Память о холокосте - путь к толетарности
классный час (4 класс) по теме

Норинская Татьяна Александровна

"Помнить... и никогда не забывать!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Память о холокосте18.82 КБ
Файл Стихи98.14 КБ

Предварительный просмотр:

«ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ – ПУТЬ К ТОЛЕТАРНОСТИ»

«Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов ГБОУ лицея №1795 «Лосиноостровский г, Москвы»

Цель мероприятия: формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида; ознакомление с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”;

развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;

формирование патриотизма, гражданственности.

Память о Холокосте необходима,

Чтобы наши дети никогда н были жертвами,

Палачами или равнодушными наблюдателями.

(И. Бауэр)

Звучит музыка И.С. Баха «Месса».

Слайд 1

Ведущий : Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает День памяти евреев – жертв нацизма и героев Сопротивления. Знания уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобная ситуация не повторилась против какого-либо народа на Земле. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.

Ведущий : Поэтому, мы с вами, сегодня должны знать, что быть толерантным – значит относиться с уважением к культурным достижениям, традициям людей любой национальности.

С. Рахманинов, второй концерт первая часть для фортепиано с оркестром.

Ведущий : Хотелось вам напомнить о школьнице Тане Савичевой, жительницы Ленинграда, которая вела дневник в страшные дни блокады. Вот несколько страничек этого дневника:

Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра 1941 год» (Жена – это сестра Тани)

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год»

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год» (Лёка – это брат Тани)

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год»

«Дядя Лёша, 10 мая в 4 дня 1942 года»

«Мама, 13 мая в 7:30 утра 1942 год»

«Умерли все»

«Осталось одна Таня» (Зачитывает ученик 4 класса).

Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли… Ленинград находился в блокаде более двух лет.

Слайд 2,3

Ведущий : До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны.

(Выдержки из дневника читает ученик 4 класса. Из брошюры «Катастрофа. День памяти»)

Звучит музыка А. Айги. Музыка к художественному фильму «Страна глухих» (Одиночество).

Ученики четвертого класса читает стихотворение

«Души Холокоста».

Бродят тучи над планетой,

Словно пленнике в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышится мне звуки боли.

Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земли родной предали

И молитвы прошептали.

А в просторах небо где-то

 Тихо бродят тени Гетто,

Словно звездочки на небе,

Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто,

Бродят души Холокоста.

Ведущий : Мы продолжаем с вами серьезный разговор на очень важную тему: Холокост. Холокост – это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами миллионов жертв: евреи, славяне, цыгане… Зверски и жестоко убитыми. Холокост – это величайшее в истории преступление против человечности.

Можно выбрать другую тему для разговора, однако мы глубоко убеждены, что если человечество не будет помнить о Холокосте, они рискуют его повторить.

«Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого  российского народа испокон веков составляла идея общего мира – общего для людей различных национальностей и конфессий».  (В.В. Путин)

Слайд 4

Ведущий : В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35: процентов евреев всего мира, около 3 % цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответсвенности за геноцид – Адольф Гитлер.

Ведущий : В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии: немцев и не немцев. Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в истории носит название Хрустальное. За одну ночь в основном гитлеровской молодежью был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тысяч арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Бухенвальт и Дахау.  Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.

Ведущий : А знаете ли вы, что такое Гетто?

Это в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, гдеобязаны были проживать евреи из прилегающих районов.

Ведущий : Затем немцы начали создавать концентрационные лагеря. От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать  акты сопротивления  Тех, кто заболевал или просто ослабел от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Читают  стихотворение ученики 2 класса «Памяти жертв Холокоста».

Памяти жертв Холокоста «Памяти жертв Холокоста»

Я надену звезду Давида  

В день всемирной  еврейской скорби.

 Мне ни капли  не будет стыдно  

Этой желтой  звезды позорной.

Я надену ее как Память  

О шести миллионах евреев.  

То же самое было б с нами,

 Если б мы родились  в то время.

Нас бы так же  сгноили в гетто,

 Расстреляли во рвах и ярах…  

Разве можно  забыть об этом?  

Эту память  время не старит.

Знаем точно,  что нас сожгли бы  

В бухенвальдской,  в освенцимской топке…  

Разве мир придет под оливы,  

Если будем беспечны  и робки?

Разве станет  обычным шрамом  

Эта кровоточащая рана,  

Если нам продолженьем  драмы  

Угрожают из Тегерана?

Если в мире,  большом и малом,  

Все плодятся темные силы  

И со свастиками вандалы  

Оскверняют наши могилы?

Да, у Памяти груз тяжелый,  

Но его сохранить  должны мы,  

Чтоб с нагрудной  звездою желтой

 Вновь не стать  крематорским дымом.

Новый век — и те же обиды?  

Чем их вырвать  навеки с корнем?  

Я надену звезду Давида  

В день всемирной  еврейской скорби.

Информация по презентации

Слайд 5-13

Читают стихотворение ученики 4 класса “Хана”

Информация по презентации

Слайд 14-19

Ведущий 1:

Давайте помянет казненных

ни в чем не повинных людей

и ими, увы, не рожденных,

не видевших мира детей!

из них – хоть один, но Эйнштэйн…

Да еслибы не Холокост,

читали бы Тору евреи

на Млечном Пути, среди звезд!

Ведущиий 2: Тем не менее полного поименного списка жертв не существует…

Хотя уже прошло две трети века,

я не нашел ответа на вопрос:

Что за душа была у человека,

который мир обрек на Холокост?!

Минута молчания

Слайд 20

Ведущиий 1: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями (И.Бауэр).

Шесть миллионов евреев – растрелянных, удушенных в газовых камерах.

Ученик 1: Шесть миллионов и каждый в отдельности.

Ученик 2: Это – память, противящаяся забвению.

Ученик 3: Это зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Ученик 4: Это убеждение

Нет геноцида против «кого-то», геноцид всегда против всех. – Дети читают хором.

Слайд 21

Ведущий 1: Вот что означает Холокост. Мы это должны и обязаны знать.

Слайд 22

Исполняется песня «Бухенвальдский набат»

(Каждый из детей получает памятку-буклет о внеклассном мероприятии)



Предварительный просмотр:

    Хана

 

К чему у женщины любовь всего сильней?  

У Ханы семь мальчишек, сыновей,

 Семь капель крови, семь живых сердец,

 Как бы гордился – был бы жив отец!  

Погиб отец – что толку слезы лить.  

Одной несладко сыновей растить.

 Но что рыдать одной среди дорог?  

Помогут люди – и поможет Бог.  

 Пусть трудно было – это все вчера.  

Стояли друг за друга, как гора,

 Учили Тору, вместе в поле шли  

И младшего побаловать могли.  

 Соседи любовались, и порой,  

Хвалили Хану - ты у нас герой.  

Таких парней ты вырастить смогла!

 А Хана в храм дары свои несла.  

 Но вот настал жестокий, трудный год.

 Под гнетом греков изнывал народ.  

Храм осквернен и оглашен указ –

 Жестоко покарается отказ.  

Пусть женщина в предел Святой войдет

 и в жертву поросенка принесет.

 Враги хохочут, льется кровь рекою.

 Никто не согласится на такое.  

 Ворвались в дом, схватили сыновей –

 Ну, мать, иди, спасай своих детей!  

Ну что ты, мать, как истукан стоишь?  

Ну, что же ты на помощь не бежишь?  

 Смотри, замучен будет он живьем,  

А, может, в храм сейчас с тобой пойдем?  

Ведь только стоит жертву принести,  

Своих детей могла бы ты спасти!  

 А сын кричит – не бойся палачей,

 и не сдавайся, мамочка, не смей,  

превыше жизней наших Бог Отец,  

Шма, Исраэль! Прими меня, Творец!  

Безмолвный крик…измучена душа…

 К себе прижала Хана малыша.

 И только боль в распахнутых глазах  –

прощай, сынок, до встречи в небесах!  

Удар – и замолчал навек герой.  

В руках у палача уже второй.  

И снова сын глядит в глаза – прощай!..  

Но Бога, мама, ты не предавай!  

 С героя кожа сорвана живьем,  

И третий сын предстал пред палачом,  

За ним четвертый, пятый и шестой…  

«Шма, Исраэль! Прими нас, Боже Мой!»  

 Безумствует пред матерью палач,

 А младший шепчет – мамочка, не плачь,  

Ты поцелуй меня – я не боюсь…  

Что мне сказать, когда к Творцу явлюсь?  

 Трепещет сердце, рвется к небу стон.  

- Скажи, вовек прославлен будет Он.  

Скажи, что, преклоняясь перед ним,  

На смерть пошли мы с именем Святым,  

 Что, как давно когда-то Авраам,  

Я сыновей на жертвенник отдам,  

За свой народ, за Бога своего,  И что прошу о милости Его!  

Скажи еще – услышь, Великий Бог,

 Я совершила больше, чем пророк,  Он отдал Богу сына одного,  

И вот – опять обрел живым его,  

 Я семерых любимых сыновей  Отдам на растерзанье палачей

 Пусть это станет жертвой для Него,

 За все грехи народа моего  

Пусть стихнет гнев Всевышнего на нас,

 Пусть даст спасенье в этот скорбный час…  

Все это ты Святому передай…  

Они идут! Прощай, сынок, прощай!  

Пришел палач, от гнева чуть дыша,  

Из рук у Ханы вырвал малыша.  

- Ну, что, приносишь жертву или нет?

–  Но только стон доносится в ответ.  

Живым малыш разрублен на куски.  

Черны от крови древние пески,  

И только мать убить не удалось.

 Само от горя сердце взорвалось…  

И скорбный крик вознесся к небесам,

 Господь, веди нас отомстить врагам!

 И Бог пришел – повел своей рукой,  

Благословенна женщина – герой…

 

 Я не знаю, как писать о Холокосте,  

Чтобы не было потом страшно.  

Ведь взывают из земли кости,  

И не чьи-нибудь они – наши…  

Как в горящее взглянуть гетто,  

Что б не вздрогнули от слез руки,

 Эти дети навсегда – где-то…

 А могли бы быть уже внуки…  

 Как с улыбкой показать печи  

В распахнувшихся вратах ада?  

Догорают в тишине свечи…  

Лучше, молча, посидим рядом…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о холокосте - путь к толетарности

"Помнить... и никогда не забывать!"...

Память о Холокосте - путь к толерантности

Холокост и нацистский оккупационный режим на территории СССР...

Конкурсная работа регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Данная методическая разработка стала победителем регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности» в двух номинациях «Методич...

Сценарий внеклассного занятия «Память о Холокосте. Путь к толерантности»

Сценарий внеклассного занятия  «Память о Холокосте.Путь к толерантности»...

Память о Холокосте

классный час...

Память о Холокосте – путь к толерантности

Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня) - наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их...

Классный час «Память жертвам Холокоста и освобождение лагеря смерти Аушвиц(Освенцим) силами Красной армии.» 1- 4 классы по региону Республика Крым

Тема:«Память жертвам Холокоста и освобождение лагеря смерти Аушвиц(Освенцим) силами Красной армии.»В этом конспекте я указывала большинство данных о Республике Крым. Много использованных т...