Развитие познавательных процессов младших школьников ( статья)
статья (1 класс) на тему
Познавательные прцессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Поэтому одной из главной целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
статья
Педагогика должна ориентироваться не на
вчерашний, а на завтрашний день детского развития»
Выготский Л.С.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Основным познавательным процессом отражения действительности является восприятие. Его основу составляет работа органов чувств человека. Восприятие учащихсяся 1 и 2 классов отличается слабой дифференцированностью. Необходимо их научить сравнивать сходные предметы, находить различия между ними. В развитии произвольного восприятия большое значение имеет слово. Если в 1-2 классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, то в 3-4 классах это требуется в меньшей степени. В результате игровой и учебной деятельности восприятие переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся. К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования.
Внимание служит основой развития других познавательных процессов, так как, по словам К.Д. Ушинского – это “дверь”, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”... Нет ни одной умственной работы, которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. Преобладающим видом внимания младших школьников остается непроизвольное. Характер мыслительной деятельности наглядно-образный. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Оно тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы. У него небольшая устойчивость внимания. Не умеет быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
Причины невнимательности:
1. Леность мысли
2.Отсутствие серьезного отношения к учению
3. Повышенная возбудимость центральной нервной системы
Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. Читая или наблюдая за различными явлениями жизни, дети начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно- следственные связи и законы появления различных событий. Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Эти способности являются основными предпосылками творчества.
Проведение в младших классах регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах.
Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти учащихся помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопление знания и навыки на уроках математики. Формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными,думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально – творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, логически мыслить; умений находить зависимости и
закономерности; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.
Развивающие игры:
1. Игры на комбинирование (предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов):
- танграм
- игры с палочками
- логические задачи
- шахматы
-головоломки
2. Игры на планирование (формируют умения планировать последовательность действий для достижения какой- либо цели):
-лабиринты
- магические квадраты
3. Игры на формирование умения анализировать (предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов:)
-найди пару
- найди лишнее
-загадки
-продолжи ряд
1.Упражнение «Послушаем!»
Цель — развитие концентрации внимания и удерживании его длительное время на одном предмете.
Процедура игры.
Ведущий:
- Сели! Послушаем, что творится на улице.
- Приготовились, слушаем!
- Кто что слышал? (Дети в быстром темпе отвечают)
- Послушаем, что творится в коридоре. - Послушаем, что творится в классе. И т. д.
- Приготовились. Слушаем!
- Кто что слышал?
2. «Целое-часть. Часть- целое».
Цель – развивать умение анализировать, выделять часть и целое, развитие логического мышления
По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.
1. Автомобиль - колесо; ружье - а) стрелять б) курок в) оружие
2. копейка - рубль; рукав - а) пришивать б) пуговица в) рубашка
3. гитара - струна; глаз - а) зрачок б) голова в) нос
4. вишня - косточка; рак - а) клешня б) рыба в) река
5. страница - книга; лепесток - а) пчела б) утро в) цветок
6. театр - сцена; дом - а) улица б) квартира в) строить
7. палец - рука; ноготь - а) палец б) ножницы в) коготь
8. ботинок - шнурок; ремень - а) брюки б) пояс в) пряжа
9. устье - река; мачта - а) корабль б) море в) дерево
10. панцирь – черепаха ;ступенька - а) строитель б) лестница в) подниматься
3. Упражнение на развитие мышления
Инструкция: «Перед вами столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой».
Сад – (деревья, садовник, собака, забор, земля).
Мышь – (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка).
Река – (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Лев – (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза).
Лицо – (цвет, волосы, очки, нос, усы).
Город – (автомобиль, здание, толпа, улицы, велосипедист).
Лес – (звери, сосны, деревья, грибы, небо).
Куб – (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
Чтение – (глаза, книга, картина, печать, слово)
Гражданин – (отечество, ремесло, преимущество, собственность, право голоса).
Газета – (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
Игра – (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Сказка – (колдун, вымысел, король, полезность, творчество).
Труд – (плата, цель, машина, начало, приятность).
Война – (аэропланы, пушки, сражения, ружья, солдаты).
4. Упражнение «Исключи лишнее»
Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.
Цвет:
- апельсин, киви, хурма
- цыплёнок, лимон, василёк
- огурец, морковь, трава
- сахар, пшеница, вата.
Форма:
- телевизор, книга, колесо
- косынка, арбуз, палатка.
Величина:
- бегемот, муравей, слон
- дом, карандаш, ложка.
Материал:
- банка, кастрюля, стакан
- альбом, тетрадь, ручка
Вкус:
- конфета, картошка, варенье
- торт, селёдка, мороженое
Вес:
- вата, гиря, штанга
- мясорубка, перышко, гантели
Таким образом, развитию познавательных способностей детей нужно подчинять не только содержание, но и методы работы. Необходимо строить занятия так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к знаниям. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя и воспитателя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению, основа полноценного усвоения знаний. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в обучении, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".
Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...
Игра - как средство развития познавательных процессов младших школьников
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...
Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников
Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики, различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...
Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников
Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики, различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...
"Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников».
Выстепление на педагогическом совете...
Развитие познавательных процессов младших школьников на занятиях курса внеурочной деятельности "Мир профессий".
Комментарии к рабочим листам для 2 класса....
Статья "Развитие познавательных процессов младших школьников в рамках группы продленного дня"
Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, п...