Конспект открытого урока "Традиции дела. Ремесленники."
план-конспект урока (4 класс) на тему
Конспект открытого урока экспериментальной программы "Истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по программе «Истоки» в 4 классе «Б»
Учитель: Кицына Марина Александровна
Тема урока: Традиции дела. Ремесленники.
Цели урока:
- формирование ценностно-смысловой сферы детей;
- освоение социокультурных категорий: «традиции дела»; «мастера-ремесленники»; «традиции ремесла».
Задачи урока: воспитание социокультурной основы личности:
- получение новых знаний;
- мотивационная составляющая (почему? для чего?)
- формирование навыков взаимодействия;
- развитие управленческих навыков;
- социокультурная составляющая (умение ценить традиции).
Оборудование:
- мультимедиа: подготовленные с участием детей короткие фильмы о ремеслах («Мастера-кузнецы», «Мастера-плотники», «Мастерицы-рукодельницы», «Мастера-ювелиры», «Булочники-кондитеры», «Мастера-гончары»);
- иллюстрации к активному занятию «Каково полотно, такова и строчка» для демонстрации на доске;
- наглядные пособия: изделия разных мастеров-ремесленников;
- учебник «Истоки»;
- рабочая тетрадь «Истоки»
Ход урока.
Организационный момент.
Ученики организованно входят в класс, здороваются с гостями и садятся за парты.
- Подготовительный этап.
- Мы с вами продолжаем изучать тему «Традиции дела». На прошлых уроках речь у нас шла о труде земледельцев. Сегодня мы начнем разговор о традициях ремесла. Тема нашего урока: «Традиции дела. Мастера-ремесленники».
- Помните: совсем недавно на уроках Москвоведения мы говорили о происхождении названий улиц нашего города. Мы узнали, что многие названия улиц, переулков и площадей напоминают нам о мастерах – ремесленниках, живших в древней Москве. Вспомните названия этих улиц (Кузнецкий мост, Лучников и Копьевский переулки, Оружейный переулок, Бронные улицы, Пушечная улица, Таганская площадь, Котельническая набережная, Гончарная улица, Кожевническая улица, Сыромятническая улица, Хамовническая набережная, Кадашевская набережная (кади – деревянные кадки для солений)).
– Только ли в Москве жили ремесленники? Конечно, во всех городах жили люди, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Стыдно было, если человек ничего не умел делать. Поэтому всегда люди стремились научиться какому-то ремеслу. А если кто-то владел несколькими ремеслами, такому мастеру цены не было. Знаете ли вы, что наш русский царь Петр 1 за свою жизнь освоил 14 ремесел!
– А как вы думаете, сколько разных ремесел существовало на Руси?
Дети высказывают свои предположения.
- Для уточнения ваших ответов давайте откроем учебник «Истоки» на странице 79.
Дети читают текст.
Ресурсный круг. «Качества мастера»
-Учебники закройте, поставьте их на подставки, и давайте поразмышляем о том, какими качествами должен обладать мастер- ремесленник. Выскажите в ресурсном круге свои мнения.
Дети высказывают предположения.
- Вы совершенно правы, всеми этими качествами должны обладать ремесленники, но одно из качеств мне хотелось бы выделить особо – это добросовестность.(Вывешивается табличка со словом добросовестность)
- Ведь чтобы сделать изделие на совесть, надо быть и умелым, и аккуратным, и старательным, и ловким, и трудолюбивым. Хороший ремесленник дорожил своей репутацией – доброй молвой о себе и своем деле. Знал – хорошему ремеслу везде почет. (Вывешивается табличка с этими словами).
2. Основной этап.
Активное занятие «Каково полотно… Тетрадь, с. 11.
2.1.Индивидуальный этап. ( работа в тетради) – 7 мин.
- Еще одно из важных качеств ремесленника – любовь и хорошее знание материала, с которым работает мастер. (Вывешивается табличка)
- Плотники и столяры разные деревья использовали для изготовления различных изделий. Знали, из каких деревьев сложить сруб дома, а из каких вырезать деревянную посуду. Кузнецы одни металлы ковали, другие отливали, третьи чеканили. Зная свойства металлов, они могли и огромный колокол отлить, и ажурную решетку выковать, и замок с секретами изготовить.
- Качество изделия зависело от качества материала – так одно ремесло соединялось с другим: насколько искусной получится вышивка у рукодельницы, зависело от того, насколько тонкий холст соткала ткачиха. В народе говорили: «Каково полотно, такова и строчка». (Вывешивается табличка)
- Такое название носит задание в тетрадях по «Истокам» на странице 11.
- Откройте тетради. Рассмотрите иллюстрации и постарайтесь определить, какие мастера трудились над изображенными на картинках изделиями и какие материалы они использовали. Для выполнения этого задания вам предлагается воспользоваться опорными словами – карточками в конвертах, которые у каждого из вас лежат на партах. Обязательно запишите свои ответы в таблицу.
- Сначала вы, как обычно, выполняете задание индивидуально. На это отводится 5 минут.
Самостоятельная работа
- Теперь поработайте в четверке. Внимательно выслушайте друг друга и придите к общему мнению. Запишите ваш выбор в графу «Работа в четверке». На выполнение задания дается 10 минут.
Работа в четверке.
3.Обсуждение результатов. Экспертная оценка.
- На доске у нас нарисована такая же таблица, как и у вас в тетрадях.
- Заслушивается мнение первой группы. ( Представитель команды выходит к доске, помещает выбранные ответы на доску и высказывает свое мнение. Опрашиваются мнения других команд: Вы согласны?)
- Проверить правильность вашего выбора поможет нам фильм, в создании которого принимали участие ученики нашего класса.
- Правильный ваш выбор? А теперь попробуйте найти на выставке ремесленных изделий изделие своего мастера.
В процессе ответов проводится экспертная оценка правильности выполнения задания[1]
(Доска закрывается)
-Молодцы ребята, правильно выполнили задание. А мне хочется сказать еще об одном качестве настоящего мастера – ведь чтобы изготовить такие замечательные изделия, мастер должен был безупречно владеть своим инструментом: топором, гончарным кругом, иглой. (Вывешивается табличка)
-Здесь нужна была сила, сноровка и точность действия. Инструмент становился как бы продолжением руки. А рука мастера всегда была его главным достоянием, ибо всё изделие от начала до конца делалось руками. Вместе с руками трудилась и душа. Про такого говорили : мастер – золотые руки. (вывешивается табличка)
- До сих пор все вышедшее из-под руки настоящего мастера ценится намного выше, чем фабричное, сделанное машинами.
Учитель подводит итог.
-Итак, давайте подведем итог нашему уроку.
- Удалось ли вам узнать что-то новое о ремеслах?
– Можем ли мы с вами теперь сказать, что у ремесленного дела тоже есть традиции? Какие они? (Ученики называют их)
В народе считалось, что какую бы профессию в жизни человек для себя не выбрал, владение ремеслом всегда пригодится в жизни: обеспечит человеку и его близким достаток, умеющему много делать своим руками никогда не будет скучно, он сможет сам делать разные полезные вещи и радовать ими других людей.
Домашнее задание для вас будет таким: подготовьте рассказ, какими ремеслами владеют ваши близкие, и на следующем уроке мы выслушаем ваши ответы. На этом наш урок заканчивается. Вы хорошо работали, спасибо вам. Давайте встанем, попрощаемся с нашими гостями. Выходим из класса.
[1] Экспертная оценка.
мастер
Материал
Булочники, кондитеры, пекарь
Мука
Кузнец, оружейник, ключник
Железо
Портной, швея, вышивальщица
Ткани, меха
Ювелиры
Драгоценные материалы, камни
Плотники
Древесина
Гончары
Глина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/24/picture-114080-1351097672.jpg)
Открытое мероприятие "Делу время, потехе - час"
В этом мероприятии собраны практически все виды игровой деятельности: шахматы, конкурс загадок, рисование, подвижные игры. Проводится оно между параллелями начальных классов. Данное мероприятие очень ...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-367109-1578675553.jpg)
Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."
Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/08/picture-567517-1496899383.jpg)
Истоки. Традиции дела. Ремесленники.
Презентация по курсу "Истоки". Прзентацию выполнил ученик 4 класса Щербицкий Дмитрий.Цель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела"....
Печатная работа "Традиции дела. Ремесленники"
Разработка урока...
Конспект открытого урока "Труд - дело чести"
Конспект урока по экспериментальному курсу "Истоки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-368691-1421409833.jpg)
Конспект открытого занятия в группе продлённого дня «Кто крепок телом, тот богат и здоровьем и делом».
Установка на ведение здорового образа жизни, формирование понятия «здоровье»...