Работа с детьми группы риска
методическая разработка на тему
Выявление детей ГР;
Индивидуальная карта учащихся, стоящих на учете ВШК, ПДН;
Типология детей группы риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_gruppy_riska.docx | 19.07 КБ |
karta_gruppy_riska_vshk_pdn.doc | 60.5 КБ |
tekhnologicheskaya_karta_raboty_s_asotsialnymi_detmi.doc | 77 КБ |
terminy.doc | 80 КБ |
tipologiya_detey_gruppy_riska.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление учащихся «группы риска»
Класс ____________________ Классный руководитель________________________________________________________________
«+» - да; «-» - нет
№п\п | Ф.И. учащегося | Живет в неблагополучной семье | Имеет низкий уровень учебной мотивации | Имеет низкий уровень школьной адаптации | Имеет трудности во взаимоотношениях с педагогами, сверстниками | Нарушает дисциплину в классе | Пропускает уроки без уважительной причины | Часто болеет |
Предварительный просмотр:
КАРТА
социально- психологического сопровождения учащегося группы - риска
_________________________________________________
1. Общие сведения о ребенке:
Ф.И.О.: ____________________________________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________________________
2. Общие сведения о семье (нужное подчеркнуть):
полная( неполная);
многодетная
ребенок воспитывается матерью( отцом)
ребенок находится под опекой;
2.1.Фамилия, имя, отчество матери:________________________________________________
Возраст: ___________________ Образование: ___________________________________
Место работы: __________________________________________________________________
2.2.Фамилия, имя, отчества отца:___________________________________________________
Возраст: _____________ Образование : __________________________________________
Место работы _______________________________________________________________________
2.3 приёмные родители или опекуны
следующие данные:
Фамилия, имя, отчество: ____________________________________________________________
Кем приходится ребёнку: ___________________________________________________________
Место работы: ____________________________________________________________________
2.4Другие члены семьи: ______________________________________________________________
2.5 Жилищные условия семьи: _____________________________________________________
-условия жизни ребёнка:___________________________________________________________
2.6. Кто из родственников проводит больше времени с ребёнком: мать, братья, сестры.
(мать, отец, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи – укажите кто)
2.7. Кто из взрослых: помогает делать домашние задания :______________________________
сидит с ребёнком в случае болезни:_______________________________
провожает и встречает из школы:_________________________________
разбирает конфликты: __________________________________________
2.8. Социальный статус семьи______________________________________________________
3. Состояние здоровья и развития учащегося:_________________________________________
3.1 Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость,
пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость,
вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов,
общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки (нужное подчеркнуть).
3.2 Патологические влечения (нужное подчеркнуть):
– курение (не курит, эпизодически, систематически);
– употребление спиртных напитков (не употребляет, эпизодически, систематически);
– употребление ПАВ (не употребляет, пробовал один раз, систематически).
4. Социально-психологическая атмосфера семьи:
– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания,
эмоциональная атмосфера семьи положительная);
– неблагополучная, в том числе:
а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки:
отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение,
систематические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);
б)нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями постоянны конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
4.1 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):
– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);
– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);
– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)
4.2 Стиль отношений в семье (нужное подчеркнуть):
– попустительски-снисходительный;
– позиция круговой обороны;
– демонстративный;
– педантично-подозрительный;
– увещевательный;
– отстраненно-равнодушный;
– воспитание по типу «кумир в семье»;
– непоследовательный.
4.3. Имеются ли отклонения в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость и т. д.)?
4.4 Организация режима труда и отдыха.
Какие обязанности ребенок выполняет в семье: ___________________________________
Соблюдается ли режим дня? ___________________________________________________
Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания? ______
Чем занимается в свободное время: ____________________________________________
5. Особенности учебной деятельности:
5.1 Успеваемость учащегося: _________________________________________________
5.2 Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.
5.3 Интеллектуальные возможности: высокие, средние, низкие.
5.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников (нужное подчеркнуть).
6. Положение в классном коллективе, отношение к нему :
6.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный.
6.2 С кем из класса наиболее близок: ___________________________________
6.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками:
дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается.
6.4 Манера, стиль общения с окружающими:
– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
6.5 Отношение к общественному мнению:
– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);
– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).
7. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
7.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению,
недобросовестное, под нажимом.
7.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен,
демонстративно отказывается.
7.3 Отношение к общественному имуществу:
относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебрежительно, вплоть до
умышленной порчи имущества.
8. Направленность интересов:
8.1 Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской,
художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной
8.2 Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения
(книг не читает, эпизодически, систематически).
8.3 В каких кружках (секциях) состоит (состоял)?
9. Психологические особенности личности:
9.1 Самооценка учащегося:
– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества,
личные возможности, достижения и поражения);
– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
9.2 Уровень тревожности _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.3Определение уровня агрессии (опросник Басса-Дарки)
____________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
9.4 Способы регулирования конфликтов по К.Томасу
Сотрудничество
Компромисс
Соревнование
Приспособление
Избегание
9.5 Развитие познавательных процессов:
– внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное);
– память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный,
процесс запоминания механический);
– мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированы мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления);
– речь (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);
– воображение (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).
9.6 Сформированность волевых качеств:
– самостоятельность (познавательная, социально-бытовая)
– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать
волевые усилия для достижения цели,
отказывается от дела, не доводит до конца);
– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения,
неадекватно реагирует на ситуацию и замечания).
10. Особенности поведения:
10.1 Положительные поступки учащегося:
Как часто они совершаются:____________________________________________________
Возможные мотивы их совершения : _____________________________________________
10.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и характер:
грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений,
не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется.
Конкретные случаи: ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает.
10.4 Как относится к педагогическим воздействиям: равнодушно, с ожесточением, понимает и
старается выполнить требования.
10.5 Актуальный конфликт: воровство, вымогательство у младших и слабых,
грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.6. Состоит на учете:
Внутришкольном: ____________________________________________________________
в ПДН:______________________________________________________________________
(КДН): ______________________________________________________________________
Педагог – психолог: (О.В. Хрестина)
Проведённые мероприятия
Дата | Содержание мероприятий | Примечания |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта психологической поддержки МБОУ СОШ «59
№ | Возрастная категория учащихся | Объект мониторинга | Показатели | Название методики, автор | Сроки проведения | Ответ ствен ный | Движение информации | Использование информации | Объем и вид представления |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Младший школьный возраст (1-4 класс) | 1 класс | 1.Готовность к школьному обучению | Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению» | Сентябрь Март
| Педагог-психолог | У педагога-психолога, классных руководителей социального педагога, зам. директора по УВР | Планирование воспитательной работы, консилиум, родительские собрания, коррекционно-развивающие занятия, консультирование | Результаты исследования, индивидуальные карты развития учащихся, карты ПМСП помощи |
2. Социальный статус в классе | Д.Морено «Социометрия» | ||||||||
3.Мотивационная сфера | Лусканова Н. «Расскажи о школе» | ||||||||
4. Личностная сфера | Голомшток «Карта интересов» | ||||||||
5.Эмоционально-волевая сфера | М.М. Безруких «Карта наблюдения за поведением ребенка в школе» | ||||||||
2-4 класс | 1.Социальный статус в классе | Д. Морено «Социометрия» | Май
| Педагог-психолог | У педагога-психолога, классных руководителей социального педагога, зам. директора по УВР | Планирование воспитательной работы, родительские собрания, коррекционно-развивающие занятия | Результаты исследования, индивидуальные карты развития учащихся, карты ПМСП помощи | ||
2.Мотивационная сфера | Лусканова Н. «Расскажи о школе» | ||||||||
3.Познавательная сфера | Замбарцкявичене «Исследование словесно – логического мышления» | ||||||||
4. Личностная сфера | Голомшток «Карта интересов» | ||||||||
2 | Подростковый возраст (5-8 класс) |
5 класс | 1.Готовность к обучению в средней школе | Безруких М. «Карта наблюдения за поведением ребенка в школе» | Октябрь декабрь март | Педагог-психолог | У педагога-психолога, классных руководителей социального педагога, зам. директора по УВР | Планирование воспитательной работы, консилиум, родительские собрания, коррекционно-развивающие занятия, консультирование | Результаты исследования, индивидуальные карты развития учащихся, карты ПМСП помощи |
2. Социальный статус в классе | Д.Морено «Социометрия» | ||||||||
3.Мотивационная сфера | Балабкина Л.«Методика анализа отношений школьников к учению» | ||||||||
4.Познавательная сфера | Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ) | ||||||||
5. Личностная сфера | Голомшток «Карта интересов» | ||||||||
6.Эмоционально-волевая сфера | Хмельницкая О. «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» | ||||||||
6-8 классы
| 1.Социальный статус в классе | Д.Морено «Социометрия» | Май
| Педагог-психолог | У педагога-психолога, классных руководителей социального педагога, зам. директора по УВР | Планирование воспитательной работы, консилиум, родительские собрания, коррекционно-развивающие занятия, консультирование | Результаты исследования, индивидуальные карты развития учащихся, карты ПМСП помощи | ||
2.Мотивационная сфера | Балабкина Л.«Методика анализа отношений школьников к учению» | ||||||||
3.Познавательная сфера | Групповой Интеллектуальный Тест, Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) | ||||||||
4. Личностная сфера | Голомшток «Карта интересов» | ||||||||
5.Эмоционально-волевая сфера | Собчик Л. «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) | ||||||||
3 | Старший школьный Возраст (9 -11 класс) | 9 , 11 класс | 1.Социальный статус в классе | Д.Морено «Социометрия» | Февраль май | Педагог-психолог | У педагога-психолога, классных руководителей социального педагога, зам. директора по УВР | Планирование воспитательной работы, консилиум, родительские собрания, коррекционно-развивающие занятия, консультирование | Результаты исследования, индивидуальные карты развития учащихся, карты ПМСП помощи |
2.Мотивационная сфера | Балабкина Л.«Методика анализа отношений школьников к учению» | ||||||||
3.Познавательная сфера | Групповой Интеллектуальный Тест, Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) | ||||||||
4. Личностная сфера | Резапкина Г. «Профиль обучения» Успенский В. «Опросник готовности к выбору профессии» | ||||||||
5.Эмоционально-волевая сфера | Стресс - тест | ||||||||
10 класс | 1. Готовность к обучению в старшей школе | Безруких М. «Карта наблюдения за поведением ученика в школе» | Октябрь январь | Педагог-психолог | У педагога-психолога, классных руководителей социального педагога, зам. директора по УВР | Планирование воспитательной работы, консилиум, родительские собрания, коррекционно-развивающие занятия, консультирование | Результаты исследования, индивидуальные карты развития учащихся, карты ПМСП помощи | ||
2.Социальный статус в классе | Д.Морено «Социометрия» | ||||||||
3.Мотивационная сфера | Балабкина Л.«Методика анализа отношений школьников к учению» | ||||||||
4.Познавательная сфера | Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) | ||||||||
5. Личностная сфера | Резапкина Г. «Профиль обучения» Успенский В. «Опросник готовности к выбору профессии» | ||||||||
6.Эмоционально-волевая сфера | Безруких М. «Анкета напряженности» |
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц[1].
Асоциальное поведение – это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.[2]
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
Дезадаптация ребенка – рассогласование, несоответствие, неприятие ребенком окружающей среды, условий жизнедеятельности. [3]
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное поведение – поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.[4] Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дополнительное образование школы – специально организованный непрерывный, интеграционный воспитательно-образовательный процесс, открытый и доступный для каждого ребенка, с учетом его индивидуальных и конкретных запросов.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[5]
Коррекция предполагает работу по компенсации выявленных отклонений и направлена на ребенка и его микросоциальное окружение.[6]
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия[7];
Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или социальным нормам. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.
Но до сих пор в отечественной психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответствующую социальным нормам. Детей ,чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по- разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социального незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведением», с «асоциальным поведением», и т.п. Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».
Педагогически запущенные дети – дети с отклонениями в поведении, обусловленными педагогическими ошибками и просчетами, а также несвоевременным принятием мер.[8] Это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи) педагогически запущенными детьми не утрачивается.
Права несовершеннолетних детей.
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)[9].
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всесторонне развитие. Уважение его человеческого достоинства.[10]
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов[11].
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих)[12].
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка[13].
Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей в статье 63 Семейного кодекса РФ:
1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей регламентирует статья 64 СК: 1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей[14].
Статья 65. Осуществление родительских прав
1.Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей обозначены в статье 80 Семейного кодекса РФ: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей».
Статья 121 Семейного кодекса РФ гарантируют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Профилактика в технологиях работы с детьми, имеющими проблемы, связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребенка.[15]
Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.[16]
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.[17]
Семейная оздоровительная реабилитация – разработанный в школе комплекс реабилитационных мероприятий с активным участием родителей в этом процессе. Он носит не только информационный, просветительский характер, а подразумевает оздоровление всех членов семьи и состоит из психологических и медицинских мероприятий.
Социально запущенные дети – дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.[18] Такие дети имеют искаженные представления о моральных и этических нормах, зачастую имеют криминальный опыт. В отличие от педагогически запущенных детей они отчуждаются не только от школы, но и от семьи.
Социально незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др.
Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, … направленных на создание им равных возможностей с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.[19]
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
Семья зоны социального риска - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; испытывающая материальные трудности; семья, в которой члены имеют алкогольную зависимость, ведут аморальный образ жизни и т.п.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности[20].
Общая одаренность – одаренность, которая касается всех сторон психической жизни и может проявляться в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода интеллектуальных заданий (например, ребенок, который транслирует высокий уровень обучаемости по всем предметам школьного учебного цикла),
Специальная одаренность - одаренность, проявляющаяся в успешности выполнения какой-либо специальной деятельности (музыкальной, спортивной, художественной и др.). Ситуация, когда человек одарен в какой-либо одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой в природе встречается крайне редко.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные (психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.
Способности[21] –такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.
Одаренный ребенок[22] – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Талант[23] — высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего — способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Креативность[24] — творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор.
Терминология.
Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.[25]
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.[26]
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия[27];
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц[28].
Асоциальное поведение – это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.[29]
Социально запущенные дети – дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.[30] Такие дети имеют искаженные представления о моральных и этических нормах, зачастую имеют криминальный опыт. В отличие от педагогически запущенных детей они отчуждаются не только от школы, но и от семьи.
Социально незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др.
Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Дезадаптация ребенка – рассогласование, несоответствие, неприятие ребенком окружающей среды, условий жизнедеятельности. [31]
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное поведение – поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.[32] Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Профилактика в технологиях работы с детьми, имеющими проблемы, связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребенка.[33]
Коррекция предполагает работу по компенсации выявленных отклонений и направлена на ребенка и его микросоциальное окружение.[34]
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[35]
Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, … направленных на создание им равных возможностей с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.[36]
[1] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
[2] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.
[3] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[4] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[5] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[6] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[7] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
[8] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.
[9] Семейный кодекс РФ, статья 54.
[10] Семейный кодекс РФ, статья 54.
[11] Семейный кодекс РФ, статья 56.
[12] Семейный кодекс РФ, статья 56.
[13] Семейный кодекс РФ, статья 56.
[14] Семейный кодекс РФ, статья 64.
[15] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[16] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.
[17] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
[18] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[19] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[20] Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. – М., Питер, 1999. – с. 90.
[21] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М, 1998.
[22] Рабочая концепция одаренности. М, 1996.
[23] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М, 1998.
[24] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М, 1998.
[25] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.
[26] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
[27] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
[28] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
[29] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.
[30] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[31] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[32] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[33] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[34] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[35] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
[36] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г
Предварительный просмотр:
Типология детей группы риска
"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.
Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.
Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям, представленным в таблице.
Категории | Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска" |
1. Медицинская | Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. Часто и длительно болеют (пропуски по болезни более 40 учебных дней в году). Стоят на учете у психоневролога. Перенесли сложную медицинскую операцию |
2. Социальная | Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. Живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные). Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные) |
3. Учебно-педагогическая | Имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины |
4. Поведенческая | Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическая работа с детьми "группы риска"
Опыт к профилактической работе с несовершеннолетними «группы риска».Я и мир вокруг меня.Г. Чусовой Пермский крайМОУ «ООШ №13»Заместитель директора по ВРШаповалова Л.А....
Программа коррекционной работы с детьми «группы риска» (психолого – педагогической поддержки)
Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физичес...
Работа с детьми "группы риска".
Презентация к докладу....
Анализ работы с детьми "группы риска"
Анализ работы с детьми «группы риска»2011-2012 учебный годКлассный руководитель: Томитова Г.Г.В 3 «б» классе к «группе риска», испытывающими трудности в обучении относятся: Сергей, Никита, Кирилл. Я, ...
РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА.
Этот материал поможет организовать работу с детьми группы риска....
Реферат на тему "Коррекционная работа с детьми "группы риска"".
На протяжении последних лет для системы коррекционного образования стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений и ...
«Работа с детьми группы «Риска» в начальной школе»
из опыта работы классного руководителя 4 класса...