доведённая до блеска...
И... работы сладостные путы
И... вершина - в Ватикане фреска...
Я учился у тебя, мой гений,
И кристаллом стал для поколений!
Ну, а ты, Александр Невский,
Мой народный герой, не библейский...
Как и ты я был твёрд и отважен,
В Аргентинских лесах бесстрашен!
Ты, закованный в шлем и латы,
Ты меня не осудишь когда-то?
Я не предал, но, став у порога,
Должен я уступить вам дорогу...
- Кто же были для Эрьзи детьми?
Ответы детей - это его скульптуры.
- Очень печально, что такой великий человек не оставил кроме своих творений своего продолжателя….
Ребята, наш классный час подходит к концу. Что нового вы узнали на уроке? Кто такой Эрьзя? (ответы детей).
Учитель. Степан Дмитриевич Эрьзя – великий мордовский скульптор. Мы должны учиться у него трудолюбию. Да, ребята, мы на уроке открыли окно радости в мир творчества, труда. Действительно, Эрьзя умел работать. А это главное в жизни. Великий наш скульптор живет в нас. Мы перед ним в долгу. У нас в классе есть выставка, вы можете посмотреть иллюстрации, почитать интересные книги, выписать для себя что-то новое и важное.
Сейчас проведём небольшую викторину.
Текст викторины: «Здравствуйте, Эрьзя»
1.В каких странах выставлялись работы Эрьзи? Аргентина, Франция, Италия, Москва
2.Настоящея фамилия Эрьзи. Нефедов
3.Название дерева из которого делал свои работы С.Эрьзя.Кебрачо
4.Ремесло, которому обучился скульптор уйдя из дома. Иконопись
5.Деревня в которой родился Эрьзя. Баево
6. Кого Эрьзя считал детьми? Его творения
7. Как переводится с эрзянского имя Степан? Дитя леса
8. Каким объектам и местам дано название Степана Эрьзи?
9. Назовите членов семьи Нефедова? Мать Мария, отец Дмитрий , брат и сестра
10. На чем рисовал свои первые картины Эрьзя?
11. Сколько произведений оставил после себя скульптор? Более 500
12. Чем наградили Степана Эрьзю? Орденом
13. Какой образ был главным в творчестве Эрьзи? Образ матери
14. В каком возрасте скончался творец? 83 года
15. Что важного для себя вы вынесли из этого классного часа?
Подведение итогов. Награждение ребят грамотами.
МОУ «Лицей № 26»
Проведен в 3 В классе
Учитель: Паршина Е.Н.
2014год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Что легче ссориться или мириться?"
Данный классный час был разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Педагог года-2011"....
классный час - диспут «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Проведение диспута было направлено на следующие цели:сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);формировать у учащихс...
Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».
Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что играет огромну...
Тематический классный час в 4 классе "«Культура мира. Человек среди людей.»
Данный классный час проводился для того, чтобы:1.Познакомить учащихся с понятием «Культура мира» и раскрыть его составляющие;2.Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я...
Классный час "Самый большой Урок в Мире"
Цель урока – формирование толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья....
Сценарий классного занятия "Новогоднее путешествие по странам мира"
Конспект занятия"Новогоднее путешествие по странам мира" для учащихся начальной школы...
Степан Эрьзя - скульптор мира!
Внеклассное мероприятие на тему: « Степан Эрьзя – скульптор мира!». Цели и задачи: - знакомство с жизнью и творчеством мордовского скульптора С.Д.Эрьзи; - развитие коммуникативных на...