Конспект открытого урока "Традиции дела. Ремесленники."
план-конспект урока (4 класс) на тему
Конспект открытого урока экспериментальной программы "Истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_traditsii_dela._remeslenniki.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по программе «Истоки» в 4 классе «Б»
Учитель: Кицына Марина Александровна
Тема урока: Традиции дела. Ремесленники.
Цели урока:
- формирование ценностно-смысловой сферы детей;
- освоение социокультурных категорий: «традиции дела»; «мастера-ремесленники»; «традиции ремесла».
Задачи урока: воспитание социокультурной основы личности:
- получение новых знаний;
- мотивационная составляющая (почему? для чего?)
- формирование навыков взаимодействия;
- развитие управленческих навыков;
- социокультурная составляющая (умение ценить традиции).
Оборудование:
- мультимедиа: подготовленные с участием детей короткие фильмы о ремеслах («Мастера-кузнецы», «Мастера-плотники», «Мастерицы-рукодельницы», «Мастера-ювелиры», «Булочники-кондитеры», «Мастера-гончары»);
- иллюстрации к активному занятию «Каково полотно, такова и строчка» для демонстрации на доске;
- наглядные пособия: изделия разных мастеров-ремесленников;
- учебник «Истоки»;
- рабочая тетрадь «Истоки»
Ход урока.
Организационный момент.
Ученики организованно входят в класс, здороваются с гостями и садятся за парты.
- Подготовительный этап.
- Мы с вами продолжаем изучать тему «Традиции дела». На прошлых уроках речь у нас шла о труде земледельцев. Сегодня мы начнем разговор о традициях ремесла. Тема нашего урока: «Традиции дела. Мастера-ремесленники».
- Помните: совсем недавно на уроках Москвоведения мы говорили о происхождении названий улиц нашего города. Мы узнали, что многие названия улиц, переулков и площадей напоминают нам о мастерах – ремесленниках, живших в древней Москве. Вспомните названия этих улиц (Кузнецкий мост, Лучников и Копьевский переулки, Оружейный переулок, Бронные улицы, Пушечная улица, Таганская площадь, Котельническая набережная, Гончарная улица, Кожевническая улица, Сыромятническая улица, Хамовническая набережная, Кадашевская набережная (кади – деревянные кадки для солений)).
– Только ли в Москве жили ремесленники? Конечно, во всех городах жили люди, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Стыдно было, если человек ничего не умел делать. Поэтому всегда люди стремились научиться какому-то ремеслу. А если кто-то владел несколькими ремеслами, такому мастеру цены не было. Знаете ли вы, что наш русский царь Петр 1 за свою жизнь освоил 14 ремесел!
– А как вы думаете, сколько разных ремесел существовало на Руси?
Дети высказывают свои предположения.
- Для уточнения ваших ответов давайте откроем учебник «Истоки» на странице 79.
Дети читают текст.
Ресурсный круг. «Качества мастера»
-Учебники закройте, поставьте их на подставки, и давайте поразмышляем о том, какими качествами должен обладать мастер- ремесленник. Выскажите в ресурсном круге свои мнения.
Дети высказывают предположения.
- Вы совершенно правы, всеми этими качествами должны обладать ремесленники, но одно из качеств мне хотелось бы выделить особо – это добросовестность.(Вывешивается табличка со словом добросовестность)
- Ведь чтобы сделать изделие на совесть, надо быть и умелым, и аккуратным, и старательным, и ловким, и трудолюбивым. Хороший ремесленник дорожил своей репутацией – доброй молвой о себе и своем деле. Знал – хорошему ремеслу везде почет. (Вывешивается табличка с этими словами).
2. Основной этап.
Активное занятие «Каково полотно… Тетрадь, с. 11.
2.1.Индивидуальный этап. ( работа в тетради) – 7 мин.
- Еще одно из важных качеств ремесленника – любовь и хорошее знание материала, с которым работает мастер. (Вывешивается табличка)
- Плотники и столяры разные деревья использовали для изготовления различных изделий. Знали, из каких деревьев сложить сруб дома, а из каких вырезать деревянную посуду. Кузнецы одни металлы ковали, другие отливали, третьи чеканили. Зная свойства металлов, они могли и огромный колокол отлить, и ажурную решетку выковать, и замок с секретами изготовить.
- Качество изделия зависело от качества материала – так одно ремесло соединялось с другим: насколько искусной получится вышивка у рукодельницы, зависело от того, насколько тонкий холст соткала ткачиха. В народе говорили: «Каково полотно, такова и строчка». (Вывешивается табличка)
- Такое название носит задание в тетрадях по «Истокам» на странице 11.
- Откройте тетради. Рассмотрите иллюстрации и постарайтесь определить, какие мастера трудились над изображенными на картинках изделиями и какие материалы они использовали. Для выполнения этого задания вам предлагается воспользоваться опорными словами – карточками в конвертах, которые у каждого из вас лежат на партах. Обязательно запишите свои ответы в таблицу.
- Сначала вы, как обычно, выполняете задание индивидуально. На это отводится 5 минут.
Самостоятельная работа
- Теперь поработайте в четверке. Внимательно выслушайте друг друга и придите к общему мнению. Запишите ваш выбор в графу «Работа в четверке». На выполнение задания дается 10 минут.
Работа в четверке.
3.Обсуждение результатов. Экспертная оценка.
- На доске у нас нарисована такая же таблица, как и у вас в тетрадях.
- Заслушивается мнение первой группы. ( Представитель команды выходит к доске, помещает выбранные ответы на доску и высказывает свое мнение. Опрашиваются мнения других команд: Вы согласны?)
- Проверить правильность вашего выбора поможет нам фильм, в создании которого принимали участие ученики нашего класса.
- Правильный ваш выбор? А теперь попробуйте найти на выставке ремесленных изделий изделие своего мастера.
В процессе ответов проводится экспертная оценка правильности выполнения задания[1]
(Доска закрывается)
-Молодцы ребята, правильно выполнили задание. А мне хочется сказать еще об одном качестве настоящего мастера – ведь чтобы изготовить такие замечательные изделия, мастер должен был безупречно владеть своим инструментом: топором, гончарным кругом, иглой. (Вывешивается табличка)
-Здесь нужна была сила, сноровка и точность действия. Инструмент становился как бы продолжением руки. А рука мастера всегда была его главным достоянием, ибо всё изделие от начала до конца делалось руками. Вместе с руками трудилась и душа. Про такого говорили : мастер – золотые руки. (вывешивается табличка)
- До сих пор все вышедшее из-под руки настоящего мастера ценится намного выше, чем фабричное, сделанное машинами.
Учитель подводит итог.
-Итак, давайте подведем итог нашему уроку.
- Удалось ли вам узнать что-то новое о ремеслах?
– Можем ли мы с вами теперь сказать, что у ремесленного дела тоже есть традиции? Какие они? (Ученики называют их)
В народе считалось, что какую бы профессию в жизни человек для себя не выбрал, владение ремеслом всегда пригодится в жизни: обеспечит человеку и его близким достаток, умеющему много делать своим руками никогда не будет скучно, он сможет сам делать разные полезные вещи и радовать ими других людей.
Домашнее задание для вас будет таким: подготовьте рассказ, какими ремеслами владеют ваши близкие, и на следующем уроке мы выслушаем ваши ответы. На этом наш урок заканчивается. Вы хорошо работали, спасибо вам. Давайте встанем, попрощаемся с нашими гостями. Выходим из класса.
[1] Экспертная оценка.
мастер
Материал
Булочники, кондитеры, пекарь
Мука
Кузнец, оружейник, ключник
Железо
Портной, швея, вышивальщица
Ткани, меха
Ювелиры
Драгоценные материалы, камни
Плотники
Древесина
Гончары
Глина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие "Делу время, потехе - час"
В этом мероприятии собраны практически все виды игровой деятельности: шахматы, конкурс загадок, рисование, подвижные игры. Проводится оно между параллелями начальных классов. Данное мероприятие очень ...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."
Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...
Истоки. Традиции дела. Ремесленники.
Презентация по курсу "Истоки". Прзентацию выполнил ученик 4 класса Щербицкий Дмитрий.Цель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела"....
Печатная работа "Традиции дела. Ремесленники"
Разработка урока...
Конспект открытого урока "Труд - дело чести"
Конспект урока по экспериментальному курсу "Истоки"...
Конспект открытого занятия в группе продлённого дня «Кто крепок телом, тот богат и здоровьем и делом».
Установка на ведение здорового образа жизни, формирование понятия «здоровье»...