Клуб Я- исследователь
рабочая программа (3 класс) на тему
В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_ya-_issledovatel_kazakova.docx | 41.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 " п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА |
Микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860, тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000 |
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой _____ /Е.В. Крепешева/ Приказ № 207 от «___» ___________ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 1-4
Возраст детей: 7 - 10 лет
Учитель начальных классов:
Казакова Любовь Сергеевна,
первая квалификационная категория
«Согласовано» Зам. директора по образовательному процессу __________/ Колесникова И.В./ | Рассмотрено на заседании методического объединения протокол № ___________ от «____» __________ 20 __г. _____ / Семёнова С.А./руководитель МО |
2014 /2015 учебный год
- Пояснительная записка
В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
Обучающие:
- Учить самостоятельно приобретать новые знания.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
3. Учить сотворчеству детей и взрослых.
4. Учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения.
- Учить самостоятельно ориентироваться в окружающем мире и мире социальных отношений.
- Учить творчески мыслить, обобщать.
Развивающие:
- Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей и действительности).
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развивать желание детей участвовать в совместной деятельности, игровых действиях.
- Развивать навыки содружества педагогов и учеников.
- Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать специальные способы ориентации, экспериментирование и моделирование.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к окружающему мир, уважение к окружающим и сверстникам.
- Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброту, справедливость, правдивость, ответственность.
- Воспитывать в детях чувство восхищения красотой окружающего мира, уважение к ветеранам войны и труда.
- Воспитывать уважительное отношение к «малым народам», их жизни, быту, культуре.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)
Программа предназначена для группы учащихся 2-4 классов. Работа организована в форме клуба по интересам. Учащиеся 2 – 4 классов одновременно посещают занятия клуба. В группе 15 детей (6 мальчиков и 9 девочек). Дети очень любознательные, активные, любящие наблюдать и экспериментировать. Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам. Продолжительность занятия – 40 минут.
В работе по программе используются следующие формы организации работы, методы и приёмы.
Название работы | Цель | Формы организации | Методы и приемы |
Познавательное развитие | Развитие познавательной активности, формирование созидательного, творческого отношения к окружающему миру | Комплексные занятия, кружковая работа; самостоятельная творческая деятельность | Познавательные беседы, проблемные ситуации и игровые задания, игры, экспериментирование, творческие задания |
Мир социальных отношений | Формирование активной, самостоятельной, социально-компетентной личности | Уроки, игры-путешествия | Моделирование проблемных ситуаций; самостоятельная деятельность детей, нравственные беседы |
Здоровьесберегающие технологии, физическое развитие | Формирование физического интеллекта | Индивидуальные занятия, физкульт- минутки | Показ, объяснения, игры на внимание, элементы психогимнастики |
На занятиях клуба реализуются принцип дифференциации учебного материала в зависимости от года обучения.
Организация на занятиях клуба проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка, умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Ученики получают новые знания в разных сферах окружающей действительности.
Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.
Основные особенности программы
1.Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во втором классе, мы возвращаемся к аналогичным занятиям в третьем и четвёртом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
2.Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу и самостоятельную исследовательскую практику. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности. Результаты собственной исследовательской работы дети представляют на мини-конференциях, семинарах, фестивалях.
- Ожидаемые результаты
1. Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
2. В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
3. Учащиеся научатся самостоятельно проводить исследования и выполнять творческие проекты.
III.Содержание подпрограммы
34 часа
Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследование в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать, провести эксперимент и др. в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные).
Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы. Индивидуальная работа по составлению вопросов.
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Индивидуальные задания типа – «что сначала, что потом».
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 часов)
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Выбор темы. Составление плана исследования. Сбор материала.
Обобщение полученных данных. Доклад.
Коллективная игра-исследование.
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований». Экспресс-исследование. Семинар по итогам экскурсии. Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Сообщения о своих коллекциях
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии. Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий.
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов)
Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований. Мини-конференция по итогам собственных исследований. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
IV.Тематическое планирование
Распределение часов
№ | Вид работы | Всего часов | Сроки проведения |
Тренинг | |||
1 | Общая трудоёмкость | 10 | В течении учебного года |
2 | Занятия со всей группой учащихся | 3 | Еженедельно |
3 | Индивидуальная работа | 4 | |
4 | Самостоятельная работа | 3 | |
Исследовательская практика | |||
5 | Общая трудоёмкость | 18 | В течение учебного года |
6 | Занятия со всей группой учащихся | 10 | В течение учебного года |
7 | Индивидуальная работа | 5 | В течение учебного года |
8 | Самостоятельная работа | 3 | В течение учебного года |
Мониторинг | |||
9 | Общая трудоёмкость | 6 | В течение учебного года |
10 | Занятия со всей группой учащихся (мини-конференции) | 4 | В течение учебного года |
11 | Индивидуальная работа | ||
12 | Самостоятельная работа (участие в процедурах защиты исследовательских работ учащихся) | 2 | В течение учебного года |
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | |||
по плану | факт. | по плану | факт. | ||||
Подпрограмма «Тренинг» (10 часов) | |||||||
1 | Что такое исследование | 1 | 03.09 | Знакомство с понятием «исследование». Детские представления о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Знакомство с «матрицей по оценке идей». | |||
2 | Наблюдение и наблюдательность | 1 | 10.09 | ||||
3 | Что такое эксперимент | 1 | 17.09 | ||||
4 | Учимся вырабатывать гипотезы | 1 | 24.09 | ||||
5 | Знакомство с логикой | 1 | 01.10 | ||||
6 | Как задавать вопросы | 1 | 08.10 | ||||
7 | Учимся выделять главное и второстепенное | 1 | 15.10 | ||||
8 | Как делать схемы | 1 | 22.10 | ||||
9 | Как работать с книгой. Что такое парадоксы | 1 | 29.10 | ||||
10 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | 12.11 | ||||
Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 ч) | |||||||
11-13 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | 3 | 19.11 26.11 03.12 | Выбор темы. Составление плана исследования. Сбор материала. Обобщение полученных данных. Подготовка доклада. Каждый ребёнок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. Собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. Перед прогулкой или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа проводит собственное мини-исследование. По итогом этих исследований проводится | |||
14-18 | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» | 5 | 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 | ||||
19 | Экспресс-исследование | 1 | 28.01 | ||||
20-21 | Семинар по итогам экскурсии | 2 | 04.02 11.02 | Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и ответы на вопросы. Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах | |||
22-23 | Коллективная игра-исследование | 2 | 18.02 25.02 | ||||
24-25 | Коллекционирование | 2 | 04.03 11.03 | ||||
26-27 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 2 | 18.03 25.03 | ||||
28 | Сообщения о своих коллекциях | 1 | 01.04 | Семинар, на котором дети сообщают о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы | |||
Подпрограмма «Мониторинг» (6 ч) | |||||||
29-30 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований | 2 | 15.04 22.04 | Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном | |||
31 | Мини-конференция по итогам собственных исследований | 1 | 29.04 | Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном | |||
32 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 | 06.05 | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам | |||
33-34 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 2 | 13.05 20.05 | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам. |
V. Литература
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
- Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации. Проекты. – Волгоград: Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие клуба Я- исследователь
Формирование УУД через применение ТРКМ...
Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (1 класс)
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...
Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (2 класс)
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...
Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (3 класс)
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...
Рабочая программа клуба "Я-исследователь" (4 класс)
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достиж...
Внеурочное занятие клуба "Юный исследователь" на тему "Вулканы"
Внеурочное занятие клуба "Юный исследователь" по теме "Вулканы". Занятие второе по теме. ...
Реализация программы клуба "Я - исследователь"
Программа предназначена для учащихся 4-х классов. Работа организована в форме клуба по интересам....