Проект "Дружная семья"
методическая разработка по теме
Программа воспитательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дружная семья»
Программа воспитательной деятельности
классного руководителя
МОУ гимназии №76 г.Сочи О.Ю.Шкода
Программа воспитательной деятельности «Дружная семья» предназначена для организации воспитательной работы с учащимися младших классов и создания условий для всестороннего развития ребёнка через воспитательную систему класса. Такой путь преобразований системного подхода позволяет рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе, сформировать классный коллектив, способствует развитию индивидуальности членов классного сообщества. Данная программа основана на принципах: природосообразности, целостности, сотрудничества, деятельностного подхода, успешности.
Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнерства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель воспитательной работы - создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка; формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.
Задачи:
- формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
- формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
- проведение мониторинга развития воспитательной системы.
Особенностью программы является ориентация на создание комфортной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка.
Формы работы. Воспитательная работа в рамках программы включает:
- проектную и исследовательскую деятельность;
- организацию экскурсий и походов;
- праздники, викторины, конкурсы;
- кружки и секции.
Содержание программы реализуется в четыре этапа:
- 1-й этап – «Учимся жить вместе!»
- 2-й этап – «Учимся жить дружно!»
- 3-й этап – «Учимся жить интересно!»
- 4-й этап – «Учимся жить активно!»
Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.
Направления программы. Программа структурирована по шести блокам:
- «Мы – исследователи»;
- «Мы – за здоровый образ жизни!»
- «Мы – вместе!»;
- «Делай, как мы!»
- "В слове «мы» сто тысяч «Я»
- "Мы - россияне".
Работа по каждому блоку имеет свою специфику. Все направления программы взаимосвязаны.
Этап «Учимся жить вместе!»
Цели этапа:
- создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
- определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
- удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
- изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Критерии успешного завершения этапа «Учимся жить вместе!»:
- имеется первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе;
- в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные праздники и экскурсии с родителями;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
Этап «Учимся жить дружно!»:
Цель этапа: обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
- сплочение детского коллектива;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организация работы актива класса.
Критерии успешного завершения этапа:
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
- учащиеся и родители активно принимают участие в организации мероприятий;
- функционирует актив класса;
- созданы сменные творческие микрогруппы.
Этап "Учимся жить интересно!"
Цель этапа: формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
- обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Критерии успешного завершения этапа:
- обучающиеся могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
- полноценно функционирует актив класса;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
Этап "Учимся жить активно"
Цель этапа: формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
- поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
Критерии успешного завершения этапа
- учащиеся вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
- повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Особенность этапа: дети уже могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Роль | Характеристика деятельности классного руководителя |
"Организатор" | Организация общественно-значимых мероприятий школы, района, города. Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Вовлечение детей и родителей в круг школьных мероприятий. |
"Аналитик" | Анализ выполнения плана воспитательной работы. Определение степени реализации воспитательной программы. Проведение и анализ диагностики |
"Источник информации" | Ознакомление родителей с Уставом школы. Знакомство родителей и детей с работниками школы. Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе |
"Корректор" | Обеспечение свободного проявления и развития способностей ребенка Направление работы актива класса |
"Сподвижник" | Оказание детям помощи в самореализации Помощь в организации всех видов деятельности. |
"Носитель культуры" | Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (экскурсии, походы). Выявление детских талантов |
Характеристики блоков программы
Девиз | Цели | Задачи | Формы реализации | |
Блок "Мы - исследователи" | ||||
"Ученье свет, | Развитие познавательной активности обучающихся | Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности и креативности мышления | Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры ("Русский медвежонок", "Кенгуру", "Золотое руно"); викторины, КВН; кружки "Риторика", «Весёлая математика», «Волшебные ключики к знаниям» | |
Блок «Мы – за здоровый образ жизни!» | ||||
"В здоровом теле – здоровый дух" | Сохранение и укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни | Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; профилактика вредных привычек, обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением | Организация горячего питания; посещение спортивных секций; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; экскурсии; конкурсы плакатов, газет по теме "Здоровый образ жизни"; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования ("Веселые старты", "Мама, папа, я – спортивная семья") | |
Блок «Мы – вместе!» | ||||
"В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей" | Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ; формирование единого коллектива | Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки (Дни открытых дверей); общешкольные конференции; посещение учащихся на дому; анкетирования; консультации; проведение совместных экскурсий и мероприятий | |
Блок «Делай, как мы» | ||||
"Дело мастера боится" | Развитие творческой активности | Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков | Конкурсы; выставки работ; кружки (вокальной студии, изобразительного искусства;); творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность | |
Блок "В слове «Мы» сто тысяч «Я» | ||||
"Один за всех | Развитие умений и навыков в сфере общения. Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления | Развитие собственного достоинства и умения уважать достоинство других; умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; обучение коммуникативным навыкам; развитие ученического самоуправления | Тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива класса | |
Блок "Мы – россияне" | ||||
"Ты тоже родился в России!" | Формирование нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры | Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, края; повышение социальной активности учащихся; развитие чувства милосердия, сострадания | Уроки мужества; диспуты; социальные акции; интегрированные образовательные путешествия по памятным местам города |
Результаты реализации программы
В результате работы в рамках программы отмечается уменьшение пропусков учащихся по неуважительной причине, снижение уровня заболеваемости среди младших школьников. Дети активно участвовали во внеклассной деятельности, в городских, районных конкурсах, были довольны итогами внеклассной работы. Наблюдается позитивное отношение обучающихся и их родителей к школе. В результате проведения диагностических методик отмечается повышение уровня развития личностных качеств. Повысилась социальная активность школьников. Дети стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству. За период обучения в начальной школе был сформирован ученический коллектив, ярко выявились лидерские качества у отдельных учащихся. Цели и задачи программы были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Сценарий праздника "Моя семья - моя радость" (8 июля - День семьи, любви и верности)
ДОЛ "Юбилейный"...
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...