План реализации воспитательной системы "Дорога познания"
методическая разработка (3 класс) на тему
Данный документ содержит разработанный план реализации воспитательной системы "Дорога познания" и перечень мероприятий для учащихся 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_3_d.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
План реализации
воспитательной
системы
«Дорога познания»
Пояснительная записка
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов. Ежегодно, педагоги сталкиваются с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создания воспитательной системы класса. Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволяет педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаёт условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.
Воспитательная система «Дорога познания» – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов класса, способствующий развитию личности и коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
воспитывать бережное отношение к природе;
создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление.
Этапы построения воспитательной системы «Дорога Познания»
Первый этап – этап становления системы (2 класс);
Второй этап – этап стабильного функционирования системы (3 класс);
Третий этап – этап обобщения результатов (4 класс).
Воспитательная система реализуется через следующие направления:
- «Интеллект»
- «Общение»
- «Нравственность»
- «Досуг»
- «Здоровье»
- «Творчество»
Направление «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
- Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Формы реализации: тематические недели, классные часы, экскурсии познавательного характера, проектная деятельность.
Направление «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
- учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Формы реализации: изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе: социометрия, диагностика;
тестирование учащихся по теме: «Какой я человек?», «Мои интересы», «Чем мне нравится заниматься?», коррекционная работа; система занятий и классных часов по теме «Азбука вежливого человека».
Направление «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
- воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям
Формы реализации: беседы из цикла «Добро. Зло. Умение терпеть»; конкурсы рисунков, газет, плакатов; уроки памяти,
Направление «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
- развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы реализации: посещение кружков, секций, студий; тематические классные часы; внеклассные мероприятия; участие в школьных мероприятиях.
Направление «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации: тематические классные часы; спортивные праздники и соревнования; недели здоровья; трудовая и волонтёрская деятельность.
Направление «Творчество»
Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся.
Задачи:
- развитие творческих способностей;
- формирование потребности в творческой деятельности и самоорганизации;
- формирование художественного и эстетического вкуса.
Формы реализации: организация и проведение выставок творческих работ учащихся, конкурсов рисунков, изготовление тематических подарков и поздравительных открыток, посещение выставок творческих работ в ЦДТ, СЮТ.
Ожидаемые результаты
Первый этап – этап становления системы (2 класс)
1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Проявление внутренней позиции.
3. Формирование навыков внутренней позиции.
4. Формирование нравственных понятий
Второй этап – этап стабильного функционирования системы (3 класс)
1. Формирование нравственных понятий.
2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
3. Накопление опыта нравственного поведения.
4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
Третий этап – этап обобщения результатов (4 класс).
1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.
3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.
5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.
Сроки проведения | «Интеллект» | «Общение» | «Нравственность» |
Сентябрь | День знаний «Здравствуй, школа!» Беседа по правилам дорожного движения. | Кл. час «Азбука вежливого человека». | Диагностика нравственных приоритетов учащихся |
Октябрь | Библиотечный урок «В стране любимых книг» | «Тайна Мирного домика» (беседа о дружбе, товариществе, взаимоуважении) | |
Ноябрь | Неделя детской книги. Писатели – детям Предметные олимпиады | Беседа о правилах поведения в общественных местах | |
Декабрь | Урок-игра «В царстве смекалки» | Кл. час «Без друга в жизни туго» | «Доброе слово – помощник в делах» |
Январь | Кл. час «Обычаи русской старины» | Кл. час «Школа вежливости» | Кл. час «Крещение Руси» |
Февраль | Конкурс творческих работ и проектов «Растения нашего края» | Проект «Они защищали Родину» | |
Март | Викторина «Дорожная азбука» | Беседа «Добро. Зло. Умение терпеть» | |
Апрель | Урок-игра «Я познаю мир» | Акция «Почта добрых посланий» Вахта добрых дел | |
Май | Кл. час «Легко ли учиться?» | Кл. час «Волшебный день» | Диагностика уровня воспитанности |
Сроки проведения | «Досуг» | «Здоровье» | «Творчество» |
Сентябрь | Организация внеурочной деятельности учащихся | Кл. час «Правильное питание» | Конкурс творческих работ на тему «Земля – наш дом» |
Октябрь | Внеклассное мероприятие «Золотая осень» | Конкурс рисунков «Моя родная школа» | |
Ноябрь | Внеклассное мероприятие «Ты одна на свете» | Кл. час «Растём здоровыми» | Конкурс рисунков «Портрет любимой мамочки» |
Декабрь | Внеклассное мероприятие «Новогодняя история» | Кл. час «Нам от болезней всех полезней…» | |
Январь | Беседа о вредных привычках | ||
Февраль | Конкурсная программа «Рыцарский турнир» | Конкурс рисунков и творческих работ на тему «Подвиг Сталинграда» | |
Март | Внеклассное мероприятие «Я славлю мамину улыбку» | Кл.час «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» | |
Апрель | Кл. час «День космонавтики» | Спортивный семейный праздник «Весёлые старты» | Изготовление кормушек для птиц. |
Май | Викторина «В стране Смекалии» | Оформление стенгазет к празднованию 69 годовщины победы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план оформления воспитательного плана классного руководителя
Примерный план оформления воспитательного плана классного руководителя. + социальный паспорт класса...
План реализации воспитательных задач
План реализации...
Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...
Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации. Педагогические чтения: "Реализация нового направления в воспитании обучающихся"
laquo;Воспитание гражданина и патриота через деятельность детских организаций»....